Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



народный календарь

роль фольклора в развитии речи детей

«Роль фольклора в развитии речи детей»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа.


Народный календарь. Синичкин праздник.

Фото пользователя Екатерина Вячеславовна Орлова
Submitted by Екатерина Вячеславовна Орлова on чт, 27/10/2011 - 18:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Орлова Екатерина Вячеславовна
Место работы, должность: 
МОУ "Новоселовская СОШ №5", учитель начальных классов
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Экология
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемая методическая литература: 
  1. Интернет – ресурсы
  2. Барыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 класс. М.: ВАКО, 2004.-320с.
  3. Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. 2005
  4. Фликова О.В. Уроки по народной культуре. Пособие для учителя – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.
Используемое оборудование: 
  • мультимедийный проектор, компьютер, экран
  • карточки с «рассыпанными» пословицами
  • костюмы, маски для театрализации
  • творческие работы детей
  • бросовые материалы (пластиковые бутылки, молочные пакеты, коробки из-под конфет, и т.д.)
     
Используемые ЦОР: 
  • Презентация, подготовленная с помощью PowerPoint
  • Видеоролик, подготовленный с помощью Windows Movie Maker
  • Интернет-ресурсы
Краткое описание: 
Особое значение при проведении внеклассного мероприятия уделяю на расширение экологических представлений младших школьников, бережное отношение к народным традициям, осознание главных этических законов жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру, развитие коммуникативных способностей у детей.

Задачи:


»  Размещено в сообществах:   

Тема: «Народный календарь – обряды и обычаи народа»

Фото пользователя Надежда Нагорина
Submitted by Надежда Нагорина on чт, 14/01/2010 - 15:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нагорина Надежда Ильинична
Место работы, должность: 
МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

Тема: «Народный календарь – обряды и  обычаи народа»

Цель: обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы.

Задачи: обобщить знания обучающихся о народном календаре, познакомить с историческими сведениями о народном календаре, формировать бережное отношение к сохранившимся традициям и обычаям.

Оборудование: виды календарей, словарь Ожегова, рабочая тетрадь.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Я сегодня пришла на урок не с пустыми руками. Я для вас принесла  календари. (Учитель демонстрирует календарь-плакат, календарь отрывной, маленькие календарики, настольный календарь).  Для чего они нужны?

(Дети высказывают свои мнения).

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сколько месяцев в году?

- Назовите времена года. Как они звучат на марийском языке? (теле, шошо, кенеж, шыже)

- Как звучит на марийском языке слово месяц. (тылзе)

- Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите их.

- Откуда произошло слово календарь?

(У римлян первый день каждого месяца назывался «календы». От него и произошло название календаря).

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный  календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

- Найдите среди данных календарей народный календарь. (Дети приходят к выводу, что такого календаря здесь нет.)

- Назовите тему урока.

(Народный календарь)

- Вспомните, что вы знаете про народный календарь?

- Молодцы!

- Начинаем блок уроков на тему «Народный календарь». Предположите о чем мы будем говорить на этих уроках? (О праздниках осенних, зимних, весенних, летних, об обычаях и традициях.)

- Давайте составим план сегодняшнего урока по теме «Народный календарь – обычаи и обряды». (Дети предлагают части плана, учитель поправляет их и делает запись на доске)

«Народный календарь – обычаи и обряды»

План:

1.     Исторические сведения о календарях.

2.     Что такое народный календарь.

3.     Обычаи и обряды.

4.     Для чего мы должны это знать.

III. Работа над новым материалом.

- Ребята, давайте выясним, а что такое обряды, обычаи, традиции. Поработаем со словарем. (Двое детей ищут в словаре Ожегова ответ).
                                        Информация для учителя.

- Действительно, обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Разновидностью традиции является обряд.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

1.Исторические сведения о календарях.

Прочитаем в рабочей тетради о видах календарей.

Задание №1

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября.

В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский. В 1918 г. был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль. Православная церковь не приняла этот переход и продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России. И только природный месячник, следующий движению солнца, сохранил свой древний уклад и порядок. Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта.

- Какие три календаря существовали на Руси?

- Какой царь ввел на Руси юлианский календарь?

- По какому календарю продолжает летоисчисление православная церковь?

Информация для учителя.

Гражданский календарь был разделён на две части — справочную и предсказательную.

Разделы справочной части :

·        Сотворение света

·        Таблица исчисления лет праотцов от потопа до Иакова

·        Святцы

·        «Неисходимая пасхалия» (вечный календарь пасхи)

·        Графическое представление древней системы вселенной

·        Лунный календарь (фазы и продолжительность пребывания Луны над горизонтом — «фигура осияния Луны»)

·        Эклиптические координаты звёзд

·        Погода в зависимости от прохождения Луной знаков зодиака

·        Характеристики текущих лет по планете года

·        Таблица расстояний от Российских городов до Москвы

·        Перечень станций на почтовых трактах, включая дорогу в Китай, и расстояний от них до Петербурга, а также расстояния до столиц Европейских государств

·        Географические координаты городов Российских и иностранных

·        Карты Московской (с планом Москвы) и Петербургской губерний

·        Гербы Российской империи

Предсказательная часть.

Предсказательная часть — «астрономический, экономический и политический Брюсов двухсотлетний календарь» — менялась от издания к изданию, прожитые периоды опускались, а прогноз продолжался в будущее. Прогнозы включали данные о погоде, предсказания для родившихся в год правящей циклом планеты, «общие» и «частные» предсказания, касающиеся войн, перемен царствований, состояния экономики.

Православный календарь представлял из себя перечень православных праздников  с указанием дат.

По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.

Великие православные праздники (подвижные праздники):

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи (Вербное воскресенье)

Вознесение Господне (Вознесение) - в 40-й день по Пасхе

День Святой Троицы, Пятидесятница (Троица) - в 50-й день по Пасхе.

Великие православные праздники (неподвижные великие праздники):

Крещение Господне, - 19 января;

Сретение Господне (Сретение) - 15 февраля;

Благовещение Пресвятой Богородицы (Благовещенье) - 7 апреля;

Преображение Господне (второй Спас, Спас на горе, средний Спас, Спас яблочный) -19 августа;

Успение Пресвятой Богородицы (Успенье, Успенщина) - 28 августа;

 Рождество Пресвятой Богородицы - 21сентября;

Воздвижение Честного Креста Господня (Вздвиженье, Вздвиженьев день) - 27 сентября;

Введение во храм Пресвятой Богородицы (Введенье) - 4 декабря

Рождество Христово (Рождество) - 7 января.

Рождество Иоанна Предтечи (Иванов день, Иван Купало, Купало) - 7 июля;

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Петров день) - 12 июля;

Покров Пресвятой Богородицы (Покров) - 14 октября.

2.Что такое народный календарь.

- Мы с вами заглянули в историю и узнали о видах календарей. Теперь поговорим, что такое народный календарь.

1.Народный календарь – энциклопедия крестьянской жизни.

- Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.

- Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

- Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

- Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

2. Народный календарь родился много веков назад.

- Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали «заветные, колдовские тетрадки», в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. «Знатник» — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда в скирды метать», когда какого святого почитать.

3. Основные моменты народного календаря – дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

- Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года. Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

- Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.

- Назовите эти дни. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).

В древности в эти дни гасили все огни и древним способом ( трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.

IV. Физкультминутка.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

3.Обычаи и обряды.

- Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

- Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группы:

(1) святочные обряды (рождественские);

(2) масленичные обряды;

(3)ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);

(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);

(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);

(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);

(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);

(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).

 

Календарные обряды практически везде повторяются:

·        встреча

·        обходы

·        обряды с зеленью

·        ритуальные трапезы и угощения

·        возжигание огней, костров

·         ряжение, изготовление и уничтожение ритуальных предметов

·        обереги

·        пение

·        проводы

·        выпроваживание

·        изгнание

·        уничтожение чучел

- Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

- В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

Информация для учителя

Колядование

Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).

Колядованием начинались зимние святки - древний славянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 декабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть? Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, неразрывно связанные своим трудом с природой, верили, что, соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд - средство сообщения между ними. Обязательные святочные игры, веселые забавы, обильная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнерадостную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с возникающей энергией плодородия, удваивая ее. Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что открытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

Масленица

В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы - чучело (изображали божество зимы и смерти Мару) сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года.

Весенние обряды

К весенним обрядам заранее готовились: вышивали полотенца с изображениями богини плодородия. Не обходились весенние обряды и без расписанных яиц. Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне. Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что длительное время (примерно с Х века) держался обычай пользоваться специально изготовленными керамическими разукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойствами: им можно исцелить больного или даже потушить пожар, случившийся от удара молнии.

Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеленые святки".

Летние обряды

Они приходились на конец мая - июнь (в разных местностях назначали свой срок).

Для землепашца это время критическое - все, что мог, он на полях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все зависело от природы, а значит, от прихоти управляющих природными стихиями существ. Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам и озерам, источникам благодатной утренней росы. А душа - к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это время от русалок не только шалостей и козней, но и орошения полей живительной влагой, способствующей колошению хлебов. Русальные ритуальные хороводы и песни сопровождались ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и прыжками, пронзительными выкриками участники приводили себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое буйство должно было привлечь внимание русалок и выманить их из омутов.

Ярилин день

Добрый урожай зависел не только от умеренного орошения, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых святок" были два "огненных", солнечных праздника - Ярилин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24 июня по старому стилю).

Ярило был богом восходящего (весеннего) солнца, богом любви, богом производителем и покровителем животных, производителем растений, богом силы и храбрости.

День Ивана Купалы

Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках.

Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания "живого огня" начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались священные костры, и самый удалой народ пускался прыгать через них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.

Сбор урожая

Следующий виток аграрных календарных праздников и обрядов приурочен ко времени сбора урожаев и началу его переработки. Особенно значительными были: праздник "первых плодов" (начало августа); чествование Рода, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего лета", с конца августа до середины сентября); начало прядения льна (октябрь).

Принятие христианства на Руси в X в. и распространение его в народной жизни в XV—XVI вв. привело к овладению русскими крестьянами церковным календарем, в котором каждый день посвящен одному или нескольким святым. Святцы оказались очень нужными. С их помощью русский крестьянин превратил свои знания о мире и природе в удобную систему летосчисления. Они стали основой для систематизации привычного языческого мира, практического крестьянского опыта.

Христианские святые в народном сознании получили свои определенные обязанности. Одни должны были заботиться о здоровье людей, другие присматривать за скотиной, охранять ее от диких зверей, третьи должны были отвечать за домашние работы или нести ответственность за состояние природы. В благодарность за эти «услуги» крестьяне оказывали святым различные почести: праздновали их дни, ставили свечи в церквах, приносили подарки и жертвы. Таким образом, в народном календаре XIX в. переплелись язычество и православие, языческое и христианское осмысление мира.

- Выполним в тетради задание №3

Задание №3

Соедини божество  с обрядами в честь него.

Коляда

Мара

Русалки

Ярило

Купала

Прыгали через костер

Сжигали чучело

Хороводные песни с ударами бубна

Обряд колядования

Пляски, обрядная еда

 

V. Закрепление пройденного материала.

- Проверим, как внимательны вы были на уроке. Выполним задание в тетради, разгадаем кроссворд. Верно отгадаете слова, узнаете как переводится с марийского языка слово кечылык.

Задание №4

 

1з

н

а

т

н

и

К

 

 

 

 

 

2п

а

с

х

А

 

 

 

 

 

3с

о

Л

н

ц

е

 

 

4з

Е

м

л

е

д

е

л

и

е

 

 

5э

Н

ц

и

к

л

о

п

е

д

и

я

6о

б

р

я

Д

ы

 

 

 

 

 

7 п

р

А

з

д

н

и

к

 

8п

Р

а

в

о

с

л

а

в

н

ы

й

9к

р

е

с

т

Ь

я

н

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.Человек умеющий разбираться в деревянных зарубках — всегда мог сказать односельчанам, «когда сеять, когда жать, когда в скирды метать», когда какого святого почитать (знатник).

2.Раньше во время зимнего и летнего солнцеворотов, в дни весеннего и осеннего равноденствия гасили все огни и древним способом ( трением дерева об дерево) возжигали новый. Теперь же эта традиция перешла на … (Пасху).

3. Ярило – бог … (солнца).

4. Основное занятие древних славян?

5. Народный календарь рассказывал об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение в приметах, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, поэтому говорят, что он представлял собой  народную …(энциклопедию).

6. Встреча, обходы, ритуальные угощения, возжигание огней, костров, ряжение, обереги, пение, проводы, уничтожение чучел – это все …(обряды).

7. Во время него запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную работу (праздник).

8. Какая церковь продолжает вести летосчисление по юлианскому календарю и в наши дни, что приводит к несовпадению времени празднования основных христианских праздников в Европе и России (православная).

9. Так называли простых людей, жителей сел и деревень, которые занимались земледелием (крестьяне).

- Молодцы, ключевое слово – кечылык.

- Как на марийском языке будет народный календарь? ( калык кечылык)

- Посмотрите на наш план, мы с вами за урок выполнили почти все задачи. Ответим на последний вопрос. Для чего мы должны знать все это? (Чтобы сохранить память о предках, их жизни, обычаях, традициях. Передать потомкам свои знания, т.к. это наша история, наша жизнь.)

V. Итог урока.

Народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов . Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества.  Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. В древности в эти дни гасили все огни и возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.

Календарные обряды практически везде повторяются, например, ритуальная еда, сжигание чучел, изготовление оберегов, песни, проводы, изгнание, встреча и т.д.

VI. Домашнее задание.

- Выполните в рабочей тетради задание №2.

Задание №2.

Заполни пропуски.

Народный календарь_______________ крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было ___________. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов . Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение в _______,_________,___________и т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные _________.  Народный календарь родился ___________ назад. Народный календарь существовал и развивался в __________форме.

Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. В древности в эти дни гасили все _______ и возжигали новый. Позже эта традиция перешла на _________.

Календарные обряды практически везде повторяются, например, _____________,___________________,_____________,_________________,_____________________ и т.д.

 

Используемое оборудование: 

Виды календарей, словарь Ожегова, рабочая тетрадь.

Краткое описание: 
Урок знакомит детей с народным календарем, с энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн