Официальный сайт mydebut 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Маслак Е.Н. Межпредметный элективный курс для 9 класса «Биология среди наук» с использованием ИКТ

Автор: 
Маслак Екатерина Николаевна
Место работы: 
учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 2 с УИОП п. Восточный Омутнинского района Кировской области

 

Межпредметный элективный курс для 9 класса «Биология среди наук» с использованием ИКТ


Дополнительные материалы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

В соответствии с «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года» наряду с другими важными стратегическими задачами, ставится задача профильного обучения в старших классах, которому предшествует предпрофильная подготовка. Учебный план предпрофильной подготовки в 9 классе рекомендует 2/3 времени отводить на специально организованные краткосрочные элективные курсы (курсы по выбору).
Мною разработана программа элективного курса «Биология среди наук», потому что современный подход к изучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами. 

Модернизация образования также идет по пути интеграции естественнонаучных знаний - именно эти знания привели в свое время к возникновению пограничных наук (биофизики, биохимии, космической биологии и др.), они лежат в основе развития новых видов промышленности (например, биотехнологии) и прогрессивных технологий (например, генной инженерии).

Коль скоро эти тенденции прочно вошли в жизнь, они должны найти отражение и в программе по биологии. Конечно, учителя  на отдельных уроках  выстраивают некоторые межпредметные связи, а данный элективный курс призван отразить  комплекс всевозможных связей биологии с другими науками – в этом его новизна.

Цель курса:  создать условия для осознанного выбора школьниками класса профиля дальнейшего обучения  через
- напоминание ученикам о том, что  биология – одна из самых интересных и важных наук,
- знакомство со смежными с биологией науками и
- интеграцию знаний, полученных учащимися по другим школьным предметам

Задачи курса:
1. Образовательные:

  • развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы
  • дать представление о важнейших направлениях науки и техники на доступном для учеников уровне
  • развивают информационную компетентность, закрепляют умение использовать  средства Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsof Power Point, Paint , находить нужную информацию, используя ИНТЕРНЕТ

 

2. Развивающие: продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы учеников

3. Воспитательные: продолжить нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и гигиеническое воспитание учащихся

Использование компьютера при подготовке учителя
к проведению элективного курса:

  • мною создана презентация с помощью Microsoft Power Point для того, чтобы заинтересовать девятиклассников моей программой и сформировать группу для занятий
  • для первого занятия мною создан кроссворд с помощью Microsoft Excel с целью мотивации (ученики должны понять, что они еще не очень много знают,  а  древние философы говорили «Не стыдно не знать – стыдно не хотеть знать», поэтому мотив
  • занятий на моем элективном курсе будет обеспечен).  Этот кроссворд можно использовать и на последнем занятии, как итоговый
  • средствами Microsoft Word:

-   подготовлены брошюры: сборник заданий со словарями  и художественной литературой по теме «Биология и литература» и сборник занимательных задач биологического содержания для занятия «Биология и математика»
- распечатаны задачи – новеллы о растениях, сыгравших некую роль в истории и мифы о происхождении названий бабочек к занятию «История становится ближе», стихи русских поэтов, в которых допущены биологические неточности для занятия «Биология и литература»

  • составлена картотека иллюстраций, аудиофрагментов и текстов Единой коллекции

цифровых и образовательных ресурсов, используемых на занятиях
Цифровые образовательные ресурсы (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерные  программные средства:

  • иллюстрации, аудиофрагменты и тексты Единой коллекции  цифровых

      образовательных ресурсов

  • компакт – диски (учебные электронные издания):

   -   «Биология: лабораторный практикум (6 – 11 класс)»
(Республиканский мультимедиа центр, 2004)
-    «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (ООО «Кирилл и Мефодий», 2004)
-    «Энциклопедия классической музыки» (АО «КОМИНФО», 2002)
-    «Эрмитаж: искусство Западной Европы»  (ЗАО «ИНТЕРСОФТ», 1998)
-    «Шедевры русской живописи» (ООО «Кирилл и Мефодий», 2001)
-    «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
(АО «КОМИНФО», 2001)

  • ИНТЕРНЕТ – сайты:

 - http://www.biodat.ru
- http://www.en.edu.ru/ db/sect
- http://www.rwn.boom.ru
- http://www.zmmu.msu.ru
- http://www.anatomya.com/index.html
- http://www.biodan.narod.ru

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:


Тема 1. Природа в музыке и живописи.


