Коренной перелом в ВОв
Submitted by Мария Михайловна Николаева on пн, 10/11/2014 - 11:47
Данные об авторе
Автор(ы):
Николаева Мария Михайловна
Место работы, должность:
МБОУ " Арабосинская ООШ " Урмарского района Чувашской Республики . Учитель истории и географии.
Регион:
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Цель урока: сформировать представление о сущности второго периода Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Сталинградом; закрепить исторические страницы великой войны; воспитывать у школьников чувства глубокого уважения к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны, приобщить учащихся к героическому прошлому своей страны.
Основные понятия: контрнаступление; коренной поворот в войне.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
9
Используемые учебники и учебные пособия:
Использованная литература:
Энциклопедия для детей. История России III – изд. перераб. и исправл./глав.ред. М.Аксенова; научн. ред. М.Боярский; отв. ред. М.Тонконогова.- М.:Мир энциклопедий Аванта+Астрель, 2007.
Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России.XXвек»: (9кл.): Кн. для учителя/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-3-е изд. –М.: Просвещение, 2001. – 174с.
< >
Используемая методическая литература:
Использованная литература:
Энциклопедия для детей. История России III – изд. перераб. и исправл./глав.ред. М.Аксенова; научн. ред. М.Боярский; отв. ред. М.Тонконогова.- М.:Мир энциклопедий Аванта+Астрель, 2007.
Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России.XXвек»: (9кл.): Кн. для учителя/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-3-е изд. –М.: Просвещение, 2001. – 174с.
< >
Используемое оборудование:
Оборудование урока : карта «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», презентация, приказ №227 «Ни шагу назад!» (из уч.А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной)
Используемые ЦОР:
интернет - ресрусы , ЭОР
Краткое описание:
<p><strong>Цель урока:</strong> сформировать представление о сущности второго периода Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Сталинградом; закрепить исторические страницы великой войны; воспитывать у школьников чувства глубокого уважения к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны, приобщить учащихся к героическому прошлому своей страны.</p> <p>Основные понятия: контрнаступление; коренной поворот в войне.</p> <p><strong>Оборудование урока</strong>: карта «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», презентация, приказ №227 «Ни шагу назад!» (из уч.А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной)</p> <p><strong>Тип урока</strong>: урок изучения новой темы</p> <p>План изучения нового материала.</p> <p>1.Предпосылки Сталинградской битвы. Перелом в войне</p> <p>2.Роль приказа №227 от 28июля 1942г. «Ни шагу назад!»</p> <p>3.Сталинградская битва</p> <p>4.Особенность битвы за Сталинград.</p> <p>5.Значение Сталинградской битвы.</p> <p><strong>Ход урока.</strong></p> <p>1 Вступительное слово учителя</p> <p> Предпосылки Сталинградской битвы. Перелом в войне.</p> <p>На лето 1942 г. Гитлер запланировал новое наступление, призванное со­крушить СССР. Неудачи первого года войны уже не позволяли вести его по всему фронту, требовалось выбрать одно направление. Кроме того, из-за затяжной войны, в которую оказал­ся втянут рейх, и разросшейся коа­лиции его врагов возникла потреб­ность в дополнительных сырьевых ресурсах, в первую очередь нефти. Исходя из этих соображений, в не­мецкой Ставке решили развернуть наступление на южном участке со­ветско-германского фронта общим направлением на Кавказ. Тем самым предполагалось достичь нескольких целей. Прежде всеговзять под конт­роль каспийскую нефть и обеспе­чить германские вооружённые силы горючим. К тому же выход на южную границу СССР открывал перспективу для вовлечения в войну на стороне Германии Турции. Пройдя по тер­ритории Турции, немецкие войска получали возможность двинуться через страны Восточного Средиземноморья, соединиться с Африканс­ким корпусом генерала Э. Роммеля в районе Суэцкого канала, превратив таким образом это море в своё «внут­реннее озеро». В случае же поворота немецкой армии от Турции на вос­ток открывался путь на Индию, на­встречу дальневосточному союзни­ку — Японии.</p> <p>Немецкое наступление, названное планом «Блау» («Голубой»), началось 28 июня 1942 г. Советское военное руководство не смогло сразу разга­дать его замысел. Оно полагало, что немцы попытаются взять Москву, нанеся по ней удар с южного на­правления. Потому командование сосредоточило основные силы на центральном участке фронта. В ре­зультате южный фланг оказался ослаблен и начал стремительно от­катываться назад. Правда, в отличие от событий годичной давности со­ветские войска избегали «котлов». Однако немцы вновь заняли Ростов, уже освобождённый было Крас­ной армией в ходе зимнего контр­наступления, форсировали Дон и устремились к Волге, к крупнейше­му промышленному центру в её ниж­нем течении — Сталинграду. Часть же немецких соединений повернула на юг — в направлении Кавказа.</p> <p>- Какова же была расстановка сил на Сталинградском направлении к концу июня 1942г и соотношение сил к 19 ноября 1942г, когда наступил переломный момент в ходе Великой Отечественной войны? Проанализируем диаграммы (см. стр. 228-229 уч.) Как изменилось соотношение сил и средств от июля к ноябрю 1942г?</p> <p> </p> <p>2.Учитель предлагает прочитать выдержки из приказа №227 от 28июля 1942г. «Ни шагу назад!» из учебника (стр.216) и ответить на вопросы: чем можно объяснить появление подобного приказа? В чем вы видите его главный смысл? Какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?</p> <p>(Ответ:28 июля 1942 г. появляется приказ № 227 Верховного главнокоман­дующего, известный как «Ни шагу назад!». Констатируя беспрецедент­но большие материальные потери, понесённые страной за год войны, Сталин требовал прекратить даль­нейшее отступление, применяя к недостаточно стойким жесточайшие меры воздействия.)</p> <p> </p> <p>3 Школьная лекция учителя о ходе Сталинградской битвы (рассказ сопровождается показом презентации и изучением карты.Карта во вкладыше учебника)</p> <p>К началу августа 1942 года передовые немецкие части достигли Волги в самом западном её течении. В этой излучине находился Сталин­град. Немецкое руководство горело желанием объявить о взятии города, носящего имя Сталина, советское же ни в коем случае не могло допустить этого. В городе несколько недель шли ожесточённые уличные бои, переходившие в рукопашные схват­ки. Казалось, что всё грандиозное со­ветско-германское противостояние, вся мировая война свелась к борьбе за обладание этим разрушенным го­родом.</p> <p>Как и предыдущей осенью под Москвой, немецкая военная маши­на стала пробуксовывать. В августе продвижение немцев остановили на Кавказе, не дав им дойти совсем не­много до бакинских нефтепромыс­лов (они уже были заминированы). 19 ноября началось советское контр­наступление под Сталинградом, в результате которого группировка противника численностью около 300 тыс. человек (в неё кроме немцев входили подразделения их союзни­ков) оказалась в окружении. Эта опе­рация под кодовым наименованием «Уран» первоначально замышлялась как вспомогательная. Основное со­ветское наступление — операция «Марс», имевшая целью окружить немецкую армию на Ржевском вы­ступе, началась 25 ноября. Именно этот участок ввиду его близости к Москве рассматривался советским командованием как наиболее важ­ный. Однако операция «Марс» не удалась, зато окружение немецких войск под Сталинградом прошло успешно. Во многом это оказалось возможным благодаря тому, что на флангах, по которым Красная армия наносила рассекающие удары, нахо­дились части союзников Германии. Итальянцы, венгры и румыны были хуже вооружены, их боевой дух был ниже, чем в немецких частях.</p> <p>Гитлер, как и год назад под Моск­вой, запретил своим войскам отхо­дить. Их снабжение должна была осуществлять авиация (подобные операции удавались Германии в первый год войны). 23 августа 1942года стал самым страшным днем для города. В этот день фашистские бомбардировщики совершили более 2 тысяч самолетовылетов. Кроме того, на помощь окружённой группировке должна была пробиться армия Манштейна.Но на этот раз вызволить окруженцев немцы не смогли. Их транспорт­ные самолёты, преодолевавшие сот­ни километров в ненастном зимнем небе, чтобы доставить в окружение боеприпасы и продовольствие, а от­туда вывезти раненых, несли тяжёлые потери от всё более уверенно дейст­вовавшей советской авиации. Армия Манштейна была разгромлена в сте­пи и не сумела организовать кори­дор для выхода войск из окружения. 