Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



памятник советскому солдату

Философия войны

Submitted by Зоя Григорьевна Халикова on вс, 23/05/2010 - 19:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Халикова Зяферя Галехметовна
Место работы, должность: 
Лицей 103"Гармония", учитель истории и обществознания
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Главными целями урока является не столько систематизация имеющихся знаний, сколько воспитание чувства самосознания и патриотизма, формирование мировоззренческих качеств, направленных на развитие компетенции личностного самосовершенствования: духовности, гражданственности.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 

Ход урока.

I.      Обустройство в пространстве. / приветствие/

Постановка целей урока и планирование деятельности.

 

1.    Этап целеполагания:

  Тема сегодняшнего урока – Философия войны. 

Давайте подумаем,   что  такое ФИЛОСОФИЯ?

Что значит философствовать? После ответов учащихся,ответ фиксируетя  на доске :

слайд 1

 

Каждый день приносит нам новые открытия.  В одной только газете говорится о мире больше, чем кто-то, живший несколько веков, назад узнавал за целую жизнь.
У нас в изобилии знаний, но одного взгляда на то, сколько безумия и страдания в нашем мире, достаточно, чтобы с болезненной ясностью осознать, что нам отчаянно не хватает мудрости.
Что же такое Мудрость? (Рассуждения детей резюмируется и записывается)

слайд 2

 

2. Планирование урока: /выбор  вопросов идет от детей./

 

Теперь, когда мы с вами знаем уже что такое мудрость , внимательно посмотрим еще раз на нашу тему и подумаем:  о чем мы могли бы размышлять в рамках данной темы?Какие вопросы рассмотреть?

(Вопросы для  плана урока выбирают сами учащиеся,  учитель корректирует их  и ответ оформляется  в виде схемы.)

Слайд 3

 

Итак ,  план  исследования у нас есть, начнем  следовать ему.

 

3. Этап поиска истины.

А) Причины войн.

Предлагаю посмотреть  следующий ряд понятий. Какие  мысли, выводы появляются у вас по данному поводу? Слайд   4

 

 1. использование индуктивного метода для  обобщения: работа над умением видеть целое

Слайд 4

Полученные выводы:

 

·        Здесь показаны военные сражения

·        Каждое сражение - это эпизод отдельной войны

           (наполеоновские войны, I мировая война, II мировая война)

·        Человечество часто воюет.

2.Опора на чувсвтенное восприятие

/ познание, через собственные ощущения./

 

Война…

давайте всмотримся, вслушаемся, вчувствуемся в это слово.

 Как вы думаете, если бы вы были художниками, каким цветом ,какими красками  нарисовали бы войну?

( красный –цвет крови, черный – цвет траура, серый - цвет пепла…)

  Кажется, войну нельзя попробовать на вкус, но  в народе  часто говорят что он горький. Как Вы думаете , почему? (Горечь от потерь, от поражений, от слез)

А теперь еще больше абстрагируемся и попробуем  взять  в ладони это понятие. Какие были бы у вас ощущения?

( колючее,  холодное, неприятное, желание бросить сразу же, мокрое..)

 

3.Метод анализа и систематизации: Умение в общем увидеть  существенное

 

Мы отметили, что войны  для человека это страшная трагедия.

 Так почему же , человек берет в руки оружие и  убивает себе подобных?  Почему раз за разом повторяет те же ошибки? Попробуйте, вспомнив причины  изученных нами войн, найти для всех  общие. Из-за чего начинаются войны?

Обобщив  предположения учащихся,  оформить ответ в схеме.

Слайд5 

 

4. Репродуктивный этап:

а) работа с памятью.

 

Всегда есть люди, которые стремятся к власти и богатству. Когда эта потребность становится  ведущей  в их жизни, тогда и  включается  механизм по  развязыванию войн.

Давайте подтвердим фактами, что действительно  чрезмерное желание к господству и  к обогащению привели   ко   II мировой войне. Какую информацию  несет в себе этот слайд? Почему мы можем назвать этот ряд  «поступью II мировой войны»?

 слайд 6

 

б) Пространственное ориентирование.

Работа с интерактивной  картой.

 

Задание : показать расширение территории Германии. 

 (Зрительный образ  этого процесса -  учет особенностей учащихся визуалов)

Слайд 7

 

 

Показываются территории, захваченные Гитлеровской Германией.