Растения, животные и человек

  • в русских народных песнях и классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского–Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов
  • на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, В.  Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина и др. (в натюрмортах, на портретах, в пейзажах, в
    батальных  и анималистических картинах)
  •  

Тема 2. Биология и литература.
Растения и животные:

  • в пословицах и фразеологизмах,
  • сказках,
  • стихах Э. Асадова и баснях И. Крылова,
  • рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Киплинга, Д. Лондона, Г. Троепольского, И. Тургенева, А. Чехова и других

Тема 3. История становится ближе.

  • Растения, сыгравшие некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.)
  • Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.)
  • Палеонтология, как историческая наука (зарождение и развитие палеонтологии, «говорящие» атомы и молекулы, свидетельства из глубины веков и др.)

Тема 4. Биогеография.

  • Биогеография, как наука.
  • Флора и фауна Евразии, Африки, Австралии, Южной и Северной Америки,

            Антарктиды, Мирового океана.

Тема 5. Биология и математика

  • Как математика помогает биологам.
  • Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить, измерить и т.д.
  • Решение задач по физиологии человека, для желающих - занимательных задач биологического содержания.

Тема 6. Биохимия.

  • Биохимия, как наука.
  • Биохимия растений (химизм почвенного и воздушного питания,  химические вещества, которые запасаются в разных органах растений).
  • Биохимия человека и животных (разнообразные белки, находящиеся в их

            организмах).

Тема 7. Иностранные языки для биологии.
Иноземное происхождением терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека: греческие и латинские корни  и приставки, наиболее часто встречающихся в биологических терминах.

Тема 8. Биофизика. Применение достижений биофизики

  • в микробиологии (приборы для операций на живой клетке: микроманипуляторы,  микроэлектроды, микродатчики),
  • в ботанике (превращение водопроводной воды в дождевую, изучение влияния электричества на фотосинтез, семена и проростки)
  • в науках, изучающих организм человека (влияние электромагнитных волн на  мышцы
    и нервы, физические основы действия радиоактивных излучений на организм)

Тема 9. Бионика.

  • Что такое бионика.
  • Использование в инженерной мысли знаний по ботанике и зоологии: соломина и Останкинская телебашня, дома-«початки», пагоды-«ели», «ухо медузы», гидротон,
    Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое.

Тема 10. Биология и ИКТ.

  • Интерактивные лабораторные работы по биологии.
  • Электронное издание атласа по анатомии и физиологии человека.
  • Коллекция фотоизображений и видеозаписей о растениях и животных на компьютерном диске.
  • ИНТЕРНЕТ – поддержка.

Тема 11. Биотехнология.

  • Что такое биотехнология.
  • Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие.
  • Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия («пища Франкенштейна» - генетически модифицированные
    продукты), клонирование живых организмов (история овечки Долли)

12. Итоговое занятие.

Элективный курс рассчитан на 12 часов, из которых:
· теоретических занятий – 35 % времени курса
· практических занятий – 65 % времени курса, в том числе:
-работа с литературой: с художественной литературой, фразеологическим  
словарем, учебниками ботаники и зоологии,
-решение задач
-мини-конференция
-экскурсии в биохимическую лабораторию МСЧ
-занятия в компьютерном классе с использованием компакт-дисков  
(электронных учебных пособий),  компьютерных программных средств –  
Microsoft Word, Pаint, иллюстраций, аудиофрагментов и текстов из Единой
коллекции цифровых образовательных ресурсов, ИНТЕРНЕТ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА:

Тема занятия                               

    Форма проведения

1. «Природа в
музыке и живописи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Биология и 
литература»