2 февраля немецкая группировка, насчитывавшая 100 тыс. человек и возглавляемая фельдмаршалом Фрид­рихом Паулюсом, капитулировала.</p> <p>Всего под Сталинградом немцы потеряли 800тыс. человек, 2 тыс. танков и штурмовых орудий. 3 тыс. самолетов.</p> <p>4.Слово учителя.</p> <p> Героически сражался русский солдат за каждую пядь земли. Поэтому в сердцах народа вечно живет подвиг воинов, остаются не восстановленными со времен Сталинградской битвы отдельные здания: мельница. В мирное время сооружены памятники защитникам Сталинграда. Попробуем ответить на вопрос:</p> <p> в чем заключалась особенность битвы за Сталинград?</p> <p>- Вот что вспоминает об оборонительном этапе Сталинградской битвы в приведенном ниже отрывке немецкий генерал Г. Дёрр (в 1942—1943 гг. — на­чальник штаба 17-го армейского корпуса.</p> <p>(Чтение детьми отрывка из воспоминаний немецкого генерала Г.Дерра)</p> <p>«Начавшийся в середине сентября период боев за Сталинградский про­мышленный район можно назвать позиционной или «крепостной» войной. Время для проведения крупных операций окончательно миновало. Из про­сторов степей война перешла на изрезанные оврагами приволжские высоты с перелесками и балками, в фабричный район Сталинграда, расположенный на неровной, изрытой, пересеченной местности, застроенной зданиями из железа, бетона, камня. Километр как мера длины был заменен метром, кар­та генерального штаба — планом города.</p> <p>За каждый цех, водонапорную башню, железнодорожную насыпь, стену, подвал и, <a name="_GoBack"></a>наконец, за каждую кучу развалин велась ожесточенная борьба, которая не имела себе равных даже в период первой мировой войны с ее гигантским расходом боеприпасов. Расстояние между нашими войсками и противником было предельно малым. Несмотря на массированные действия авиации и артиллерии, выйти из рамок ближнего боя было невозможно. Рус­ские превосходили немцев в отношении использования местности и маски­ровки и были опытнее в баррикадных боях и боях за отдельные дома; они заняли прочную оборону».</p> <p>(Ответ: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания противника с советской земли. Сталинградская битва знаменовала собой начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Стратегическая инициатива перешла в руки нашей армии.)</p> <p>III. Закрепление изученного. Ответить на вопросы.</p> <p>1) Назовите дату начала Сталинградской битвы. (17июля 1942г.)</p> <p>2) Когда закончилась Сталинградская битва? (2февраля 1943г.)</p> <p>3) Назовите самый страшный для города день? (23 августа 1942г)</p> <p>4) Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 недель)</p> <p>6) За какой срок Гитлер хотел овладеть городом? (За 2 недели)</p> <p>7) Чем известен дом Павлова? ( в день несколько раз переходил от русских к немцам и обратно)</p> <p>8) Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы? Для чего это сделано? (мельница)</p> <p>9) Как называется операция разгрома немецких войск под Сталинградом? (Уран)</p> <p>10) Кто был главнокомандующим немецкой армией? (Генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс: 31 января 1943г. – массовая сдача в плен)</p> <p>11) Чем награжден город за эту битву? (Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя?)</p> <p>12) Когда данное событие произошло? ( 8мая 1965г. Волгограду присвоено звание «Города-героя»)</p> <p>Вывод по вопросам</p> <p>IV Д/З: § 32, подготовить сообщение «Памятные места г.Сталинграда (Волгограда)</p> <p>Продумать вопрос и дать обоснованный ответ.</p> <p>- В канун 70-летней победы в Сталинградской битве участники боев за город, ветераны Великой Отечественной войны ставят перед правительством вопрос о переименовании города Волгограда в г.Сталинград, обосновывая свои соображения тем, что они защищали г.Сталинград, а не Волгоград, хотя бы в дни празднования.</p> <p>Обоснованны ли их предложения?</p> <p> 3) <strong>Для любознательных </strong>Как сложилась дальнейшая судьба Ф.Паулюса вы сможете узнать, прочитав о нем в газете «Аргументы и Факты» №3, 2013г.</p> <p> </p>
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
Цель урока: сформировать представление о сущности второго периода Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Сталинградом; закрепить истори