Используемые учебники и учебные пособия:
"Экосистема озера" для 3-го класса (ОС "Школа–2100")
ЦЕЛИ УРОКА:
- создать условия для формирования первичного представления об озере как экосистеме;
- познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира озера, их ролью в экосистеме;
- закрепить степень усвоения учащимися нового материала и ранее изученной информации об экосистеме;
- развивать логическое мышление учащихся через установление причинно - следственных связей, сравнение;
- развивать речь, память, представление, воображение, фантазию, интерес к предмету окружающего мира и другим наукам;
- формировать навык в сфере самостоятельной деятельности и работы в команде;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Цели урока
Минимум и максимум
Объяснять мир: Познакомиться с животными и растениями озёр, их "профессиями" в экосистеме. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. Приводить примеры живых организмов разных профессий. Называть, из чего состоит экосистема.
Отношение к миру: Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Минимум: Экосистема озера. Повторяем: круговорот веществ; потребители, производители, разрушители
Максимум: Проточные, бессточные озёра; планктон
ОБОРУДОВАНИЕ:
А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100");
А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");
Карточки «И1…», карточки с опорными словами к понятию «экосистема»; памятка №1(работа в группе) №2 (самооценка); сигналы; листы самооценки (результаты исследования); карточки-задания; карточки-слова для цепи питания.
мультимедийная установка;
Экосистема озера. Ink
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - начальный.
ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ - классно-урочная, фронтальная, групповая
ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ:
Дети приобретают навыки в сфере самостоятельной деятельности и работы в команде;
У детей формируется навык приобретения знаний путём поиска материала в учебной литературе и анализа его результатов,
Роль учителя в создании проблемной ситуации на уроке и путём подводящего диалога вывести детей к решению проблемы.
Урок проводится в классе с использованием мультимедийной установки, интерактивной доски.
ХОД УРОКА
Слайд 1
– Прозвенел давно, звонок начинается урок.
II. Актуализация знаний.
У детей на столах лежат карточки-слова.
- Ребята, у некоторых из вас на столах лежат карточки-слова, возьмите их и выйдите к доске.
единство живая и неживая природа сообщество живые организмы
разные профессии способно совместные усилия поддержка круговорот веществ
- Для определения какого понятия эти слова являются опорными?
(Это опорные слова для определения экосистемы)
- Что такое экосистема?
(Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных "профессий" способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)
Слайд 2
- Назовите составные части экосистемы.
(Экосистема включает в себя воздух, воду, почву, горные породы, производители, потребители и разрушители)
Слайд 2 кластер
- Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ).
- Как вы понимаете сочетание слов "круговорот веществ"? (учебник с.29- цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом).
III. Формулирование темы урока.
- Над каким понятием мы будем работать?
(Экосистема)
Отгадайте загадку:
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды-
В нём всё отражается:.
А как это зеркало называется? (озеро) – Слайд 3
- С экосистемой какого природного объекта мы познакомимся?
(С экосистемой озера)
Слайд 4
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 4 – клавиатура
учитель печатает на int
ТЕМА УРОКА - ЭКОСИСТЕМА ОЗЕРА.
IV. Постановка целей урока.
Слайд 4
- Что вы знаете об озере?
Продолжите фразу: "Я знаю:"
Озеро - это скопление воды в природном углублении на суше.
Озёра бывают пресные и солёные.
Озёра бывают сточные и бессточные.
- На какие вопросы предстоит вам ответить
Слайд 5 – учитель сам задает вопросы.
"Я узнаю"
- Какие организмы живут в озере?
- Какова их роль?
- Можно ли считать озеро экосистемой?
- Откройте учебник на стр. 46. Наши друзья Лена и Миша отправились купаться на озеро. Давайте прочитаем диалог между ними.
(Дети читают)
- Какой возникает вопрос?
(Почему озеро превращается в болото?) Слайд 5
V. Решение проблемы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ГРУППАМ с текстом учебника - с. 46-48.
- Сегодня мы должны разобраться и найти ответ на этот вопрос. Для этого вы снова станните исследователями. Работать вы будете в группах. Прежде чем начать работу нам надо вспомнить правила работы в группе. У вас на столах лежат памятки. Повторим: (Дети рассказывают правила.)
- Что же необходимо узнать каждой группе?
Слайд 6
Задания группам:
- Благодаря чему вы сможете провести исследование?
Учебник стр. 46-49.
