Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Ход урока.
I. Обустройство в пространстве. / приветствие/
Постановка целей урока и планирование деятельности.
1. Этап целеполагания:
Тема сегодняшнего урока – Философия войны.
Давайте подумаем, что такое ФИЛОСОФИЯ?
Что значит философствовать? После ответов учащихся,ответ фиксируетя на доске :
слайд 1
Каждый день приносит нам новые открытия. В одной только газете говорится о мире больше, чем кто-то, живший несколько веков, назад узнавал за целую жизнь.
У нас в изобилии знаний, но одного взгляда на то, сколько безумия и страдания в нашем мире, достаточно, чтобы с болезненной ясностью осознать, что нам отчаянно не хватает мудрости.
Что же такое Мудрость? (Рассуждения детей резюмируется и записывается)
слайд 2
2. Планирование урока: /выбор вопросов идет от детей./
Теперь, когда мы с вами знаем уже что такое мудрость , внимательно посмотрим еще раз на нашу тему и подумаем: о чем мы могли бы размышлять в рамках данной темы?Какие вопросы рассмотреть?
(Вопросы для плана урока выбирают сами учащиеся, учитель корректирует их и ответ оформляется в виде схемы.)
Слайд 3
Итак , план исследования у нас есть, начнем следовать ему.
3. Этап поиска истины.
А) Причины войн.
Предлагаю посмотреть следующий ряд понятий. Какие мысли, выводы появляются у вас по данному поводу? Слайд 4
1. использование индуктивного метода для обобщения: работа над умением видеть целое
Слайд 4
Полученные выводы:
· Здесь показаны военные сражения
· Каждое сражение - это эпизод отдельной войны
(наполеоновские войны, I мировая война, II мировая война)
· Человечество часто воюет.
2.Опора на чувсвтенное восприятие
/ познание, через собственные ощущения./
Война…
давайте всмотримся, вслушаемся, вчувствуемся в это слово.
Как вы думаете, если бы вы были художниками, каким цветом ,какими красками нарисовали бы войну?
( красный –цвет крови, черный – цвет траура, серый - цвет пепла…)
Кажется, войну нельзя попробовать на вкус, но в народе часто говорят что он горький. Как Вы думаете , почему? (Горечь от потерь, от поражений, от слез)
А теперь еще больше абстрагируемся и попробуем взять в ладони это понятие. Какие были бы у вас ощущения?
( колючее, холодное, неприятное, желание бросить сразу же, мокрое..)
3.Метод анализа и систематизации: Умение в общем увидеть существенное
Мы отметили, что войны для человека это страшная трагедия.
Так почему же , человек берет в руки оружие и убивает себе подобных? Почему раз за разом повторяет те же ошибки? Попробуйте, вспомнив причины изученных нами войн, найти для всех общие. Из-за чего начинаются войны?
Обобщив предположения учащихся, оформить ответ в схеме.
Слайд5
4. Репродуктивный этап:
а) работа с памятью.
Всегда есть люди, которые стремятся к власти и богатству. Когда эта потребность становится ведущей в их жизни, тогда и включается механизм по развязыванию войн.
Давайте подтвердим фактами, что действительно чрезмерное желание к господству и к обогащению привели ко II мировой войне. Какую информацию несет в себе этот слайд? Почему мы можем назвать этот ряд «поступью II мировой войны»?
слайд 6
б) Пространственное ориентирование.
Работа с интерактивной картой.
Задание : показать расширение территории Германии.
(Зрительный образ этого процесса - учет особенностей учащихся визуалов)
Слайд 7
Показываются территории, захваченные Гитлеровской Германией.
( Рейнская область, Австрия, часть Чехословакии, Польша, Дания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, часть Франции, Югославия, Греция, часть территории СССР)
Вывод по работе с картой:
Желание расширить свои территории странами агрессорами, привели к конфликтам, ставшими причиной глобальной войны.
Б) Последствия войны.
Как вы думаете, ребята,простому рядовому солдату, который шел в атаку, умирал на поле сражения, оставался калекой после кровопролитного боя, нужна была эта война? а детям, старикам, которые были в тылу и работали сутками, чтоб хоть как- то помочь фронту - что им давала война?
Ответы детей с собственной аргументацией.
( вывод: обычному человеку война не нужна)
Последствия войны в цифрах.
Что за цифры здесь изображены? О чем они вам говорят?
Слайд 8
(2197 дней шла война
900 дней блокада Ленинграда
5 лет Великая Отечественная война
27000 000 советских граждан погибло
100 000 000 граждан мира погибло во второй мировой войне)
Каждая цифра из этих кровоточит, каждая из них чья-то непоправимая трагедия…
Зрительный образ войны. /чувсвтвенное восприятие/
Просмотр компьютерного ролика : « Берегите мир»
/ Песня М.Магомаева «Бухенвальдский набат» звучит за кадром/
Метод сравнительного анализа.
Война высвечивает в человеке его человеческое составляющее , его душу или его животную природу.
Притча о двух волках.
Старый индеец, пытаясь ответить своему внуку на его вопрос -что такое Зло и Добро, решил прибегнуть к аллегории.
В каждом человеке живут два волка, один из них плохой, а другой хороший. Они постоянно между собой борются.
- Дедушка, а кто из них победит?
( здесь делается пауза, и предлагается детям самим попытаться ответить на этот вопрос)
Ответ дедушки был таков: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Давайте, поразмышляем о чем эта притча? ( о выборе человека) Каждый из на свсегда сам выбирает какого "волка кормить". Вашему вниманию сейчас мы представим две судьбы, опаленные войной.
