Автор:
Пшонко Валентина Алексеевна
Место работы:
учитель физики I квалификационной категории, МОУ «Кандатская средняя общеобразовательная школа» Красноярский край Тюхтетский район
Урок физики в 7 классе по теме «Инерция»
При планировании данного урока я учитывала особенности памяти, внимания, мышления 12-летних детей, в частности то, что:
- у детей данного возраста появляется логическое мышление;
- становится осмысленным восприятие, т.е. проявляется обобщенность, категориальность его;
- появляется рефлексия познавательной деятельности.
Тип урока – комбинированный. Этот тип урока был выбран мною для того, чтобы актуализировать полученные ранее знания детей и объяснить новый материал.
На уроке были поставлены следующие цели:
1.Сформировать понятие инерция;
2.Учить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;
3.Подготовить учащихся к восприятию 1 закона Ньютона;
4.Развивать логическое мышление, культуру речи.
На уроке были использованы такие методы обучения:
1. Методы получения новых знаний:
-объяснение;
-организация наблюдения;
-демонстрация;
2. Метод выработки учебных умений:
-тест;
3. Методы актуализации знаний:
-беседа;
-повторение;
4. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
-создание ситуаций успеха в обучении;
-формирование готовности восприятия учебного материала;
-предъявление учебных требований;
5. Методы контроля:
-наблюдение за учебной работой учащихся;
-устный фронтальный опрос.
При выборе этих методов были учтены особенности содержания урока: объяснение нового материала и актуализация полученных ранее знаний.
Структура урока (организационный момент, проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся, объяснение нового материала, формирование умений и навыков учащихся, домашнее задание, подведение итогов) была выбрана в соответствии с целями и типом урока.
Этапы выражены. Присутствовали поэтапное обобщение и плавные переходы к новым этапам.
Экономия времени на уроке осуществлялась разумно. Домашнее задание было дано во время, прокомментировано. Итоги были подведены, оценки выставлены объективно, прокомментированы.
Цели были реализованы: дети познакомились с новой темой, вспомнили все изученное ранее о механическом движении, научились объяснять явление инерции. Удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и при этом избежать перегрузки учащихся.
Вообще, работоспособность всего класса осуществлялась за счет повышенного интереса учащихся к материалу.
Высокая психологическая атмосфера в классе обеспечивалась за счет доброжелательного тона. Он звучал в голосе учителя и в голосах учеников.
Причины успехов данного урока заключаются в доступности материала и интереса учащихся к предмету.
Также следует отметить важную роль в применении информационно-коммуникативных технологий и ЦОР на уроке:
- во-первых, привлечение внимания детей к предмету и, непосредственно, к теме урока;
- во-вторых, информационно-коммуникативные технологии и ЦОР позволяют учителю развивать умения и навыки применения новых знаний детьми;
- в-третьих, информационно-коммуникативные технологии и ЦОР позволяют существенно расширить формы работы на уроке.
Из данного урока на будущее можно сделать следующие выводы:
- необходимо поддерживать в учащихся интерес к важному для них предмету;
- следует чаще использовать информационно-коммуникативные технологии и ЦОР на уроках;
- новый материал дети лучше воспринимают, если использован метод организации наблюдения.
Урок физики на тему «Инерция» в 7 классе
Цели: 1) сформировать понятие инерции
2) учить умению находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;
3) подготовить учащихся к восприятию I закона Ньютона;
4)развивать логическое мышление, культуру речи.
Оборудование: прибор для демонстрации законов механики на воздушной подушке, воздуходувка желоб, шар листы бумаги, молоток, рубанок, стакан, 2 ореха, репродукция картины ВЕ Перова «Тройка», разборный
деревянный молоток.
Ход урока
1. Вступление. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам —
Ничто не повторится.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление.
Все будет так и все — не так
Через одно мгновение.
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
II. Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация.
Провожу фронтальный опрос по вопросам: что такое механическое движение? Какие физические величины характеризуют механическое движение? Какое движение называют равномерным и прямолинейным?
Подборка вопросов и заданий "Механическое движение и его относительность
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5eb872ba-e2f8-4c37-b938-a692297f6f19/7_36.swf
Затем проецирую кодограмму (рис. 1) и предлагаю предположить, что автомашина движется равномерно и прямолинейно.
На кодопленку перед машиной помещаю изображение камня. Спрашиваю: Что произойдет с цыпленком, если автомашина встретит на пути препятствие?»
1. Движение по инерции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4276d23-978f-9094-be33-0aaf46810ed5/00144676369483595.htm
При обсуждении этого ввожу понятие инерции (определение) и приглашаю совершить путешествие в страну «Инерция».
III. Изучение нового материала.
Итак, мы начнем наше путешествие с посещения научного центра страны « Инерция».
2. Инерция
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_6.swf
Я — магистр точных наук и приветствую вас в научном центре. Здесь вам предстоит выяснить при каком условии тела движутся. Посмотрите на платформу, находящуюся на столе. Она находится и состоянии покоя. Действую на платформу рукой. Что происходит? Перестаю действовать. Что вы наблюдаете? Так при каком же условии движется тело?
