В последнее время много идёт разговоров об использовании в начальной школе УМК "Школа России" В связи с принятием стандартов второго поколения речь идёт о неподготовленности учебников УМК.В тоже время всё новое- это хорошо забытое старое. На этой странице мы попробуем отстоять возможность использования УМК "Школа России" на новом этапе современного обучения.
15 января 2010 года Минюст России зарегистрировал Приказ Минобрнауки России от 23 декабря 2009 г. N 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (регистрационный N 15988)
В этом перечне учебников представлены все авторы учебников УМК "Школа России".
Проблемам реализации Федерального государственного стандарта второго поколения на основе учебно-методического комплекта «Школа России» был посвящен «круглый стол», материалы которого размещены на страницах журнала «Начальная школа» /№9-2009г./
Позвольте процетировать некоторых участников этого "круглого стола".
"Тема стандартов, образовательных программ, базисного образовательного плана была затронута в выступлении М.Р.Леонтьевой, главного редактора издательства «Просвещение», кандидата педагогических наук (Москва). М.Р.Леонтьева обратила внимание, что примерные рабочие программы созданы и изданы по всем учебным предметам начальной школы, а ознакомиться со структурой этих программ необходимо и полезно для авторов предметных программ и учебников. В выступлении дан анализ ряда важнейших позиций, характеризующих соотношение стандарта второго поколения и других нормативных документов; особое внимание было уделено термину «основная общеобразовательная программа», созданию учебно-методического комплекта. С помощью УМК, который состоит из учебника и множества сопровождающих его учебных пособий для учителя и учащихся, учебная программа реализуется в образовательном процессе. Также в выступлении были рассмотрены вопросы тематического планирования, базисного образовательного плана, планируемых результатов начального общего образования: личностные, метапредметные, предметные."
"Обсуждение УМК «Школа России» продолжила А.А.Плешакова, научный руководитель комплекта «Школа России», автор учебного курса «Окружающий мир», лауреат Премии Президента РФ в области образования, кандидат педагогических наук (Москва). А.А.Плешакова отметила, что в контексте требований нового образовательного стандарта УМК «Школа России» может служить надежным инструментом реализации ФГОС. Сравнение пакета документов, представляющих стандарт, с концепцией УМК «Школа России», его программами и учебниками показывает, что по всем основным позициям есть совпадение, а концепция комплекта практически совпадает с идеологией стандарта второго поколения. Принцип деятельностного характера образования, которому в стандарте уделяется очень большое внимание, реализован во всех учебниках комплекта. Отличительной чертой комплекта является и то, что он ориентирован на формирование семейных ценностей, а книги «Зеленые страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» создавались не только для работы на уроке, но и в большей степени и для работы в семье. Важной особенностью учебников является выделение в них базового и повышенного уровней учебного материала, позволяющего ученикам продвигаться в освоении учебных курсов с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Ярким примером может служить введение в учебники по окружающему миру рубрики «Страничка для любознательных», которая системно выстроена с I по IV класс."
Уверена, что УМК "Школа России" может занять достойное место и в контексте ФГОС-2.
Вся статья на сайте: http://www.fsu-expert.ru/node/2135
Елена Борисовна, вы подняли на обсуждение очень актуальную тему. Наша школа (нач. кл.) работает по этой УМК. Нам очень нравится и учащимся тоже. Мне кажется надо на должном уровне дать то. что могут принять или воспринимать дети. спасибо.
Я работаю по другому УМК - "Классическая начальная школа" (Рамзаева, Джежелей, Вахрушев и др.), но проблема у меня та же. Директор школы неоднократно высказывал пожелание, чтобы вся начальная школа перешла на УМК "Начальная школа 21 века", а на последнем педсовете заявил, что "в связи с переходом на новые стандарты кое-кому придётся перейти на новые учебники".