Слайд9
( Рассказ ученика)
В Германии в Трептов-парке стоит памятник советскому солдату. Мне хотелось бы рассказать вам историю этого памятника.
Это было 30 апреля 1945 года. советские войска с боями продвигались к самому логовищу фашисткого зверя. Путь к центру преграждал глубокий канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов.
До атаки оставалось минут 50. Наступила тишина,как перед бурей… тревожная и напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой только треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда то из-под земли глухо и призывно звучал голос ребенка. Зона в которой находилс ребенок была очень опасной. Но но не выдержало доброе сердце советского воина и он, сержант Николай Масалов подбежал к командиру: разрешите спасти ребенка… и пополз прижимаясь земле, прячась от огня фашистских пулеметов…а когда прятаться уже было не куда, встал во весь свой рост, могучий и высокий и перекинулся через барьер канала… и увидел девочку, сидящую рядом с мертвой мамой, которую убили сами же фашисты. Он вынес из под огня и спас малышку.
Вопрос к классу: Мог ли такой человек начать войну?
Мог ли он отдавать приказы убивать людей? Какие человеческие качества сержанта Масалова не позволили бы ему это сделать?
( выводы учащихся - не мог : человечность, милосердие, готовность помочь другим, жертвенность - это основные качества этого человека )
Еще один пример жизненной позиции человека в военное время.
Слайд 10
(Рассказ ученика)
Русский дворянин, блестящий офицер и талантливый ученый, участник знаменитого Брусиловского прорыва, принявший Октябрьскую революцию и ставший советским генералом, Карбышев был ранен и попал в плен в самом начале войны. Его перевозили из одного лагеря в другой, уговаривая надеть немецкие генеральские погоны. Последним лагерем стал Маутхаузен.
Ханс Маршалек: "Я помню, их привезли этапом ближе к вечеру. Из-под Берлина, из Заксенхаузена. Примерно 2 с половиной тысячи человек. Построили на плацу. Приказали больным и старикам выйти из строя. Вышли человек 200 или 300... Остальных развели по баракам, а этих стали поливать... Мороз стоял..."
Алексей Бежевец: "Карбышев лежал на земле, а его раздели догола и поливали водой, превращали в глыбу льда. Расплывчатая глыба льда, и человеческое тело - оно подо льдом желтоватое..."
Ханс Маршалек: "К 8 утра все до единого трупы, которые оставались на плацу, унесли в крематорий и сожгли... И Карбышева. Я уже позже узнал эту фамилию. Удивительный был человек. Столько лагерей пройти и не сломаться! И отказаться от всего, что предлагали..."
Михаил Рябчинский: "Всякие люди бывают. А вот таких, как Карбышев, нету. Нету таких преданных".
Вопрос к классу: Скажите , мог такой человек начать войну?
Каким вам представляется этот человек? Ответы учащихся резюмируются:Сила духа, преданность своему народу, честь и достоинство,вера в добро - вот что присуще было Карбышеву, такие люди не способны вредить другому человеку, убивать.И среди немцев тоже были люди, которые рисковали своими жизнями, но прятали у себя евреев, делились с пленными едой, помогали раненным.
Вопросы для размышления:
1. Как вы думаете какие качества личности характерны для тех кто развязывает войны?
(Эгоизм, жестокость, властолюбие, бездуховность…)
2.Почему одни люди на войне спасают людей ценой своей жизни, а другие- устраивают концлагеря и пытки?
( все зависит от человека, от его внутреннего мира)
3. Вы никогда не задумывались, почему у человека самое длинное детство в отличии от животного мира?
Это как раз для того, чтобы передать нравственный опыт поколений., чтоб научить человека быть человеком.Человеку дана с рождения Душа.Это «священная чаша», она у родившегося младенца еще чиста и пуста. И что туда мы положим , то оттуда и возьмем…Малыш играет с кошкой, хватает ее за хвост, тянет… кошка вырывается… кричит.. а родители смеются: какой замечательный отважный мальчик…Что сейчас было положено в душу этого начинающего только жить малыша?
Каждая мелочь значима когда идет процесс воспитания ребенка. Ученые утверждают,что все основные жизненные принципы вкладываются в детсве.. до семи лет…
Значит, семья – вот что главное в воспитании человека. Быть родителем очень ответственно. Родив ребенка, мы создаем будущее..а каким оно будет зависит от вас.
Моделирование ситуации:
(Работа в малых группах – свои предложения )
И так мы увидели причины войн, рассмотрели последствия, а теперь попытаемся написать рецепт предотвращения войны.
Анализ-презентация работы в группах.
Рефлексия.
Какую истину вы для себя сегодня открыли?
Желательно послушать каждого ребенка, если он открыт для того, чтобы вслух озвучить свои мысли.
Резюме:
· Война это детище человека
· Раз человек начианет воевать, значит и в его силах войну прекратить
· Чтобы человек умел решать свои проблемы мирными средствами, необходимо его этому учить
· Главным учителем в этом процессе остается семья.
Мы сегодня прошли часть пути к совершенному миру.
Но впереди еще очень долгий путь. Надеюсь мы еще все встретимся, и именно на этом пути. Спасибо всем за работу.
Домашнее задание: написать эссе
"Кто не думает о будущем, тот его и не имеет"
И. Кант