Данные об авторе
Место работы, должность:
МБОУ СОШ №8 город Сергиев Посад Московской области
Регион:
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Окружающий мир
Цель урока:
формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи.
Тип урока:
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебники и рабочие тетради А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 2 класса; карточки со слогами слова «профессия» на доске, картинки, фотографии с изображением людей разных профессий, карточки с опорными словами «Узнай профессию», конверты с деформированными пословицами
Используемое оборудование:
компьютер с мультимедиапроектором
Краткое описание:
<div> <p><strong>Ход урока</strong></p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li><strong>Организационный момент</strong></li> </ol> <p> Тихо сядут девочки, еще тише мальчики! Молодцы!</p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li><strong>Актуализация знаний. </strong><strong>Проверка домашнего задания.</strong></li> </ol> <p>Начинаем урок с проверки домашнего задания.</p> <p>.-Ребята, ответьте на мои вопросы.</p> <p>- Как называется первый русский музей? <em>(Кунсткамера</em>) Когда и при каком царе был открыта Кунсткамера? (<em>300 лет назад при Петре Первом</em>)</p> <p>- Что можно увидеть в Политехническом музее в Москве? (<em>Изобретения русских учёных и инженеров)</em></p> <p>-В каких музеях хранятся картины, скульптуры, вазы, гравюры? (<em>В художественных музеях</em>)</p> <p>-Как называются известные художественные музеи в Санкт-Петербурге? <em>(Эрмитаж и Русский музей)</em></p> <p>- В каком городе находится Третьяковская галерея? (<em>В Москве</em>)</p> <ul> <li>Какой музей есть в нашем городе? (<em>Краеведческий музей</em>) О чём мы можем узнать в этом музее? (<em>О прошлом и настоящем нашего города</em>)</li> <li>А какие ещё учреждения культуры есть в нашем городе? (<em>Районный дом культуры, кинотеатр, библиотека)</em></li> <li>Какие вы знаете образовательные учреждения? (<em>Школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория)</em></li> <li>Какие образовательные учреждения закончили старшие члены вашей семьи? (Рабочая тетрадь с. 80) (Ответы детей.)</li> </ul> <p><strong>III</strong><strong>. Самоопределение к деятельности</strong></p> <p>(На доске запись.)</p> <p> Соберите рассыпавшееся слово.</p> <p><strong>СИ ФЕС Я ПРО </strong></p> <p>-Какое получается слово? (Профессия.)</p> <p>-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О профессиях.)</p> <ul> <li>Что означает слово «профессия»? (Ответы детей.)</li> </ul> <p>Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: <em>профес­сия — </em>это основное занятие человека, его трудовая деятельность.</p> <ul> <li>Людям каких профессий необходимо трудиться? (<em>Трудиться надо всем.)</em></li> </ul> <p> </p> <ul> <li>Прочитайте <strong>тему урока</strong> на с. 124 учебника. <em>(Все профессии важны.)</em> <strong>Слайд 1.</strong></li> <li>А вы согласны с этим высказыванием?</li> <li>Нам необходимы и врач, и строитель, и учитель, и многие другие специалисты. Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания.</li> <li>Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)</li> <li>Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.</li> </ul> <p><strong><em>Я думаю, что узнаю…</em></strong></p> <p><strong><em>Мне хотелось бы узнать о …</em></strong></p> <ul> <li>Итак, <strong>цели и задачи</strong> нашего урока:</li> </ul> <p>• узнать, что такое профессия;</p> <p>• расширить знания о разнообразии профессий;</p> <p>• определить роль профессий в экономике и жизни людей.</p> <ul> <li>Давайте постараемся в этом разобраться.</li> </ul> <p><strong>IV</strong><strong>.Работа по теме урока</strong></p> <ol> <li><strong>Беседа о профессиях.</strong> <strong>Слайд 2.</strong></li> </ol> <p><a name="_GoBack"></a> <strong><em>Профессий много на земле</em></strong></p> <p><strong><em> И каждая важна.</em></strong></p> <p><strong><em> Решай мой друг, кем быть тебе.</em></strong></p> <p><strong><em> Ведь жизнь у нас одна. </em></strong></p> <ul> <li>Какие профессии вы знаете? (Ответы детей.)</li> </ul> <p>- Давайте отгадаем <strong>загадки о профессиях. <em>(Презентация . </em>Слайды 3-20<em>)</em></strong></p> <p> Я начну, а вы кончайте,</p> <p> Дружно хором отвечайте.</p> <p>1. Если заболело ухо,</p> <p> Если в горле стало сухо,</p> <p> Не волнуйся и не плачь –</p> <p> Ведь тебе поможет….. (<u>ВРАЧ</u>)</p> <p>2. Знает точно детвора,</p> <p> Кормят вкусно …. (<u>ПОВАРА)</u></p> <p>3. Под весенний птичий свист </p> <p> Пашет землю ... (<u>ТРАКТОРИСТ)</u></p> <p>4. Вот на краешке с опаской</p> <p>Он железо красит краской.</p> <p>У него в руках ведро,</p> <p>Сам расписан он пестро. <u>(МАЛЯР</u>).</p> <p>5. Кто же в стойле приберет,</p> <p>Подоит корову,</p> <p>Песню звонкую споет?</p> <p>Ну конечно... <u>(ДОЯРКА)</u></p> <p>6. Мебель, хлеб и огурцы,</p> <p> Продают нам …(<u>ПРОДАВЦЫ</u>) </p> <p>7. С сумкой тяжёлой обходит район,</p> <p> Письма нам в ящик кладёт …. (<u>ПОЧТАЛЬОН)</u></p> <p>8. За мольбертом с кистью я.</p> <p>Краски – вот мои друзья.</p> <p>Я один и не один –</p> <p>В окружении картин. (<u>ХУДОЖНИК</u>).</p> <p>9. Наведет стеклянный глаз,</p> <p>Щелкнет раз - и помним вас.(<u>ФОТОГРАФ)</u></p> <p> </p> <p> - Молодцы, ребята. Вы отгадали некоторые профессии людей. И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.</p> <p> </p> <p><strong>2. Отрасли экономики и профессии. Выполнение заданий в рабочей тетради.</strong></p> <p>- Давайте вспомним отрасли экономики и назовем профес­сии, с ними связанные.</p> <p>(Учитель называет профессии, а учащиеся определяют, с какой отраслью они связаны.)</p> <p> </p> <p>У учителя карточки с названиями профессий: <em>продавец, водитель, ткачиха, комбайнер, маляр, сталевар, доярка, кассир, контролёр, каменщик.</em></p> <ul> <li><strong>Промышленность.</strong> <em>(<strong>Сталевар, ткачиха</strong>, металлург, кузнец.)</em></li> <li><strong>Сельское хозяйство.</strong> <em>(<strong>Доярка, комбайнер, </strong>агроном, полевод, зоотехник, пчеловод.)</em></li> <li><strong>Торговля.</strong> <strong><em>(Продавец, кассир</em></strong><em>.)</em></li> <li><strong>Транспорт</strong>. <em>(<strong>Водитель, контролер</strong>, шофер, кассир.)</em></li> <li><strong>Строительство</strong>. <em>(<strong>Каменщик, маляр</strong>, сварщик, экскаваторщик.)</em></li> </ul> <p> </p> <p><strong><em>№ 1 (с. 80</em></strong>). <strong><em>Приведите примеры профессий, относящихся к разным отраслям экономики. Запишите их. </em></strong>(Комментированная запись )</p> <p> </p> <p><strong>№ 2 (с. 81).<em> Муравей вопросик опять что-то перепутал на своих рисунках. Покажи стрелками, кому с кем нужно поменяться местами. </em></strong>(Работа в парах)</p> <p><em>Шахтёр – повар, слесарь – врач (офтальмолог)</em></p> <p> </p> <p><strong>3. Работа по учебнику (беседа).</strong></p> <p>• Откройте учебник на с. 124. <strong><em>Рассмотри фотографии. Прочитай названия профессий. Расскажи, что ты знаешь об этих профессиях</em></strong>.</p> <p>(Учащиеся рассказывают о профессиях.)</p> <p>• <strong><em>Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.</em></strong></p> </div> <p> </p> <div> <p>Подумайте, что было бы,</p> <p>Когда б сказал портной:</p> <p>—Шить платья мне не хочется,<br /> Устрою выходной!</p> <p>И все портные в городе</p> <p>За ним ушли б домой.</p> <p>Ходили б люди голые</p> <p>По улице зимой.</p> <p>Подумайте, что было бы,</p> <p>Когда сказал бы врач:</p> <p>—Рвать зубы мне не хочется,<br /> Не буду, хоть ты плачь!<br /> Больным врачебной помощи<br /> Не стало б никакой,</p> <p>А ты б сидел и мучился</p> <p>С подвязанной щекой.</p> <p>Подумайте, что было бы,</p> <p>Когда б сказал шофер:</p> <p>—Возить людей не хочется!<br /> И выключил мотор.</p> <p>Троллейбусы, автобусы</p> <p>Засыпало б снежком,</p> <p>Рабочие на фабрики</p> <p>Ходили бы пешком.