монастырь
Submitted by Людмила Ивановна Валах on Wed, 23/07/2014 - 12:18
Данная викторина может быть использована на уроках и внеклассных мероприятиях в 7-8 классах.
Submitted by Валентина Николаевна Зеленова on пн, 30/09/2013 - 15:11
Данные об авторе
Место работы, должность:
МБОУ СОШ "Горки-Х", учитель истории и обществознания
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
все уровни образования
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Дать знания о зарождении монастырей в России. Познакомить с историей Саввино-Сторожевского монастыря и житием его основателя Саввы Сторожевского.
Тип урока:
Комбинированный урок
Краткое описание:
История зарождения монашества на Руси. Прп.Савва Сторожевский - ученик прп.Сергия Радонежского. Создание Саввино-Сторожевской обители.
Submitted by Марина Николаевна Дразе on пн, 06/02/2012 - 17:52
Данные об авторе
Регион:
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Мировая художественная культура
Тип урока:
Комбинированный урок
Краткое описание:
Антониев монастырь и его роль в становлении и развитии новгородской архитектуры, монументальной живописи, культуры и просвещения
Submitted by Наталья Анатольевна Кубрак on Fri, 22/10/2010 - 12:11
Данные об авторе
Автор(ы):
Кубрак Наталья Анатольевна
Место работы, должность:
МОУ СОШ г.Бирюча Учитель
Регион:
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
дошкольное образование
Уровень образования:
основное общее образование
Уровень образования:
дополнительное образование детей
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Предмет(ы):
Внеклассная работа
Цель урока:
Содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
5
Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
Шевченко, Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5- год обучения. Книга первая. 3-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2007.-160 с.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 5- год обучения. - М.
Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.- 80 с.
Используемая методическая литература:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя:
5- год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2005.-128 с.
Используемое оборудование:
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}
· Мультимедийный проектор
· Экран для просмотра слайдов
· Компьютер
· Презентация
· Подборка книг о монастырях для оформления выставки
Краткое описание:
Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие. Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку 2. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока. - Это не первый наш с вами урок православной культуры. Давайте сегодня сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний, чтобы узнать еще что-то очень важное о нашей православной культуре. Наша вера, которая и является основой культуры, называется:(Православное христианство). - Почему она так называется? (Христианство - в центре нашей веры Иисус Христос, Сын Божий; православное - мы правильно славим Бога, правильно молимся и почитаем Его). - Где можно молиться Богу? ( В любом месте). скажите, а есть ли какие-то специальные места, где человек может не только прочувствовать молитву, но «духовно очиститься»? (монастырь) 3.Усвоение новых знаний а) раскрыть понятие «монастырь» (сообщение ученика или слайд 1) б) рассказ об истории возникновения христианского монашества (сл.2,3) Учитель: С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельники и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков. Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать и монастыри с территории Египта распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) до Константинополя. На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре. в)Типы монастырей (сл.4-7) Дети делают записи в тетради 4. Физкультминутка 5. Белгородская область а) Монастыри Белгородской области б) Николо – Тихвинский монастырь Учитель: Николо-Тихвинский монастырь — женский православный монастырь, существовавший на рубеже XIX-XX веков близ села Пятницкое Воронежской губернии (ныне — Белгородская область). В 1889 году недалеко от села Пятницкое была основана женская Николо-Тихвинская община. Её основателем был Василий Николаевич Шабельский, получивший на это благословение св. Амвросия Оптинского. В 1899 году община была преобразована в женский Николо-Тихвинский монастырь. При монастыре был приют, странноприимный дом, богадельня и школа. После революции монастырь упразднён и больше не возобновлялся. На территории монастыря стоял красивейший собор, в настоящее время разобранный на кирпичи для сахарного завода. Могилы, захоронения рядом с собором разграблены. в)Холковский монастырь Ученик: Холковский Царёв-Николаевский Троицкий монастырь - пещерный монастырь под Белгородом. Располагается в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холки. Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения. Царевым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол - Царев Алексеев град. Подземный проход По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время - инок Геласий. В 1650-1700 годах построен подземный Троицкий храм. Его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты. В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен. В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена. К XIX веку относится описание Холковских пещер (в «Памятной книжке Курской губернии на 1888 год» и «Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год»). Там сказано, что общая площадь пещер -255 кв. м, церкви — 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт. В 1909-1915 году настоятель Преображенской церкви отец Вячеслав выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с келями и подземной церковью и возвели перед входом часовню. Одновременно неподалёку появилась и другая пещера (т. н. «пещера старца Никиты»), вырытая в 1890-1920 отшельником Никитой - уроженцем села Холки. В советское время пещеры были закрыты.Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря -надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. В 1999 году монастырь был открыт. 6.Итог урока 7. Домашнее задание 8.Рефлексия