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «История    становится ближе»

 

 

 

4.«Биогеография»

 

 

5. «Биология и
математика»

6. «Биохимия»

 

 

 

 

7.«Иностранные
языки для  биологии»

 

8. «Биофизика»

 

 

 

 

9. «Бионика»

 

 

 

 

10. «Биология и ИКТ»

 

 

 

 

 

 

 

11.«Биотехнология»

 

 

 

 

 

 

12. Итоговое занятие

 Беседа с прослушиванием отрывков из музыкальных произведений с диска «Энциклопедия классической музыки»:
П.И.Чайковский
- «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
- «Танец маленьких лебедей» из балета
«Лебединое озеро»  (с видеофрагментом)
- Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»
- Сен-Санс «Лебедь»
из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

  • П.И. Чайковский - альбом «Времена года»:

     - Март. Песня жаворонка. Аудиофрагмент № 22306
- Апрель. Подснежник. Аудиофрагмент № 22307
- Ноябрь. На тройке. Ауиофрагмент № 22314

  • М.П.Мусоргский – альбом «Картинки с выставки»:

Балет невылупившихся птенцов. Аудиофрагмент № 21553
Посещение виртуальных музеев – знакомство с шедеврами живописи:
диск «Шедевры русской живописи»:
- В.Васнецов «Богатыри»
- А.Венецианов «На пашне»
- Ф. Рокотов «Портрет Струйской»
- В. Борисов – Мусатов «Водоем»
- К.Брюллов «Последний день Помпеи»
- А. Суриков «Утро стрелецкой казни»
диск «Эрмитаж: искусство Западной Европы»
- Караваджо «Юноша с лютней»
- Рубенс «Портрет камеристки»
- Рембрандт «Флора»
- О.Ренуар «Девушка с веером»
диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
жанры: анималистический, пейзаж,  натюрморт,  портрет
из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

  • В. Васнецов «Аленушка»: иллюстрация № 109776,

описание и история создания – текст № 109927

  • А. Венецианов «Жница»: иллюстрация № 123301

           «Спящий пастушок»: иллюстрация № 123296

  • И. Левитан «Вечерний звон»: иллюстрация № 109889 и «Март»: иллюстрация № 109793
  •  В. Серов «Девочка с персиками»:

      иллюстрация № 109720 ,
описание  и история создания: текст № 1089879

  • В.Шишкин «Рожь»: иллюстрация № 109735,

      «Утро в сосновом бору»: иллюстрация № 109790,
описание и история создания: текст № 109838

  • А.Суриков «Взятие снежного городка»: иллюстрация № 123289

Прослушивание и обсуждение басен И. А. Крылова, главными героями которых являются животные
из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- «Волк и ягненок»: аудиофрагмент № 105743
- «Квартет»: аудиофрагмент № 105741
- «Свинья под дубом»: аудиофрагмент № 105745
Выполнение заданий

  • с фразеологическим словарём (диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»): найти фразеологизмы и фразеологические обороты, где упоминаются растения и животные
  • с текстами отрывков  из стихотворений русских поэтов: найти в них биологические неточности

Ученики получают брошюрку с домашним заданием: из предложенных заданий они должны выполнить 5 по своему выбору

Решение задач – новелл, герои которых – растения, сыгравшие некую роль в истории разных государств,
мини – конференция (ученики готовят небольшие сообщения по мифам о названиях бабочек и выступают перед присутствующими)
Обсуждение статьи «Бактерии из захоронений майя» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:текс № 120869

Знакомство с биогеографическими картами на диске «Биология: лабораторный практикум (6 - 11 класс), энциклопедией «Флора и фауна» на ИНТЕРНЕТ – сайте http://www.biodat.ru

Беседа «Организм человека в цифрах», практикум по решению задач по физиологии человека, решение занимательных задач биологического содержания

  • Экскурсия в лабораторию МСЧ по теме: «Биохимический анализ крови»,
  • обсуждение статей из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

- «Белок, спасающий от смерти»: текст № 54104
- «Яды и их владельцы»: анимация № 124891

  • составление кроссворда «Вещества организма человека» средствами Microsoft Excel

Ученики создают средствами Microsoft Word  брошюру из греческих и латинских приставок  и корней слов, наиболее часто встречающихся в биологических
терминах, а затем с ее помощью отвечают на вопросы, расшифровывая термины.