Ученик - Тело движется, если на него действуют другие тела.
— Рад за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. Жил он в IУ в. до н.э. (Проецируется кодограмма с портретом Аристотеля и его Высказыванием: «Все, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения»)
— Утверждения Аристотеля согласуются с повседневным опытом- Посмотрите на репродукцию картины ВЕ Перова «Тройка».. Как бы вы прокомментировали происходящее с точки зрения Аристотеля? Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет. В ХYII в. гениальный итальянский ученый Галилео Галилей, используя опыт как способ получения знаний, пришел к иному суждению. Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. давайте и мы сделаем то же- (демонстрирует: шар скатывается, продолжает движение, но вскоре останавливается.) Почему? Уменьшим трение, и шар катится дальше. А если бы трения не было совсем, то как бы тогда двигался шар?
У ч е н и к. Шар совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).
— Именно такое предположение высказал Галилей в ХYII в. Отметим это в путевых заметках (рис. 2).
4. Видеоролик "Инерция покоя
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C8%ED%E5%F0%F6%E8%FF&context=
current&interface=pupil&class%5B%5D=49&subject%5B%5D=30
Сейчас мы будем наблюдать за движением тела при отсутствии трения. Перед вами прибор, который позволит сделать это. В трубе прямоугольного сечения просверлено множество отверстий, через которые с помощью воздуходувки подается поток воздуха. Он создает воздушную прослойку (подушку) и приподнимает над поверхностью трубы находящиеся на ней тела. Таким образом устраняется трение. Я включу воздуходувку, сообщу платформе скорость, а вы наблюдайте за ее движением. (демонстрирует: платформа непрерывно движется между двумя упорами, находящимися на концах трубы). Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения. Что вы можете сказать о скорости тел, если на них не действуют другие тела?
Ученик. Тело, на которое не действуют другие тела движется с постоянной скоростью.
— Умник! Именно так Галилей сформулировал закон инерции. Отметим это в путевых заметках.
Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или бездействие. Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 37) определение инерции.
Давайте подведем теперь итоги работы в научном центре, дополните мои предложения:
• Инерция — это……
• Первым ввел Понятие инерции ,. в ХУII в…...
• Если бы не было трения. то шар в опыте Галилея двигался бы…..
IУ. Развитие знаний при решения творческих задач. Продолжим наше Путешествие. Давайте поедем на автомобиле. (демонстрируется видеосюжет. На экране телевизора появляется девочка на фоне автомобиля и говорит: «Всем привет. Меня зовут Саша, Я учусь в 6 классе. Мы с папой часто ездим на машине к бабушке в деревню. Я люблю ездить на переднем сиденье. Когда я оказываюсь на своем любимом месте, я пристегиваюсь ремнем безопасности и чувствую себя уверенно, комфортно». Как вы думаете, почему Саны пользуется ремнем безопасности?
Предлагаю вам изобразить поведение пассажиров вовремя поездки в автомобиле. Представьте, что я — водитель. Я:
• резко трогаюсь с места.
• поворачиваю направо,
• поворачиваю налево,
• резко торможу.
Проанализируем, что произошло бы в этих случаях (Учащиеся подводятся к выводу: инерция проявляется, если изменяется значение скорости тела или ее направление, В путевых заметках делается запись,)
— Теперь заглянем в столярную мастерскую. (Надевает рабочий фартук.) Я — столяр. Предлагаю вам изготовить киянку. Это деревянный молоток, который используют для обработки древесины. Возьмите его детали и насадите молоток на рукоятку. Молодцы! Теперь объясните свои действия с использованием термина «инерция».
Ребята! Во время работы у моего рубанка затупился резец. Как извлечь его из колодки? Кто может проделать ту операцию и объяснить происходящее? Рассмотрите рисунок на с. 38 вашего учебника, возможно, там вы найдете подсказку.
Как видите, явление инерции помогло нам подготовить для работы инструменты. Я думаю, в жизни полученные знания обязательно вам пригодятся. А сейчас я приглашаю вас посетить музей вместе с героями мультфильма «Ну, погоди!» При просмотре мультфильма, заметив проявление инерции, надо крикнуть: «Стоп-кадр!» — встать и пояснить происходящее, (демонстрируется 12-й выпуск мультфильма
«Ну, погоди!» — в музее.)
У. Закрепление знаний.
Недавно в стране «Инерция» побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них. (демонстрируется кодограмма — рис. 3.) Какие ошибки допустил Незнайка?
УI. Проверка знаний.
Мы покидаем страну «Инерция», но на выходе нас ждет испытание. (Звучит музыка. Идет самостоятельная работа учащихся.)
Тест к уроку "Инерция"
Проверяет усвоение учебного материала
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b044a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/
YII. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Наше путешествие в страну «Инерция» завершается. Подведем итог.
А теперь я покажу вам еще опыт. В одной руке я держу стакан и 2 ореха и хочу забросить орехи в стакан. (демонстрирует. Опыт не удается.) Ребята! Предлагаю вам проделать этот опыт дома и объяснить происходящее с использованием термина «инерция». Но сначала прочитайте § 17. Желаю успехов!
|