( Рейнская область,  Австрия, часть Чехословакии, Польша,  Дания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, часть Франции, Югославия, Греция, часть территории СССР)

 

Вывод по работе с картой:

  Желание расширить свои территории  странами агрессорами, привели к конфликтам,  ставшими причиной  глобальной войны.

Б) Последствия войны. 

 

Как вы думаете, ребята,простому  рядовому солдату, который  шел в атаку,  умирал на поле сражения, оставался калекой после кровопролитного боя, нужна была эта война? а  детям, старикам,  которые были в тылу и работали сутками, чтоб  хоть как- то помочь  фронту - что им давала война?

 Ответы детей с  собственной аргументацией.

( вывод: обычному человеку война не нужна)

 

Последствия войны  в цифрах.

Что за цифры  здесь изображены? О чем они вам говорят?

Слайд 8

 

(2197  дней шла война

900 дней блокада Ленинграда

5 лет Великая Отечественная война

27000 000 советских граждан погибло

100 000 000 граждан мира погибло во второй мировой войне)

 

 Каждая цифра из этих кровоточит, каждая  из них  чья-то  непоправимая трагедия…

Зрительный образ войны. /чувсвтвенное восприятие/

 

  Просмотр компьютерного ролика : « Берегите мир»

/ Песня М.Магомаева «Бухенвальдский набат» звучит за кадром/

 

Метод сравнительного анализа.

Война  высвечивает  в человеке его человеческое составляющее ,  его  душу или его животную природу.

Притча о двух волках.

Старый индеец, пытаясь ответить своему внуку на его вопрос -что такое Зло и Добро, решил прибегнуть к аллегории.

В каждом человеке живут два волка, один из них плохой, а другой хороший. Они постоянно между собой борются.

- Дедушка, а кто из них победит?

( здесь делается пауза, и  предлагается детям самим попытаться ответить на этот вопрос)

 

Ответ дедушки был таков: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Давайте, поразмышляем о чем эта притча? ( о выборе человека)  Каждый из на свсегда сам выбирает какого "волка кормить". Вашему вниманию сейчас мы представим две судьбы, опаленные войной.

Слайд9

 

 

( Рассказ ученика)

 

 В Германии в Трептов-парке стоит  памятник советскому солдату. Мне хотелось бы рассказать вам историю этого памятника.

Это было 30 апреля 1945 года. советские войска с боями  продвигались к самому логовищу  фашисткого зверя. Путь к центру  преграждал глубокий канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем  пулеметов.

До атаки оставалось минут 50. Наступила тишина,как перед бурей… тревожная и напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой только  треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда то из-под земли глухо и призывно звучал голос ребенка.  Зона в которой находилс ребенок была очень опасной. Но  но не выдержало   доброе сердце советского воина  и он, сержант Николай Масалов  подбежал к командиру: разрешите спасти ребенка… и пополз  прижимаясь  земле, прячась от огня  фашистских пулеметов…а когда  прятаться уже было не куда,    встал во весь свой рост, могучий и высокий и перекинулся через барьер канала…  и увидел девочку,   сидящую рядом с мертвой  мамой, которую  убили сами же фашисты.  Он вынес из под огня  и спас малышку. 

 

 Вопрос к классу: Мог ли такой человек начать войну?

 Мог ли он отдавать приказы убивать людей? Какие  человеческие качества сержанта Масалова не позволили бы ему это сделать?

 (  выводы учащихся -  не мог :   человечность, милосердие,   готовность  помочь другим, жертвенность - это основные качества  этого человека )

Еще один пример жизненной позиции человека  в военное время.

 Слайд 10

(Рассказ ученика)

      

Русский дворянин, блестящий офицер и талантливый ученый, участник знаменитого Брусиловского прорыва, принявший Октябрьскую революцию и ставший советским генералом, Карбышев был ранен и попал в плен в самом начале войны. Его перевозили из одного лагеря в другой, уговаривая надеть немецкие генеральские погоны. Последним лагерем стал Маутхаузен.

Ханс Маршалек: "Я помню, их привезли этапом ближе к вечеру. Из-под Берлина, из Заксенхаузена. Примерно 2 с половиной тысячи человек. Построили на плацу. Приказали больным и старикам выйти из строя. Вышли человек 200 или 300... Остальных развели по баракам, а этих стали поливать... Мороз стоял..."