  • Лекция «Человек – пловец в море электромагнитных волн»,
  • обсуждение статей из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

- «Электросварка» живых клеток»: текст № 119763
- «Вернисаж инфракрасных портретов»: текст
№53935
- «Вездесущий ультразвук»: текст № 122911

  • игра «Поле чудес»
  • Беседа, обсуждение статей из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

- «Архитекторы и строители гнезд»: текст № 121586
- «Махолет – мечта или реальность?»: текст № 122684
- «Ацетобулярия – водоросль и модель»: текст № 122116
- «Патенты природы»: текст № 120165

  • выполнение рисунков средствами Paint приборов и сооружений, сконструированных с использованием биологических  знаний

Ученики знакомятся  со статьей  из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: «Биоинформатика»: текст № 54077
выполняют лабораторные работы по ботанике, зоологии и анатомии человека  с диска «Биология: лабораторный практикум (6 – 11 класс)»
знакомятся с коллекцией фотоизображений и видеозаписей о животных и электронным изданием атласа по анатомии человека  этого электронного пособия, находят информацию о растения, животных и человеке на ИНТЕРНЕТ - сайтах
http://www.rwn.boom.ru
http://www.zmmu.msu.ru
http://www.anatomya.com/index.html

Ученики знакомятся  со статьями из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- «Бифштекс из пробирки»: текст № 53604
- «Биотехнология на службе безопасности»: текст № 54039
и собирают  информацию в ИНТЕРНЕТ по теме:

  • традиционная биотехнология: хлебопечение, виноделие, производство молочно – кислых продуктов
  • новейшая биотехнология: производство антибиотиков и ферментов, генная инженерия (производство генетически модифицированных продуктов и т.д.) и клеточная инженерия (клонирование и т.д.)

Анкетирование, заполнение итогового кроссворда, беседа с подведением итогов работы.

КОНТРОЛЬ:
ученик получает «зачет» по итогам:

  • составления кроссворда «Вещества организма человека» средствами Microsoft Excel
  • создания брошюры с биологическими терминами  средствами Microsoft Word 
  • выполнения рисунков средствами Paint приборов и сооружений, сконструированных с использованием биологических  знаний
  • выполнения 3 интерактивных лабораторных работ по ботанике, зоологии, анатомии человека
  • сбора информации по теме «Биотехнология» в ИНТЕРНЕТ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:


- Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М. Физика в живой природе: Минск, Народная асвета, 1984
- Гар М. Тоже математика: больше, чем задачник: М., МАСС МЕДИА,1995
- Литвинов А.В. Историческая оранжерея: журналы Биология в школе №6 – 2003, №8 –
2003, №2 – 2004
- Мартьянов В.Н. Птицы, бабочки и мифы: журнал  Биология в школе №1 – 1997
- Рохлов В., Теремов А. Петросова Р. Занимательная ботаника: М., АСТ –Пресс, 1999
- Сикало Н.А. Урок парадоксов:  журнал Биология в школе №3 – 2004
- Теремов А., Рохлов В.  Занимательная зоология: М, АСТ - Пресс, 2002
- Фридман М.В. Учитесь работать с биологическими терминами: журнал Биология  для школьников №3 – 2004

 

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ:
В результате посещения данного элективного курса учащиеся: 

  • ученики еще раз убеждаются в том, что биология – одна из самых интересных наук
  • получают представление о смежных с биологией науках и достижениях науки и техники на доступном для них уровне
  • развивают информационную компетентность, закрепляют умение использовать  средства Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Paint  и находить нужную информацию, используя ИНТЕРНЕТ
  • выбирают профиль обучения в старших классах.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн