Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Копилка педагогических ситуаций

Фото пользователя Виктория Ивановна Громова
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 30/07/2009 - 12:09

Ситуация 1:

Учительница: “А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так запомним”.

Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д. Учительница: “Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”.

 

Оценка: Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.

 

Прогнозирование: Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.

 

Решение: Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Напр., слова: “Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку”, - дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того, как мне кажется, учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.

 

 

Ситуация 2: Урок немецкого языка.

Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т.д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).

Особенно выделяется один мальчик.

Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.

 

Очередное задание – подготовить пересказ текста.

Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.

Учитель: “Значит, я ставлю тебе два”.

Ученик: “Нет, в таком случае я перескажу”.

Учитель: “Поздно. Раньше надо было думать”

Ученик: “Да я перескажу”.

Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.

Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.

 

Оценка: Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.

Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить.

Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.

 

Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.

 

Прогнозирование: Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса.

 

Решение: Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.

 

Ситуация 3: Урок немецкого языка в 5 классе.

Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее.

Возникает заминка.

Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей.

В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно “прожевывает” трудное слово и пытается читать дальше.

 

Оценка: Повышенный тон учителя всегда недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании этого ученика известно всем.

 

Прогнозирование: Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание, естественно, смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым.

В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на уроке.

Кроме того, так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7-8 может начаться настоящая травля.

 

Решение: Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше.

 

Лена Е., студентка РГПУ им.А.И.Герцена, 4 курс, 2002г.

http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=11&menu_id=68&section_id=1336&alt_menu=-1

Свой материал добавьте, пожалуйста, в комментариях.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Валентиновна Передерина

На: Копилка педагогических ситуаций


Таких ситуаций просто не должно быть в школе!!! Человек, допускающий такие ситуации не может называться учителем!




Фото пользователя Виктория Ивановна Громова

На: Копилка педагогических ситуаций


       К сожалению, все-таки и подобные ситуации случаются.

        А что Вы скажете по поводу такой мини-ситуации?

        УЧИТЕЛЯ, приезжая на консультацию или на курсы в институт повышения квалификации, заглядывают на кафедру филологического образования и обращаются следующим образом: "Девчонки!" или "А где вот та женщина, в зеленой юбке?" Таких ситуаций Вам тоже не доводилось видеть?!

        На этой странице речь идет о любых нарушениях этикетных норм в деловой сфере!!!

       Можно также приводить примеры и из художественных текстов!

С уважением В.И. Громова




Фото пользователя Нонна Николаевна Полуэктова

На: Копилка педагогических ситуаций


Следует отметить,что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на работе,но и дома. К сожалению,встречаются люди с двойным стандартом поведения: один-на людях, другой- дома. На работе,со знакомыми,друзьями они вежливы,предупредительны,а дома же с близкими не церемонятся,грубы и не тактичны. Я была свидетелем такой,на мой взгляд,не совсем приятной ситуации. Я была в гостях у подруги на даче и никогда не знала,что соседкой моей приятельницы является учитель школы,где учится мой сын. Какая ситуация произошла, я толком не знаю. Но я услышала,такую лексику из уст этой учительницы. Честно скажу, была в шоке! Просто на собраниях,когда она выступает она всегда такая выдержанная, спокойная,грамотная. О чем это говорит? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании.




Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Копилка педагогических ситуаций


Комментарий был изменен с момента создания (lud4252, вс, 02/08/2009 - 17:17).
Людмила Курышева



Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Копилка педагогических ситуаций


Такие ситуации часто встречаются в школе,хотя лично мне не довелось ни разу встречать подобное. Наверное,дело и в личности учителя, и в его отношении к ученикам и предмету и,наконец, в низкой самооценке. Хочется, чтобы к тебе относились с уважением - заинтересуй детей своей личностью, знаниями, предметом, замотивируй учащихся. Вспоминаю пример. Восьмой гуманитарный класс, 26 человек, из них 20 девочек, то есть спокойный класс, замотивированный(95%) на изучение предметов данного цикла. Молодая коллега (а я у них учитель русского, литературы, руководитель факультатива, научных работ, классный руководитель),ведущая технологию(анализ текста) на родительском собрании жалуется, что плохо слушают на уроках, не выполняют задания. Один родитель ей говорит:"А Вы заинтересуйте их! Ведь материал очень сложен для них!" Следует ответ:"Мне сплясать что ли для гуманитарного-то класса?!" Очень хотелось прокомментировать реплику, но молчу, а потом объясняю родителям, насколько важен их детям сей предмет. К сожалению, коллега так и не довела предмет в моем классе до выпуска. Вероятно, если надо, то и "сплясать" должен учитель, чтобы увлечь детей, а потом они и горы свернут.