Алексей Бежевец: "Карбышев лежал на земле, а его раздели догола и поливали водой, превращали в глыбу льда. Расплывчатая глыба льда, и человеческое тело - оно подо льдом желтоватое..."

Ханс Маршалек: "К 8 утра все до единого трупы, которые оставались на плацу, унесли в крематорий и сожгли... И Карбышева. Я уже позже узнал эту фамилию. Удивительный был человек. Столько лагерей пройти и не сломаться! И отказаться от всего, что предлагали..."

 

Михаил Рябчинский: "Всякие люди бывают. А вот таких, как Карбышев, нету. Нету таких преданных".

 

Вопрос к классу: Скажите , мог такой человек начать войну?

Каким вам представляется этот человек? Ответы учащихся резюмируются:Сила духа, преданность своему народу,  честь и достоинство,вера в добро  - вот что присуще было  Карбышеву, такие люди не способны  вредить  другому человеку,  убивать.И среди немцев  тоже были люди, которые рисковали своими жизнями, но прятали у себя евреев, делились с пленными  едой, помогали раненным.

 

  Вопросы для размышления:

1. Как вы думаете какие качества личности   характерны для тех кто развязывает войны?

 (Эгоизм, жестокость, властолюбие,  бездуховность…)

2.Почему одни люди на войне спасают людей ценой своей жизни, а другие- устраивают  концлагеря и пытки?

( все зависит от человека, от его внутреннего мира)

 

3. Вы никогда не задумывались, почему   у человека самое длинное детство в отличии от животного мира?

Это как раз для того, чтобы  передать   нравственный опыт поколений., чтоб научить человека быть человеком.Человеку дана с рождения Душа.Это  «священная чаша»,  она  у родившегося младенца еще  чиста и пуста.  И что туда мы положим , то оттуда и возьмем…Малыш играет с кошкой, хватает ее за хвост,  тянет…  кошка вырывается…  кричит.. а родители смеются: какой замечательный отважный мальчик…Что  сейчас   было положено  в душу этого   начинающего только  жить малыша?

Каждая мелочь значима когда идет процесс  воспитания ребенка.  Ученые утверждают,что   все основные жизненные принципы  вкладываются в  детсве.. до семи лет…

 Значит,  семья – вот что главное в воспитании  человека. Быть родителем очень ответственно. Родив ребенка, мы создаем будущее..а каким оно будет зависит от вас.

Моделирование ситуации: 

 (Работа в  малых группах – свои предложения )

И так мы увидели причины войн, рассмотрели последствия,  а теперь попытаемся написать рецепт  предотвращения войны.

   Анализ-презентация работы в группах.

Рефлексия.

  Какую истину вы для себя сегодня  открыли?

Желательно послушать каждого ребенка, если он открыт для того, чтобы вслух озвучить  свои мысли.

 

Резюме:

·        Война это детище человека

·        Раз человек начианет воевать, значит и в его силах войну прекратить

·        Чтобы человек умел решать свои проблемы мирными средствами, необходимо его этому учить

·        Главным учителем в этом процессе остается семья.

 

 Мы сегодня прошли часть пути к совершенному миру.

 Но впереди еще  очень долгий путь. Надеюсь  мы еще все встретимся, и  именно  на этом пути. Спасибо всем за работу.

 

Домашнее задание:  написать эссе

 "Кто не думает о будущем, тот его и не имеет"

                                                                      И. Кант

 

 

 

 

Используемая методическая литература: 

Учебник:

Данилов А.А., Косулин Л.Г.,Брант М.Ю. - История России. XX- начало XXI века

Интернет-ресурсы:

  • Несломленный генерал. http://nvo.ng.ru/history/2003-11-14/5_karbyshev.html
  • История памятника советскому солдату. http://kinoexpert.livejournal.com/133707.html
Используемое оборудование: 
  •   компьютер
  • мультимедиа проектор
Используемые ЦОР: 
  • компюьтерная презентация "Философия войны"
  • компьютерный ролик "Набат", созданный мной  с использованием песни "Бухенвальдский набат" в исполнении М. Магомаева.
Краткое описание: 
1.Компьютерная презентация "философия войны" содержит необходимый материал( даты, карта, фотографии, схемы) для повторения и для размышления. 2.Видеоролик "Набат" составлен на основе фотографий , где изображено страшное лицо войны - Великой Отечественной, и современных войн. Фоном идет песня "Бухенвальдский набат" в исполнении М.Магомаева.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн