«История России. 1945 - 2007 гг.» Алексеев С.В. Уткин А.И. Филиппов А.В.
Начиная с 2007 года, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. разрабатываются учебно - методические комплекты (УМК) по новейшей отечественной истории. В настоящее время разработаны, успешно внедряются и осваиваются общеобразовательными учреждениями УМК «История России. 1945 - 2007 гг.» для 11 класса, ведется апробация УМК «История России. 1900-1945 гг.». В 2008\09 учебном году учителя истории и обществознания Красноярского края участвовали в семинарах и курсах повышения квалификации, на которых знакомились с содержанием новых учебно-методических комплексов.
По данным Министерства образования и науки в Красноярском крае изучают историю и обществознание по новым УМК ученики Абанского района (20 - историю России \ 20 обществознание), Балахтинского района (соответственно 129\50), Нижнеингашского района (13\13), Богучанского района (55\-), Большеулуйского района (11\11), Козульского района (128\128), г. Канска (19\0), г. Красноярска (Свердловский район (67\67), Ленинский район (69\69), Октябрьский район (179\175), Центральный район (35\35)), Назаровского района (13\23), Новосёловского района (81\81), г. Лесосибирска (45\45), Саянского района (35\0). В 2009 году по заявкам территорий закуплены учебники: Октябрьский район - 400\400, Большемуртинский район (50\-), Емельяновский район (69\86), Таймырский автономный округ (22\22), Кедровый (15\-), Абанский район - 30, Балахтинский район – 112, Дивногорск – 43, Лесосибирск – 27, Канск – 70.
Из методических рекомендаций по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания по новым учебно-методическим комплектам: «История России. 1945 - 2007 гг.»
Сегодня система образования должна быть ориентирована на формирование гражданственности, на подготовку молодых граждан, разделяющих ценности гражданского общества, ощущающих свою общероссийскую идентичность, знающих и понимающих национальные интересы России, ориентированных на активное участие в общественной жизни, экономике, культуре.
Историко-обществоведческие дисциплины являются стержневыми в процессе осмысления перемен, происходящих в современном мире и России. В них заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на взаимодействие гражданина, государства и общества.
Начиная с 2007 года, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. разрабатываются учебно - методические комплекты (УМК) по новейшей отечественной истории и обществознанию. В настоящее время разработаны, успешно внедряются и осваиваются общеобразовательными учреждениями УМК «История России. 1945 - 2007 гг.» ведется апробация УМК «История России. 1900-1945 гг. Новые учебно-методические комплекты созданы на основе современных научных представлений о содержании общего среднего обществоведческого образования, в них представлены основные события и факты новейшей российской истории, обозначены условия для формирования учащимися собственного отношения к ним, а также развития навыков анализа основных тенденций развития общества.
Подготовленные УМК помогут школьникам овладеть базовыми социальными, интеллектуальными и коммуникативными умениями на уровне функциональной грамотности в рамках специально организованной деятельности.
Ключевые вопросы, вызывающие определенные трудности у педагогов, работающих по новым УМК.
История России
В соответствии с действующим государственным образовательным стандартом и базисным учебным планом (2004 г.) общеобразовательных учреждений учебный курс «История России, 1945-2007 гг.» должен изучаться во втором полугодии 11 класса и рассматриваться как логическое продолжение курса «История России в первой половине ХХ в.». Концептуальные, структурные и содержательные особенности курса позволяют организовать его изучение, как на базовом, так и на профильном уровнях. Ресурсы федерального базисного учебного плана позволяют реализовать обе стратегии изучения данного курса.
Для обеспечения целостности и преемственности образовательного процесса при изучении курса истории России в условиях действующего стандарта первого поколения рекомендуем следующее планирование учебного материала, представленное в таблице 1.
Таблица 1. Структурные особенности изучения истории на базовом уровне.
Классы
|
Объем времени
(в часах)
|
Наименование учебного курса
|
История России
|
Всеобщая история
|
10 класс
|
Федеральный компонент - 70ч.
|
История России с древнейших времен до конца Х1Х в. - 42 ч. Итоговое обобщение - 4 ч.
|
Всеобщая история с древнейших времен до конца Х1Х в. - 24 ч.
|
11 класс
|
Федеральный компонент - 70 ч.
Региональный
компонент – 13 ч.
Итого - 83 ч.
|
История России (1900 – 1945 гг.)
(1 пол. ХХ в.) – 23 ч.
История России (1945- 2007 гг.)
(П пол. ХХ – нач. ХХ1 в.) – 26 ч.
Итоговое обобщение – 4 ч.
Резерв учебного времени - 6 ч.
|
Всеобщая история (1900-1945 гг.) с начала ХХ в. до настоящего времени - 12 ч.
Всеобщая история (1945- 2007 гг.) - 12 ч.
Итого: 24 ч.
|
Всего
в 10 - 11 классах
|
Федеральный компонент – 140ч.
Региональный компонент - 13 ч.
Всего- 153 ч.
|
105ч.
|
48ч.
|
При изучении курса на профильном уровне рекомендуем следующее планирование учебного материала при изучении курса на профильном уровне (таблица 2). При изучении истории России первой половины ХХ века следует опираться на действующие учебники, включенные в федеральный перечень учебников.
Таблица 2. Структурные особенности изучения истории на профильном уровне
Классы
|
Объем времени
(в часах)
|
Наименование учебного курса
|
История России
|
Всеобщая история
|
10 класс
|
Федеральный компонент - 140 ч.
|
История России с древнейших времен до конца Х1Х в. - 82 ч.
|
Всеобщая история с древнейших времен до конца Х1Х в. - 58 ч.
|
11 класс
|
Федеральный компонент - 140 ч.
|
История России (1900 – 1945 гг.)
(1 пол. ХХ в.) – 35 ч.
История России (1945- 2007 гг.)
(П пол. ХХ – нач. ХХ1 в.) – 70 ч. Итого: 105 ч.
|
Всеобщая история с начала ХХ в. до настоящего времени - 35 ч.
|
Всего в 10-11 классах
|
280 ч.
|
187ч.
|
93ч.
|
При подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по истории педагоги могут использовать действующие рекомендации и опубликованную литературу с грифом «Рекомендовано Федеральным институтом педагогических измерений» (ФИПИ). Новый курс «История России (1945-2007 гг.) органично встраивается в систему подготовки выпускников к сдаче Единого государственного экзамена. Методический аппарат учебника включает тестовые задания различных видов, которые используются в существующем формате ЕГЭ. Содержательные линии учебника в принципиальном плане совпадают с теми, которые проверяются с помощью контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Вместе с тем подчеркнем, что подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории не является основной целью изучения истории в общеобразовательной школе. Статистические данные показывают, что ЕГЭ по истории сдают не более 5% выпускников общеобразовательных учреждений. Поэтому подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по истории является относительно автономным направлением совместной деятельности учителя и обучающихся.
|