Сведения об авторе:
- Место работы: Владимирский институт повышения квалификации работников образования (ВИПКРО);
- Подразделение: Региональный центр дистанционного обучения (РЦДО);
- Должность: ст. преподаватель;
- Соискатель степени кандидата педагогических наук (специальность 13.00.08).
- Адрес электронной почты: [email protected]
Аннотация: В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели подготовки педагогов к профессиональному общению и совместной деятельности в сети Интернет в рамках системы дополнительного профессионального образования. В работе описаны модель подготовки и условия её функционирования в региональной системе повышения квалификации работников образования.
Образование обеспечивает способность человека к самореализации и умение критически оценить себя с точки зрения соответствия общественным критериям. По замечанию С.Г. Вершловского, образование в известном смысле творит личность, т.е. «обеспечивает наиболее полное и многостороннее развитие интеллектуальных и духовных возможностей индивида» [1, с. 35]. По мнению С.И. Змеева, е сли ранее основной целью образования была подготовка человека к производственной жизни, то теперь оно призвано обеспечить многостороннюю подготовку инди вида к жизни во всех ее проявлениях , развить способность адаптироваться к изменениям окружающего ми ра. Иными словами, на современном этапе цель образования — обеспечить не только «оптимизацию профессиональной мобильности», но и предоставить че ловеку возможность осуществляться, формировать у него «постоянное желание учиться и создавать себя» [2, с. 35]. Сегодня образование мыслится как непрерывный открытый процесс, происходящий не только в образовательных учреждениях под руководст вом преподавателей-профессионалов, а повсюду и в результате воздействия лиц, обладающих определенным опытом и стремящихся пере дать его другим.
Использование интернет-технологий для организации обучения и профессионального сетевого общения педагогов открывает новые возможности для их образования и самообразования. Исследования А.А. Андреева, Е.С. Полат, А.М. Семибратова, В.И. Солдаткина и других ученых свидетельствуют о том, что использование интернет-технологий снимает временные и пространственные ограничения взаимодействия педагогов друг с другом, позволяет повысить квалификацию, обменяться опытом работы, найти единомышленников, работать над совместными проектами, расширить свой кругозор, круг общения и др. Дистанционная форма обучения с использованием сети Интернет формирует у педагога опыт непрерывного образования, профессионального общения и коллективной деятельности.
Однако внедрению дистанционного обучения в дополнительное профессиональное образование и организации сетевых педагогических сообществ препятствуют различные факторы, среди которых - дефицит «живого» общения, свойственный виртуальному взаимодействию; низкий уровень компьютерной грамотности большинства российских педагогов; особенности зрелого возраста; сложившиеся стереотипы (в том числе и в профессиональной деятельности) и др., что делает актуальной проблему подготовки учителя к сетевому общению в системе дополнительного профессионального образования.
Как считает Л.Н. Горбунова, дополнительное профессиональное образование, в частности, педагогическое (повышение квалификации и стажировка) имеет свою специфику. Во-первых, ввиду отсутствия государственных образовательных стандартов образовательные программы повышения квалификации создаются на основе выявления актуальных или прогнозирования перспективных профессиональных затруднений работников образования. Трудоёмкость создания программ в сочетании с кратковременностью их действия затрудняет деятельность андрагогов (специалистов в области обучения взрослых) – даже при хорошо отлаженной службе создания дистанционных курсов [3, с. 29]. Во-вторых, изменения в целевых установках системы повышения квалификации на современном этапе диктуют необходимость создания условий для самостоятельного преобразования сложившейся системы профессиональной деятельности. В этих обстоятельствах значима организация рефлексивной практики обучающегося, тренинговый режим курсов, обеспечивающий осознание проблем профессиональной деятельности, проживание нового опыта их преодоления. Отсюда - необходимость в общении, в обмене эмоциями, что непросто осуществлять даже в рамках традиционного очного обучения и ещё сложнее – в дистанционном режиме [Там же].
Новая роль преподавателя в системе дистанционного обучения предполагает, что на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Преподаватель (тьютор) управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном развитии. Важнейшей задачей для системы дополнительного профессионального образования Л.Н.Горбунова считает поиск, разработку и апробацию оптимальных форм взаимодействия с педагогом.
Для решения данной проблемы с 2004 года на базе Регионального центра дистанционного обучения Владимирского института повышения квалификации работников образования (ВИПКРО) проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию готовности педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет.
Результатом диалогового взаимодействия в сети Интернет является формирование положительной мотивации к сетевому взаимодействию за счет преодоления возрастных и культурных барьеров; развитие у участников взаимодействия социально значимых личностных качеств на основе усвоения традиционных ценностей отечественной культуры; повышение уровня профессионализма педагогов.