Или еще одна ситуация. Когда я только начинала работать, классный руководитель любила зайти в класс в начале урока в кабинет. Дисциплины сразу не было, и она, якобы желая мне помочь, начинала орать на класс...Каково потом им нести "доброе и прекрасное",хотя у меня проблем с дисциплиной в классе никогда не было? Всегда ли сами учителя задумываются о мотивах своего поведения? А во взаимоотношениях с коллегами,мне кажется, вообще редко. Теперь я без труда объясню коллеге, что бы мне хотелось изменить в нашем общении, какая помощь и когда мне требуется и что я попрошу ее в нужный момент, а каково это в первый год работы?

Людмила Курышева



На: Копилка педагогических ситуаций


Уважаемые коллеги! Нашла интересный материал, посмотрите по ссылке http://nsc.1september.ru/2006/16/6.htm http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xs4...
Комментарий был изменен с момента создания (storozhevatyu, пн, 24/08/2009 - 20:19).

Татьяна




Фото пользователя Виктория Ивановна Громова

На: Копилка педагогических ситуаций


        Материал замечательный, Татьяна Юрьевна! Вполне можно использовать для выполнения заключительного задания (и не только).

С уважением В.И. Громова




Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: Копилка педагогических ситуаций


Итоговый урок в психолого-педагогическом классе "Слагаемые педагогического мастерства" Кузьмина Т.Н., СОШ № 9, г. Нижнеудинск
 

С уважением, Лариса Александровна




Фото пользователя Людмила Семёновна Семенкова

На: Копилка педагогических ситуаций


Действительно, учителя, который допускает подобные ситуации, просто не имеет право быть учителем!

В первый же год своей работы в школе мне дали классное руководство в 9 классе, бывший классный руководитель умер от болезни. В этом классе была дочь этой учительницы. Боль от потери матери была настоль велика, что девочка озлобилась и объектом нападок стала я: девочка посчитала, что я заняла место матери. Целых полгода она вела со мной "войну", порой привлекая к этому весь класс. А я всегда и везде оправдывала её и защищала. Порой просто закрывала глаза на её гадости, никому не жаловалась и не рассказывала и как ни в чёне бывала вновь спокойно и ласково разговаривала с ней. А когда девочка делала что-то хорошее, всегда хвалила её, даже в малом проявлении чего-то. И лишь своим добрым отношением и вниманием я растопила лёд в её сердце. Сейчас она заканчивает Медицинский институт, часто звонит мне домой, забегает в гости и мы с ней, как она говорит, лучшие друзья.

Последний мой нынешний выпуск. Этот класс окрестили "трудным". Все дети как на подбор из неблагополучных семей. Начиная с 5 класса, каждые полгода менялся классный руководитель. От них все отказывались. Так получилось, что я их забрала добровольно. Стало просто жаль этих недолюбленных мальчишек. И с 8 класса мы с ним начали налаживать отношения. И ни на секунду не пожалела, что они у меня были. Говорила с ними обычно почти на равных, никогда не повышала голос, на "ковёр" вызывала полушутя. Как бы мимо ходом садилась с одним из них и говорили мы по душам о жизни: о его и вообще о случаях  из жизни других людей. Я помнила каждый день рождения и мы весело с шутками, интересными играми отмечали их. Я старалась знать о их бедах и победах как можно больше и принимать в них своё участие. Для них было дорого, то что я уделяю внимание и проявляю зобату о каждом из них И они изменились! Я даже могла уговорить ходить на тот урок, где не совсем комфортно кому-то из них было.  Мы выиграли районный конкурс "Самыйй классный классный руководитель", где они представляли меня как классного руководителя, были группой поддержки. Это именно они помогли придти к победе. Позади экзамены, сданы все без "2". Все до одного поступили. А какой последний звонок они мне устроили! Я провожала их со словами любви и слезами на глазах.

И я считаю, что только человеческое отношение, внимание и терпение - золог всех успехов во взаимоотношениях со своими учениками.

Комментарий был изменен с момента создания (Cemenkowa_L, Wed, 26/08/2009 - 07:03).
С уважением Людмила.



Фото пользователя Марина Викторовна Погодина

На: Копилка педагогических ситуаций


Людмила Семеновна, здравствуйте! Я полностью с вами согласна. В моей практике тоже было немало трудных детей, классов. Но человеческое отношение к ним, заинтересованность в их судьбах, внимание растопляют их сердца. Именно такие дети заходят в школу так просто, поговорить, поинтересоваться делами, поделиться своми мыслями.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн