Место работы, должность:
Конспект АМО-урока.
Организационная информация
Авторы урока: Хапричкова Т.А.
Предмет: Изобразительное искусство
Продолжительность урока: 40 минут
Методическая информация
Тема урока: Ты украшаешь. «Цветы»
Автор учебника: Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (3 урок в теме: "Ты украшаешь" из 9 уроков, запланированных на изучение данной темы., базовая модель обучения, 34 ч в год, 1ч в неделю).
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Учащиеся 1 класса относятся к младшему школьному возрасту (7-8 лет). Дети слабовидящие, имеющие остроту зрения от 0.4 до 0.01 и другие сопутствующие заболевания. Зрительная патология влияет на весь процесс обучения и развития. Имеет место своеобразие развития психомоторики. Развитие детей, имеющих нарушения зрения (слабовидение) значительно осложнено, так как затрудняет адаптацию ребенка в частности к условиям школьного обучения. Часть детей имеют нарушение осанки, отсутствует пластичность и координированность движений, эмоциональная их выразительность, что усиливается затрудненностью зрительного восприятия эмоциональных проявлений других людей.
У учащихся значительно снижены показатели силы, быстроты и выносливости, они испытывают достаточно серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляются, у них значительно снижена зрительная работоспособность .
У обучающихся формируется абстрагирующая деятельность на конкретно- образной основе, преобладает наглядно- образное мышление. Мышление отличается эгоцентризмом – особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного определения некоторых проблемных моментов. Преобладает словесный тип памяти, она приобретает ярко выраженный познавательный характер. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом, преобладает анализирующее восприятие. К другим особенностям восприятия относятся значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств.Основной вид деятельности- учебная деятельность на игровой основе.
Появляются следующие центральные личностные образования:
Начинает развиваться способность к самоорганизации.
Формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах.
Обучающиеся уже могут представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении.
Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 1 классе:
Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
Ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
Дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
Психологические особенности школьника 7-8 лет:
Младший школьный возраст – это период начального знакомства с учебной деятельностью и овладения ее структурными компонентами. Учащиеся должны учиться овладевать самостоятельными формами работы; это время развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности, учебно-познавательной мотивации. Учение осуществляется с помощью взрослого, но стремится к самостоятельному, целенаправленному. Но такой путь развития познавательной активности возможен лишь тогда, когда интерес к учению становится смыслообразующим мотивом , важно, чтобы ребенку было интересно на уроках и хотелось учиться.
Рефлексия, саморегуляция, произвольность проходят в это время только начальный этап формирования. В дальнейшем они закрепляются и усложняются, распространяясь не только на ситуации, связанные с учебной деятельностью, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.
Но у некоторых детей еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Дидактические: 1. Сформировать у учащихся желание любоваться красотой.
Развивающие: 2. Отработать варианты решения различных художественно-творческих задач на уроке
Воспитательные: 3. Отработать коммуникативные навыки.
создать условия для расширения представлений о различных предметных формах;
формирования навыка точно подмечать характерные особенности и пропорции объекта;
обучения навыков использования линии, пропорции, формы, как средства художественной выразительности рисунка;
расширения познаний учащихся области цветоведения;
развития вариативности мышления: творческого мышления и возможности его реализации;
воспитания у школьников художественного вкуса, желание фантазировать;
воспитания аккуратности в выполнении работы, стремления вести работу рационально, последовательно, умения доводить работу до конца.
Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий "узор", «украшение», "красота".
. Создать обучающимся условия, необходимые для выполнения коллективной работы.
Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
Организовать сначала индивидуальную работу, затем коллективную.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Актуализируют - знания об украшениях, умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, различать и называть цвета;
Приобретут - представления об оформлении и украшении работы, навыки оценки и самооценки деятельности на уроке.
Закрепят - знания и представления о красках, форме, цвете, навыки сотрудничества.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить". Роджер Левин
Мир полон украшений. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Умение любоваться красотой, удивляться – тоже мастерство, которому надо учиться! Украшения бывают и яркие, и такими, которые прекрасны своей нежностью и простотой .Наша природа –красавица часто меняет наряды. Вслед за золотой осенью приходит радость пушистого белого снега. Весной голубые тени тающего снега постепенно уползают, земля порывается нежной порослью и цветами. Сама Земля украшает себя цветами.
На весь лист бумаги нарисуй красивый сказочный цветок. Затем мы вырежем ваши цветы и соберем всем классом чудесную цветочную корзину!
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие "Доброго вам здоровья!"
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
3 мин
Делаю движения руками из стороны в сторону.
-Ребята, я вас приветствую! Сегодня наш урок будет посвящен цветам. Ученые установили, что цветы способны реагировать на заботу человека. Давайте представим, что вы- цветы. Разговаривать вы не умеете, поэтому поздороваетесь со мной и друг с другом при помощи жестов или каких-то действий.
Погружение в тему "Две инструкции"
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
7 мин
- Ребята! Давайте проведем с вами игру "Отгадай цветок". Сейчас на экране вы увидите цветы. Назовите их. За правильный ответ я даю наклеечку. Увидев цветок- рассмотрите его, прочувствуйте его характерную форму - чем этот цветок отличается от других. Посмотрите, какие из них имеют форму треугольника, овала, круга?
Сомкните указательные и большие пальчики. Сомкнули? А теперь сделайте форму треугольника! Овала! Круга! Смотрите на экран через свои пальчики и выстраивайте форму цветка! Получается? И не забудьте рассмотреть как окрашены цветы!
Просмотр слайдов (колокольчики, тюльпаны, пионы, розы, незабудки, ландыши, васильки, лилии, кувшинки). идет под музыку. Это создаст особую эмоциональную атмосферу и обогатит визуальный образ учащихся
Инпут "Рисуй как я! Рисуй лучше меня!"
Передача информации
5 минут
-Ребята, перед вами лежит лист бумаги, кисть, акварель, стаканчик с водой. Сейчас вам предстоит выполнить несколько заданий: сначала индивидуально, затем вам придется поработать всей группой.
- Эй, ромашки,
Дайте мне ответ:
Вы откуда,
Если не секрет?
- Не секрет, -
ответили ромашки, -
Нас носило солнышко
В кармашке!
(Прикрепляю на доске лист и быстро рисую на весь лист ,объясняя, как это надо делать, большой, яркий цветок.)
-Ребята, а вам слабо сделать цветок лучше и красивее, чем у меня?!
-Быть мастерами творчества – вот ваша задача, с которой ,я думаю, каждый из вас успешно справится!
-Вы должны придумать свой волшебный цветок. Он может быть похожим на настоящий, которые мы недавно видели, а может быть чудесным - ярким, разноцветным, в узорах, украшен разными по цвету и исполнению линиями. Дерзайте! Творите! Украшайте! А в конце урока мы сравним- сумели ли вы сделать именно такой цветок, как его задумывали?
-Мы сегодня работаем сразу красками, выполняем рисунок без эскиза. Что такое эскиз, мы с вами уже знаем. Кто мне напомнит?
-Начинаем работу с круга – это середина цветка. Затем, по кругу, дорисуем лепестки. А уже потом украшаем!
Проработка темы «Собираем корзину цветов»
Проработка учебного материала
15 мин
(Самостоятельная работа детей может сопровождаться звучанием музыки, которая помогает сосредоточиться на рисунке, ярче представить и вообразить мир цветов. Учитель руководит работой всего класса и индивидуально помогает детям, которые в чем-то затрудняются)
-Проверьте, что у вас получилось. Украсьте различными линиями, точками ваши цветы.
Учитель раздает ребятам ножницы.
А теперь я предлагаю вам аккуратно вырезать ваши цветы
Затем каждый из вас возьмет в руки клеющий карандаш, смажет обратную сторону цветка, по очереди подойдет к доске, и приклеит свой цветок над корзинкой на ватмане, что прикреплена на доске.
Ребята оформляют свой результат на ватмане.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка «Теплый- холодный!»
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
5 мин (Дети приклеивают цветы, а я каждому на парту раскладываю цветы, вырезанные из цветной бумаги)
1. Каждый из вас получил по бумажному цветку.
2.Тот ,кто получил цветок красного, желтого, оранжевого цвета- это теплые цвета? Правильно ! - становятся справа от меня. –Тот, кто получил синий, голубой, фиолетовый цветок, а что это за цвета?- Верно!X олодные !-, становятся слева от меня .
3. Задание команде теплых цветов и холодных цветов - назвать как можно больше предметов имеющих эти цвета.
4. Я разделю доску на две части, напишу название команд , и фиксирую плюсиком каждый правильный ответ каждой команды.
Побеждает команда назвавшая большее количество предметов нужных цветов.
Время 4 минут
Помните ли вы, что в конце урока мы отели сравнить- сумели ли вы сделать именно такой цветок, как его задумывали?
Все работы получились очень интересными , индивидуальными, все научились самостоятельно рисовать цветы, вырезать и приклеивать.
Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. У вас на парте лежит полоска желтого –цвета- это солнечный лучик- значит мы справились с заданием, у нас все получилось. И тогда вы приклеиваете лучик сверxу солнышка. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, что у вас получился не такой цветок, как вы задумали, тогда под тучкой вы приклеиваете полоску дождика. Ну, и все мы увидим насколько удался наш урок! Что преобладает- лучики или дожик?
Домашнее задание
Время 1 минута
Ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо будет подготовить лист цветного картона голубого цвета, взять набор цветной бумаги, ножницы и клеющий карандаш для аппликации.