Но позвольте, причём здесь новые учебники? Дело ведь не в книгах (содержание начального образования во всех УМК представлено примерно одинаково), а в подходах к обучению. Насколько я поняла из публикаций авторов-разработчиков новых стандартов, главное, это не учебники, а технологии и методы, которые использует учитель. В основе новых стандартов лежат новейшие достижения психологии и педагогики. И нам, учителям, необходимо курсы проходить, чтобы их освоить и правильно применить на практике. Как это делают те, кто работает по Занкову, по Эльконину, Давыдову. Тогда и будет польза от новых стандартов.
А пока нас не научили работать по-новому, все разговоры о преимуществах одного УМК перед другим выглядят надуманными и вредными. Всем хорошо известно, что УМК проталкивают такие же люди: одному нравится одно, другому - другое; в Саратовской области вовсю рекламируют "Начальную школу 21 века", а в Псковской и Удмуртии - "Классическую начальную школу". И вообще, есть ведь закон РФ, по которому учитель сам вправе выбирать УМК. Почему не доверяют учителям-практикам? Кому, как не нам лучше знать, что идёт детям на пользу, а что во вред? Почему, в конце концов, не спросить родителей - а чего хотят они для своих детей?
Кстати, в новых стандартах много говорится об участии родителей в образовательном процессе. Надо взять это на вооружение в борьбе за право любимого УМК на существование.
Ирина Владимировна, "любимый УМК" защищать надо! С этим утверждением я согласна. Согласна и с тем, что необходимо осваивать технологии. Согласна и с тем, что родители обязаны участвовать в образовательном процессе, НО! выбор УМК - это полномочия ОУ, учителя - специалиста. Родитель не должен разбираться в тонкостях и особеностях комплектов, он должен иметь возможность ДОВЕРЯТЬ УЧИТЕЛЮ!
PS: УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой - замечательный комплект!!! ссылка
В новых стандартах делается акцент на участие родителей в образовательном процессе, надо обратить внимание на существование УМК "Школа России."Этот комплект может реализовать ФГОС.Программы и учебники показывают, как осуществляется принцип деятельностного характера образования. Особенность комплекта заключается в том, что он ориентирован на духовно - нравственное воспитание детей.
Концепция УМК "Школа России" совпадает с ФГОС. Он ориентирован на разностороннее развитие ребёнка, даёт возможность учителю дифференцированно использовать предлагаемый материал. УМК предоставляет возможность творчески работать с этим комплектом, используя современные технологии. Особенно хорош учебный курс "Окружающий мир"!
Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является комплект для начальных классов «Школа России». В этом материале Вы можете узнать ответы на наиболее частые вопросы, возникающие у учителей, методистов и родителей. Обо всём самом интересном рассказывает научный руководитель комплекта «Школа России» Андрей Анатольевич Плешаков...
Основные преимущества комплекта «Школа России»:
включает завершенныелинии учебников по всем предметам начального образования
Обучение грамоте и развитие речи (Горецкий В.Г.)
Русский язык (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)
Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Математика (М.И. Моро)
Окружающий мир (А.А. Плешаков)
гарантирует достижение высоких результатов обучения:
Читайте исследования PIRLS.
Смотрите результаты апробации 2009 года.
учитывает изменения, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения
направлен на развитие личности ребенка
Комментарий был изменен с момента создания (pfggjkbyfhbz, Tue, 30/03/2010 - 16:41).
Лично мне, как учителю начальных классов, комплект УМК "Школа России" нравится. Он позволяет реализовать не только традиционный подход, но и даёт возможность применеиния СОТ. Мы у себя пробовали и другие УМК, но вернулись всё-таки к "Школе России". Он - самый надёжный, проверенный опытом и временем.
С уважением, Лебеднова И. С., учитель начальных классов
В последнее время много идёт разговоров об использовании в начальной школе УМК "Школа России" В связи с принятием стандартов второго поколения речь идёт о неподготовленности учебников УМК.В тоже время всё новое- это хорошо забытое старое. На этой странице мы попробуем отстоять возможность использования УМК "Школа России" на новом этапе современного обучения.
Елена Травина