</p> <p>Сказал учитель в школе бы:</p> <p>— Мне в нынешнем году</p> <p>Учить детей не хочется,</p> <p>Я в школу не приду!</p> <p>Тетради и учебники </p> <p>Валялись бы в пыли, </p> <p>А вы бы неучеными</p> <p>До старости росли.</p> <p>Подумайте, какая бы</p> <p>Случилась вдруг беда!</p> <p>Но только так не сделает</p> <p>Никто и никогда,</p> <p>И люди не откажутся</p> <p>От нужного труда:</p> <p>Учитель обязательно</p> <p>Придет наутро в класс,</p> <p>А пекари старательно</p> <p>Хлеб испекут для вас.</p> <p>Любое дело выполнят,</p> <p>Что им ни поручи,</p> <p>Портные и сапожники,</p> <p>Шоферы и врачи.</p> <p>Мы все семьёю дружною</p> <p>В одной стране живем,</p> <p>И каждый честно трудится</p> <p>На месте на своем.</p> <p><em>Л. Куклин</em></p> </div> <p> </p> <ul> <li>Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься? <strong><em>(Все профессии нужны, все профессии важны ) </em></strong></li> </ul> <p>Прочитайте задание 1 на с. 125. <strong><em>Определите названия профессий и найдите их представителей на фотографиях.</em></strong></p> <p> </p> <p><strong>4. Прочитаем и обсудим.</strong></p> <p> • Прочитаем текст А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой <strong><em>«Кто сделал хлеб»</em></strong> на с. 126—127.</p> <p><strong><em>Вопросы</em></strong></p> <ol> <li>Где происходил разговор? <em>(В вагоне поезда)</em></li> <li>О людях каких профессий вы прочитали? (<em>Агроном, тракторист, шофёр, комбайнер, мукомол, пекарь.)</em></li> <li>Какое одно общее дело их связывало? <em>(Производство хлебо-булочных изделий)</em></li> </ol> <p><strong>Выполнение задания на электронном </strong>приложении <strong>к учебнику. </strong><em>(Вы каждый день едите хлеб. Люди каких профессий заняты в выпечке и продаже хлеба? Расставьте профессии в соответствующей последовательности, начиная с агронома.) </em></p> <p> </p> <p>-Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профес­сий. Например, <strong><em>при строительстве дома</em></strong>. Обсудите это задание с соседом по парте. <em>(Например: профессия строителя связана с профессиями инженера, шо­фера, электрика, водопроводчика, газовщика и т. д.)</em></p> <p> </p> <p><strong>V</strong><strong>. Физкультминутка «Новый дом» Слайд 21.</strong></p> <p><strong>Каменщик</strong> из кирпичей</p> <p>Стену строит.</p> <p>Дом ничей. <em>(Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)</em></p> <p>Я — <strong>маляр</strong>, я стены крашу, (<em>Расслабленной кистью водим вверх-вниз.) </em></p> <p>потолок<em> («красим потолок») </em></p> <p>и кухню вашу. (<em>Движения рукой влево-вправо.) </em></p> <p>Я — <strong>электрик. </strong></p> <p>Свет включу, <em>(«Включаем свет, нажимая на выключатель».) </em></p> <p>Только лампочку вкручу.</p> <p>(«<em>Вкручиваем лампочку» — вращательные движения кистью правой руки.)</em></p> <p>Приходите в новый дом (<em>Ладони «домиком».) </em></p> <p>И живите долго в нём! (<em>Развести руки в стороны.)</em> </p> <p><strong>VI</strong><strong>. Продолжение работы по теме урока. </strong><strong>Работа в группах.</strong></p> <p><strong>1. Игра «Узнай профессию».</strong></p> <p> На каждом столе лежит карточка, где зашифровано название профессии. Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку.</p> <p><strong>Карточка 1.</strong></p> <p>Небо, штурвал, самолет, аэропорт.</p> <p><strong>Карточка 2.</strong></p> <p>Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.</p> <p><strong>Карточка 3.</strong></p> <p>Провода, столбы, выключатель.</p> <p><strong>Карточка 4.</strong></p> <p>Книги, полки, выставка книг.</p> <p> </p> <p>Дети работают самостоятельно.</p> <p>- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.</p> <p> А теперь проверим правильность написания профессий.<strong> Слайды 22-30.</strong></p> <p> На доске появляются изображения профессий и слова: <em>летчик, парикмахер, электрик, библиотекарь.</em></p> <p>- Как вы думаете, чем важны эти профессии?</p> <p> Дети отвечают.</p> <p>- Мы можем сделать<strong> вывод: <em>все профессии нужны, все профессии важны.</em></strong></p> <p><strong>2. Творческое задание «Собери пословицы».</strong></p> <p>- Ребята, а сейчас мы выполним творческое задание <strong>в группах</strong>. Нужно собрать из слов пословицы о труде. (Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанны­ми на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)</p> <p><strong>Слайды 31-32.</strong></p> <ul> <li><strong><em>Труд кормит, а лень портит.</em></strong></li> <li><strong><em>Терпенье и труд все перетрут.</em></strong></li> <li><strong><em>Люби дело — мастером будешь.</em></strong></li> </ul> <p><strong><em>• Что посеешь, то и пожнешь.</em></strong></p> <p> </p> <p><strong><em>- </em></strong>Какие ещё пословицы о труде вы знаете?</p> <ul> <li><em>Труд создал человека.</em></li> <li><em>Без труда не вынешь и рыбку из пруда. </em></li> <li><em>Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.</em></li> </ul> <ol> <li><strong>Работа над проектом «Профессии».</strong></li> </ol> <p>- Прочитайте текст «Профессии» на с. 128—129 учебника.<br /> Начните подготовку к выполнению проекта «Профессии».</p> <p>(Учащиеся читают и обсуждают текст, распределяют обязан­ности в группах.)</p> <p> </p> <ol> <li>Роль профессий в жизни людей.</li> <li>Подбор фотографий.</li> <li>Рисунки с изображением профессий.</li> <li>Рассказы о профессиях родителей.</li> <li>Оформление титульного листа.</li> </ol> <p> </p> <p><strong><em>План составления рассказа о профессиях родителей. </em></strong><strong>Слайд 33.</strong></p> <ol> <li>Где работают родители?</li> <li>Кто они по профессии?</li> <li>Чем полезна их работа для людей?</li> </ol> <p><strong>VII</strong><strong>. Рефлексия.</strong></p> <p> <strong>Слайд 34.</strong></p> <p><strong><em>На уроке я узнал (а)…</em></strong></p> <p><strong><em>Мне было интересно узнать…</em></strong></p> <p><strong><em> Мне хотелось бы еще узнать</em></strong> …</p> <p>- Оцените свои достижения на уроке.</p> <p>(Учащиеся достают один из смайликов и объясняют свой выбор.)</p> <p> </p> <p>- На свете много разных профессий, каждая необходима и важна.</p> <p><strong>• А кем хотели бы в будущем стать вы?</strong></p> <p> У вас на партах лежат <strong>ЗВЁЗДОЧКИ</strong>. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках с одной стороны, а с другой - свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.</p> <p><strong>VIII</strong><strong>. Подведение итогов урока</strong></p> <p>- Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться на полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается ваш основной труд?</p> <p>-Верно, <strong>учёба</strong> и приобретение прочных знаний – ваш главный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас.</p> <p><strong>Слайд 36.</strong></p> <p> <strong><em> Много здесь профессий разных,</em></strong></p> <p><strong><em> Выбрать что – не знаешь сразу.</em></strong></p> <p><strong><em> В жизни много пригодится –</em></strong></p> <p><strong><em> Стоит только научиться. </em></strong></p> <p> </p> <p>- Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки». Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!</p> <p>-Какой же <strong><em>вывод</em></strong> мы можем сделать? </p> <p> <strong>Все профессии нужны, все профессии важны! Слайд 37.</strong></p> <p> </p> <p><strong>Домашнее задание</strong></p> <p><strong><em>1.Учебник с.124-129</em></strong></p> <p><strong><em>2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 50).</em></strong></p> <p><em>Океанолог </em>— специалист, изучающий океаны и моря.</p> <p><em>Спелеолог — </em>тот, кто занимается изучением пещер — историей их происхождения, существования и использования человеком.</p> <p><em>Энтомолог — </em>специалист, изучающий насекомых.</p> <p><em>Ихтиолог — </em>специалист, изучающий рыб.</p> <p> <em>Орнитолог — </em>специалист, изучающий птиц.</p> <p><em>Кинолог — </em>специалист, дрессирующий собак.</p> <p><strong><em>3.Начать работу над проектом. </em></strong></p>