Цель урока:
Тема: Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией
Цель: научить различать перечислительную интонацию(при однородных членах, соединенных союзами); отработать постановку знаков препинания при них; развивать связную речь, выразительное чтение текста с однородными членами
Ход урока
1. Орг.момент
2. Словарный диктант
По-зимнему холодно, настроен по-деловому, в десятых числах декабря, англо-русский словарь, по-июльски жарко, сделал волей-неволей, где-то забыл, живёшь бок о бок со школой, крепко-накрепко запомни, по-заячьи труслив, северо-западный ветер, древнегреческий эпос, шёпот, мальчонка, лучом, свежо, шорох, ещё.
3. Работа с учебником
Найти и подчеркнуть однородные члены, указать слово, к которому они относятся.
Сады цветут, благоухают, белеют, радуют.
Интересную, долгую, насыщенную и светлую жизнь прожил академик Лихачёв.
Верить в людей, делать добро, служить Отечеству – призвание патриотов Отчизны.
4. Закрепление материала.
Запишите предложения, составьте их схемы
Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам.
Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.
Были это веселы, смелые , сильные люди.
Москва, Москва!...Люблю тебя, как сын, как русский, - пламенно, сильно, нежно!
Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звездами, угасали и снова вспыхивали.
Вывод: в предложении может быть не один ряд однородных членов.
В некоторых предложениях слова могут повторяться, но при этом они не являются однородными членами предложения: Зимы ждала, ждала природа. Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад.
Они употребляются в предложении для того, чтобы подчеркнуть множество предметов или длительность действия, его повторяемость, а также для большей выразительности сообщения. Такие сочетания слов рассматриваются как один член предложения.
Однородные члены могут связываться при помощи сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации.
Однородные члены, связанные союзами
|
Однородные члены, связанные интонацией
|
Без труда не может быть чистой и радостной жизнь
|
Стал накрапывать редкий, мелкий дождь.
|
Казалось, ни одна травка, ни одно облако не шевелилось.
|
Мысли мои, моё имя, мои труды будут принадлежать России.
|
То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов.
|
Быстро замелькали оголенные рощицы, болотца, возвышенности, развалины домов.
|
Упр.235
Первый словарь русского языка был создан в Российской Академии Наук и увидал свет в 1794 году. В создании словаря приняли участие академики, писатели, любители российской словесности. Среди академиков были астроном, естествоиспытатель, медик, историк, географ, натуралист. Идея составления словаря была близка Г.Р. Державину, Д.И.Фонвизину, Я.Б. Княжнину. Организовала работу над словарем директор Петербургской АН и президент Российской Академии - Дашкова Екатерина Романовна. Дашкова получила превосходное по тому времени образование. ЕЕ обучали немецкому, французскому, итальянскому языкам, истории, географии, арифметике, катехизису. За границей Дашкова общалась с Вольтером Скоттом, Дидро, Адамом Смитом. Дашкова - государственный деятель, , ученый, организатор науки.
5. Д/з $ 41 упр.240