Диалоговое взаимодействие в сети Интернет имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными, ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети. Анализ различных концепций учебного диалога, опирающихся на идеи М.М. Бахтина и представленных в трудах Е.С. Беловой, Л.И. Богомоловой, А.В. Гаврилина, С.Ю. Курганова, Т.К. Мухиной, Э.А. Недзвецкой, Л.В. Суровой, С.А. Шеина, Н.А. Щурковой и др., позволил сформулировать определение понятия «диалоговое взаимодействие педагогов в сетевых сообществах». Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами образовательного процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. Его результатом является общность субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого, обусловленной его ментальностью и жизненным (витагенным) опытом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.
Опытно-экспериментальная работа на этапе формирующего эксперимента была ориентирована на разработку, описание и апробацию модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сети Интернет, включающую следующие компоненты:
- Формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания , отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы, в том числе и за счет информирования педагогов о деятельности сетевых педагогических сообществ на очных инструктивно-методических семинарах, совещаниях, конференциях и др. ( мотивационный уровень ).
- Подготовка педагогов к сетевому диалоговому взаимодействию в региональной системе повышения квалификации работников образования ( информационный уровень ). Основу составляет курсовая подготовка педагогов в рамках дистанционных, очно-дистанционных, очных курсов повышения квалификации на базе учреждения дополнительного профессионального образования, в процессе работы которых формируется базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, осваиваются основные каналов сетевой коммуникации, создаются условия для овладения правилами поведения в сети и сетевого этикета . Развитие региональной системы подготовки тьюторов для оказания методической помощи педагогам в использовании информационно-коммуникационных технологий на муниципальном и институциональном уровнях также позволяет значительно повысить уровень компьютерной грамотности педагогов. Большое значение для развития сетевых сообществ имеют индивидуальные консультации преподавателей системы повышения квалификации работников образования по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
- Методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых профессиональных сообществ ( практически-действенный уровень) . На региональном образовательном сайте « Wiki -Владимир» ( http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru ) организуется проведение региональных телекоммуникационных проектов для педагогов и школьников; в режиме индивидуальных консультаций осуществляется координация деятельности школьных команд в рамках проектной деятельности и подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях. Методика сопровождения участия педагогов в межрегиональных и всероссийских конкурсах педагогического мастерства включает в себя следующие направления деятельности (см. табл. 1):
Направление деятельности
|
Формы работы с педагогом
|
Консультанты
|
- совершенствование информационно-коммуникационной компетентности педагогов (повышение уровня владения информационно-коммуникационными технологиями)
|
- курсовая подготовка,
- индивидуальные занятия,
- групповые и индивидуальные консультации в очной и заочной (через Интернет) форме
|
- методисты и преподаватели РЦДО,
- тьюторы муниципальных ресурсных центров
|
- анализ и рецензирование конкурсных материалов педагогов
|
- курсовая подготовка,
- индивидуальные занятия,
- групповые и индивидуальные консультации в очной и заочной (через Интернет) форме
|
- методисты предметных кабинетов и преподаватели кафедр ВИПКРО;
- методисты муниципальных служб
|
Таблица1. Направления деятельности методического сопровождения участия педагогов в сетевых мероприятиях.
Основные компоненты разработанной и апробированной модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных собществах представлены в таблице:
Цель: подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых сообществах на мотивационном, информационном и практически-действенном уровнях.
|
Задачи:
- формирование у педагогов мотивации и осознания необходимости включения в диалоговое взаимодействие,
- создание условий для развития эмпатических способностей педагогов;
- формирование базовой информационно-коммуникационной компетентности педагога, включая освоение им основных каналов сетевой коммуникации;
- создание условий для овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, правилами сетевого этикета;
- развитие навыков совместной деятельности в сети Интернет (в том числе с использованием социальных сервисов).
|
|
Содержание и формы деятельности по формированию готовности к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах :
• на мотивационном уровне - формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания , отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы;
|
• на информационном уровне - обучение педагогов в системе повышения квалификации работников образования в различных формах:
- курсовая подготовка на базе учреждения дополнительного профессионального образования (курсы ПК в дистанционной форме, тематические курсы, семинары и тренинги в очной, дистанционной и очно-дистанционной формах);
- деятельность региональной системы тьюторов муниципальной тьюторской службы по формированию базовой ИКТ-подготовки и для оказания методической поддержки педагогов в территориях ;
- индивидуальные консультации преподавателей ИПКРО по вопросам использования социальных сервисов Интернет в образовательном процессе;
|
• на практически-действенном уровне - методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в рамках сетевых сообществ, включающая следующие направления деятельности:
- организация в рамках сетевого сообщества проектной деятельности с использованием социальных сервисов Интернет.
- координация деятельности школьных команд в рамках региональных телекоммуникационных проектов;
- подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях.
|
|
Критерии оценки готовности педагога к сетевому диалоговому взаимодействию определяются
- наличием положительной мотивации к участию в сетевом профессиональном общении, эмпатических способностей, уважительным и заинтересованным отношением к иной позиции, умением слушать и слышать и др.;
- сформированностью базовой информационно-коммуникационной компетентности педагога, включая освоение основных каналов сетевой коммуникации, овладение вербальными и невербальными средствами коммуникации, знание правил сетевого этикета;
- умением применять имеющиеся знания в процессе общения и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах .
|
|
Ожидаемый результат : участие педагогов в деятельности сетевых сообществ, основанной на диалоговом взаимодействии педагогов и способствующей росту их профессиональной компетентности, а именно:
- повышению уровня квалификации педагогов;
- успешному участию в региональных и общенациональных проектах (конкурсах, марафонах и др. сетевых мероприятиях);
- деятельности в инновационном режиме, проявлению сетевых инициатив.
|
Кроме того, в процессе эксперимента были выявлены условия эффективности реализации модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сети Интернет, среди которых основными являются:
- обеспечение психологического комфорта в процессе подготовки (создание на форуме, семинаре, в процессе осуществления телекоммуникационного проекта атмосферы доброжелательности, ситуации успеха);
- индивидуальный подход (учет возрастных, ментальных и индивидуально-личностных особенностей участников сетевого общения, их мировоззренческих позиций) ;
- непрерывность процесса подготовки (подготовка тьюторов для оказания помощи в использовании информационно-коммуникационных технологий, методической поддержки в случае профессиональных затруднений);
- практико-ориентированная направленность процесса подготовки (организация в рамках профессионального сетевого сообщества телекоммуникационных проектов с использованием социальных сервисов Интернет).
Результаты опытной работы позволили констатировать эффективность апробированной модели подготовки педагога к сетевому диалоговому взаимодействию в системе дополнительного профессионального образования. Так, активное диалоговое взаимодействие слушателей в сети Интернет с координаторами дистанционного обучения и друг с другом, а также опосредованное - с методистами и преподавателями кафедр – обусловило повышение результативности курсовой подготовки с 2005 по 2008 учебный год ( см. диаграмму № 1):
Диаграмма № 1.Результаты курсовой подготовки (курсы повышения квалификации в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий).
Анализ продуктов рефлексивной деятельности слушателей дистанционных, очно-дистанционных, очных курсов повышения квалификации (анкетирование, рефлексия в блоге и на вики-сайте), свидетельствовал о том, что в процессе обучения имело место диалоговое взаимодействие слушателей и преподавателя, а именно:
- было предъявлено профессионально интересное и личностно значимое содержание;
- создана ситуация эмоционального и психологического комфорта («доброжелательная и творческая атмосфера») в том числе благодаря личностным качествам преподавателя, его следованию требованиям этикета общения («терпеливость, внимательность, воспитанность»);
- у слушателей появилось стремление применить полученные знания и навыки на практике, работать в данном направлении и сотрудничать с коллегами.
В рамках системы подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в период эксперимента на региональном образовательном сайте « Wiki -Владимир» ( http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru ) созданы и активно развиваются 5 сетевых сообществ педагогов (тьюторов, учителей информатики, технологии, педагогов-словесников, библиотекарей). Деятельность сетевых сообществ, основанная на диалоговом взаимодействии учителей, способствует росту профессиональной компетентности педагогов , что подтверждается:
- повышением уровня квалификации педагогов;
- успешным участием в региональных и общенациональных проектах (конкурсах, марафонах и др. сетевых мероприятиях);
- деятельностью в инновационном режиме, проявлением сетевых инициатив.
Опыт работы Владимирского института повышения квалификации работников образования по формированию готовности педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет свидетельствует о том, что р еализация на практике продуманной, научно обоснованной андрагогической модели способствует повышению уровня профессиональной компетентности ИКТ-активных педагогов, развитию навыков коллективной работы, умений сочетать личную ответственность и общественные интересы, удовлетворению об разовательных и — шире — духовных потребностей личности, дальнейшему развитию гуманистических ценностных ориентаций педагога.
Список литературы:
- Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы [Текст] / С.Г. Вершловский. - М., 1987. - С. 15 - 53.
- Змеёв, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых [Текст] / С.И. Змеёв. М. : ПЕР СЭ, 2003. - 207 с.
- Горбунова, Л.Н. Дистанционное повышение квалификации: идущие навстречу [Текст] / Л.Н. Горбунова [и др.] // Дистанционное обучение : сборник статей. - М.: Некоммерческое партнёрство "Современные технологии в образовании и культуре", 2006. - С. 28 - 32.
|