Цель урока:
Сценарий агитбригады «НАБАТ»
МОУ «СОШ № 27»
Октябрьского района
г. Саратова
Руководитель
учитель биологии и экологии
Амирова Жанслу Зайкуновна.
Все: Вас приветствует агитбригада МОУ «СОШ № 27»
Наш девиз:
Мы защитники природы!
Рады ей помочь всегда!
Не замутим грязью воды,
Птичьего не разорим гнезда!
Звучит песня «Земля» - исполняет Каряпкина Юлия.
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой,
И шепчут нам материки
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги! Видеозапись (Красоты планеты - Земля)
Ведущий: Да, много выпало на долю Земли…
- Потепление климата
- Таяние ледников
- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и воду
- Наводнения
- Пожары
- Выбросы промышленных отходов
На некоторых из проблем загрязнения окружающей среды нам бы хотелось вам рассказать.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ МОЖЕТ БЫТЬ ЕСТЕСТВЕННЫМ И ИСКУСТВЕННЫМ(АНТРОПОГЕННЫМ). ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРОИСХОДИТ ПРИ ИЗВЕРЖЕНИИ ВУЛКАНОВ,ВЫВЕТРИВАНИИ ГОРНЫХ ПОРОД, ПЫЛЬНЫХ БУРЯХ, ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ,ВЫНОСЕ В АТМОСФЕРУ КРИСТАЛИКОВ СОЛЕЙ.
1-ый. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основные поставщики загрязнений – промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц на 1 км² в сутки. Мощными поставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат цементные заводы.
2-ой. Главный химический загрязнитель атмосферы – сернистый газ, выделяющийся при сжигании каменного угля, сланцев, нефти, при выплавке железа, меди, производстве серной кислоты и др.Сернистый газ служит причиной выпадения кислотных дождей.
При высокой концентрации сернистого газа, пыли, дыма во влажную тихую погоду в промышленных районах возникает белый, или влажный, смог – ядовитый туман, резко ухудшающий условия жизни людей. В Лондоне во время такого смога из-за обострения легочных и сердечных заболеваний с 5 по 9 декабря 1952 г. умерло на 4000 человек больше, чем обычно.
3-ий. В больших городах и густонаселённых районах первенство в загрязнении атмосферы переходит от промышленности к автомобильному транспорту. С выхлопными газами в атмосферу поступают угарный газ, оксиды азота, углеводороды. В некоторые сорта бензина в качестве антидетонатора добавляют тетраэтилсвинец, при этом в атмосферу с выхлопными газами поступают мелкие частички свинцовой пыли. Наибольшее количество загрязнений поступает от автомобилей с плохо отлаженными двигателями и работающими на холостом ходу.
-ый. Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды –радиоактивное. Оно представляет угрозу для здоровья и жизни людей, животных и растений не только ныне живущих поколений, но и их потомков из-за появления многочисленных мутационных уродств. Последствия такого мутагенного влияния на растения, животных и человека изучены еще плохо и труднопредсказуемы. В районах умеренного радиоактивного загрязнения увеличивается число людей, заболевших лейкозами.
5-ый. Источниками радиоактивного загрязнения служат экспериментальные взрывы атомных и водородных бомб. Радиоактивные вещества выделяются в атмосферу при изготовлении ядерного оружия, атомными реакторами электростанций, при дезактивации радиоактивных отходов и др.
Сейчас стало понятно, что не существует такой малой дозы ионизирующего излучения, которая была бы безопасна
6 - ой. С развитием промышленности и транспорта кислород во все больших количествах используется при горение. Например: легковой автомобиль за 1,5 тыс.км. пробега расходует суточную норму кислорода одного человека( в среднем человек в сутки потребляет 500 л. кислорода, пропуская через легкие 12 и. воздуха).
7 – ой. Самой страшной в истории человечества была авария на 4 –м блоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. Произошло разрушение, расплавление, испарение и вынос в атмосферу ядерного топлива.
Всего испарилось и попало в атмосферу около 50 т. ядерного топлива. Радиоактивные вещества поднялись на высоту до 11 км загрязнение охватило территорию Украины, Белоруссии и Центральные области России
8-ой. В атмосферу Земли в результате человеческой деятельности ежегодно выбрасывается 156 млн. тонн сернистого газа, 60 млн.тонн оксидов азота. Там где много промышленных предприятий, воздух загрязняется сильнее. Например, в Токио ежемесячно на каждый квадратный километр городской территории выпадает 34 т. сажи, в Нью- Йорке - 17 т. В Магнитогорске в 1990 г. в мартеновских печах выплавилось 16 млн.т стали в год, а объем загрязнений, выбрасываемых в атмосферу, составлял 870 тыс. тонн в год, или по 20 тонн в год на душу населения. Только половина выбросов проходила через фильтры, которые улавливали лишь 1/3 ядовитых веществ.
Музыкальная запись «Стон Земли»
На сцену выходит девушка, за ней юноша, они к чему-то прислушиваются…
Девушка: Ты слышишь, кто-то нас зовет?! Кому – то страшно, жутко, больно!
Юноша: Ну, ладно причитать, уже довольно! Не человек на помощь звал, то мать-земля от горечи вздыхает.
Девушка: Земля жива? Да как же! В ней живого нет крупицы.
Жив человек, животные и птицы.
Да даже червь, букашка, рыба.
Но как землица может быть живой?
Что говоришь? Ты дружишь с головой?
Юноша: Садись поближе и послушай ты меня.
Вот, скажем, осень… Дождь идет…
Гляди, землица наша пьет.
Зимою спит, весной встает,
И все кругом уже цветет.
Девушка: Я поняла. А реки – кровь,
А гумус – кожный ей покров –
Дрожит от взрывов, как от страха,
А лес-тайга – земли рубаха.
Прости, ведь я не думала тогда,
Что матушка-земля жива!
И думаю, не все и люди знают,
Что мать свою родную обижают.
Мы любим лишь себя и уважаем,
И дом свой, и квартиру прибираем.
У нас-то чисто, а земли не жалко,
Земля отныне – как большая свалка.
Юноша: Я Земля! Я – в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут.
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.
Конфету съел – и что, малыш,
Бросаешь фантик, не глядишь?
Пуста бутылка, все испил?
А унести не стало сил?
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой.
Я задыхаюсь, не молчу. Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой! (Земля уходит)
Вместе: Что завтра будет? И подумать страшно…
Надо юннатов скорей собирать, агитбригаду создавать.
Ведь вместе же великая мы сила! (Уходят)
Ведущий: У нас в гостях прямо из леса белоствольная красавица (на сцене появляется девочка в костюме березы, она читает стихотворение).
Я береза белая, я в лесу росла,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду
С самого начала речь я поведу.
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной.
Приходили люди в летний жаркий день,
Под моими ветками находили тень.
Но житью хорошему вдруг настал конец,
В лес пришёл однажды мальчишка-сорванец.
Он изрезал ножичком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала умру.
Он не успокоился, он поджег меня,
Корчились листочки, сохли от огня.
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про березку белую в пламени, в дыму.
Ведь березка каждая тоже хочет жить,
С ветерком шептаться, с ручейком дружить.
Ведь березку каждую следует беречь,
Но зачем березку резать или жечь.
Ведущий: Очень бы хотелось, чтобы эти цифры и факты не прошли мимо вашей души. Если мы хотим сохранить человечество, мы обязаны хранить основу нашего существования – природу Земли.
Звучит музыка. На сцену выходят Витя, Оля, Коля и Миша; они спорят, что-то доказывают друг другу. К ним подходит ведущий.
Ведущий: О чём спор? Что вы за проблемы решаете?
Оля: Да вот, услышали о глобальных проблемах Земли и спорим. Вот Витя и говорит…
Витя: Постой, я сам. Много тут про охрану природы говорили, а что можем сделать мы? Пусть об этом взрослые дяди и тети думают. А нам это не под силу.
Коля: Не под силу говоришь? Неправда, мы многое чего сделать можем.
Витя: Ну что, например? Что?
(Ребята советуются, спорят)
Коля: Вот, например, самим соблюдать правила поведения в природе. А это значит…
Оля: Не засорять места, где ты отдыхаешь.
Маша: Не рвать целыми охапками цветы.
Коля: Идя в лес за грибами, взять с собой нож, чтобы срезать гриб, а не вырывать его с корнем.
Миша: Не ломать черемуху.
Оля: Не разводить где попало костров в лесу.
Маша: если ты взял сок у березы, замажь эту ранку землей. А лучше всего не бери.
Оля: А еще мы можем создать общество защиты домашних животных.
Маша: А разве нельзя выставить экологический пост во время цветения черемухи и сирени?
Коля: Вот видишь, всё это нам под силу.
Ведущий: Хотелось бы, чтобы наша планета оставалась такой же красивой, и парили в небе прекрасные птицы – белые лебеди.
Танец «Белые лебеди».
Выступление об итогах результативной работы детской организации «Юный вавиловец» (видеоматериал в презентации).
Все вместе:
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! БЕРЕГИТЕ!
ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ,
БАБОЧКУ НА ЛИСТЬЯХ ПОВИЛИКИ,
НА ТРОПИНКАХ СОЛНЕЧНЫЕ БЛИКИ,
НА КАМНЯХ ИГРАЮЩЕГО КРАБА,
НАД ПУСТЫНЕЙ ТЕНЬ ОТ БАОБАБА,
ЯСТРЕБА, ПАРЯЩЕГО НАД ПЛЕМ,
ЯСНЫЙ МЕСЯЦ НАД РОДНЫМ ПОКОЕМ
ЛАСТОЧКУ, МЕЛЬКАЮЩУЮ В НЕБЕ,
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ! БЕРЕГИТЕ!
Ведущая: Звучит песня «Дорогою добра» (исполняет коллектив )
Мы, юные хранители природы, клянемся:
- Жить и учиться так, чтобы быть полезным своему Отечеству.
- Быть честным и правдивым.
- Любить и заботиться о своих меньших братьев.
- Постоянно охранять окружающую нас природу.
- Быть примером для всех, кому дорога наша планета Земля.
6.Ведущая: Мы желаем добра, мира и красоты нашей планете!
До новых встреч!