- У вас на столах лежат чистые листы бумаги, свои выводы вы можете записывать на них.
- На данное исследование я вам даю 5 минут.
VI. Отчет групп о проделанной работе.
Слайд 7 – штамп
- Время для работы закончилось. Прошу группы отчитаться.
- Вам необходимо найти на слайде и отметить штампом тех обитателей озера, о которых вы узнали.
Дети выходят к доске и штампом помечают обитателей озера. (вишенка – производители; солнышко – потребители; галочка – разрушители)
I группа - одноклеточные зелёные водоросли (планктон), белая кувшинка, рогоз, камыш, элодея, хара.
II группа - дафнии, циклопы, карась, плотва, уклейка, ёрш, окунь, щука, линь.
III группа - рак, прудовик, мотыль, беззубка (двустворчатый моллюск).
- Молодцы ребята. А теперь нам надо зафиксировать наши знания в исследовательских тетрадях.
VII. Работа в рабочих тетрадях с.23 №2 ( группах)
- Откройте тетради, прочитайте задание, поймите его.
- Как поняли задание?
- На выполнение этого задания я вам даю 2 минуты.
Проверка по доске
Слайд 8- маркер
3 ученика по очереди выходят к доске и выделяют слова маркером на слайде.
Щука, хара, окунь, кувшинка, рогоз, мотыль, циклоп, камыш, дафния, рак, карась, элодея, плотва, окунь, беззубка.
- Оцените работу группы использую алгоритм оценки.
Ученики дают оценку своей деятельности.
VIII. Физминутка
IX. Составить цепочки питания
- Какие 3 профессии живой природы вы знаете?
(Производители, потребители, разрушители)
Слайд 10
- Почему живая природа в экосистеме разделена на 3 профессии?
(Потому что существуют кормильцы, едоки и мусорщики и они связаны между собой ).
- Такая связь в экосистеме называется цепочка питания.
- С какой профессии всегда начинается цепочка питания?
(Производители)
Слайд 10 - цепочка питания
- Пользуясь рис. на стр.47 составим цепочку питания.
Слайд 10 - ручка.
1 ученик у доски записывает участников цепочки питания, остальные ему помогают.
водоросли -> дафнии -> уклейка ->окунь -> бактерии
- А теперь попробуйте в группе составить цепочку питания. У вас на столах лежат карточка № 1. Ваша задача прочитать задание, понять его и выполнить.
- Как вы поняли задание?
- На выполнение этого исследования я вам даю 1 минуту.
- Проверим. Какие цепи питания у вас получились?
Учащиеся работают с места.
Камыш -> плотва -> окунь -> щука -> мотыль
- Вы хорошо справились с этим заданием.
X. Отчет IV и V групп о проделанной работе.
- В каком процессе экосистемы участвуют производители и потребители?
(Круговорот веществ)
- Как же происходит круговорот веществ в озере? Послушаем отчет IV группы.
IV группа - от производителей потребители получают органические вещества, умершие организмы разрушаются мусорщиками. От них потребители получают минеральные вещества, которые снова преобразуются в органические. Таким образом, в озере происходит круговорот веществ.
- А что необычного вы заметили на схеме этого круговорота веществ на странице 47?
( Чёрная стрелка.)
- Как вы думаете, а что она обозначает? (предположения детей)
- Может быть нам помогут в этом ребята V группы.
V группа - разрушители не справляются со своей работой. Поэтому мёртвые организмы накапливаются на дне. Круговорот замкнут не полностью, часть веществ оседает на дне.
- Если круговорот не замкнут, как вы думаете, повлияет ли это на условия в экосистеме? (Да)
- И что же может произойти с экосистемой? (Она может разрушиться)
- Давайте проверим наше предположение по учебнику. Вывод на с. 46.
- Спасибо группам. Оцените свою работу.
Учащиеся оценивают себя.
XI. Подведение итогов проделанной работы.
Слайд 11
- Продолжите фразу: " Я узнал:"
XII. Рефлексия.
- Поднимите карточку-сигнал те группы, у которых в оценочном листе стоят 5. А теперь 4. Остальным группам необходимо дома еще раз разобраться с материалом по этой теме.
- Поднимите руки те, кому сегодня понравился урок. Что понравилось на уроке?
Слайд 12
XIII. Домашнее задание: чтение текста учебника с. 46-49, выполнение заданий из рабочей тетради № 1, 4, 5* (по желанию). По желанию - сообщения об обитателях озера.