4) развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление;
5) воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного материала.
-Наш урок мы начнем с повторения пройденного материала.
-Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика).
-А какие темы мы с вами изучили в разделе «Экономика»?
-На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Государственный бюджет».
-Что означает слово «бюджет»? (Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок).
-А теперь закрепим наши знания по этим темам, выполняя тест.
Тест.
1.Из чего складывается бюджет?
А) из денег;
Б) из зарплаты и стипендии;
В) из доходов и расходов.
2.Из чего складывается государственный бюджет?
А) из зарплаты граждан;
Б) из доходов предприятий и фирм;
В) из налогов граждан и организаций.
3. Налоги –
А) это добровольные взносы;
Б) взимаются в принудительном порядке.
4. Налоги бывают …
А) прямые;
Б) кривые;
В) косвенные.
5. За правильностью начисления налогов следит
А) налоговая полиция;
Б) налоговая инспекция;
В) милиция.
6. Лучшим считается бюджет, в котором
А) доходы больше расходов;
Б) доходы равны расходам;
В) доходы меньше расходов.
Индивидуальная работа (разгадывание кроссворда).
3.Сообщение темы урока.
-Все это мы с вами повторили потому, что сегодня мы продолжим изучать тему «Бюджет», только сегодня мы будем говорить о семейном бюджете?
4. Актуализация знаний.
-Как вы думаете, отличается семейный бюджет от государственного? Чем?
-Из чего будет состоять семейный бюджет? (Из доходов и расходов семьи).
-Как вы понимаете «Живут доходом, а проживают расходом»?
-В чем измеряется доход и расход семьи?
-Какие денежные единицы России вы знаете?
-Чему равен 1 рубль?
-Что изображено на рублях?
-Сторона, на которой указан ее номинал, т.е. достоинство (1 р., 5 р.), называется «решка». Противоположная сторона – «орёл».
-Как вы думаете, почему?
-Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете – «легенда».
-Какие денежные единицы других стран вы знаете?
-Что всего изображено на долларах?
-Что чаще всего изображено на денежных единицах других стран?
-Значит, денежная единица, как герб, флаг, гимн является символом государства.
5. Изучение нового материала.
-Сейчас мы приглашаем семью Ивановых и рассмотрим их семейный бюджет.
(Инсценировка).
Вечером собралась вся семья. Сын - первоклассник не мог сидеть спокойно, ему очень хотелось сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним вошел отец, усталый после работы.
- А у Петьки из соседнего подъезда новый самокат. Я тоже хочу,- сообщил сын.
-Так, сейчас разберемся, - сказал отец. Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, - обратился папа к старшему сыну – студенту. – Будешь считать наш семейный доход.
- Доход – это те деньги, которые мне платят на работе, т. е. моя зарплата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 5 тысяч рублей. (Отдает деньги).
Учитель. - Это деньги не настоящие, но каждый из вас должен знать, что подделка денежных единиц наказывается по закону.
Бабушка с дедушкой тоже не остались в стороне.
-Мы тоже получаем денежки, по 2 тысячи рублей. Раз нас двое, то это – 4 тысячи рублей.
Учитель. – Как вы думаете, какие деньги могли получить бабушка с дедушкой?
-А я тоже приношу деньги в доход семьи, - заявил сын – студент.
Учитель. - О каких деньгах говорит студент? (О стипендиях).
-Наша малышка тоже получает денежки, и они называются пособие на ребенка, -добавила мама.
-А теперь подсчитаем доход нашей семьи, - сказал папа.
--Ура! Целых 11 тысяч 70 рублей. Можно купить несколько самокатов, - воскликнул сын – школьник.
Учитель. – Как вы думаете, так ли это?
-Как вы думаете, на что мама потратит эти деньги? (Питание, образование).
-Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания.
Анализ результатов анкетирования.
-В среднем на 1 человека в месяц на питание тратится 1 тысяча рублей. Если в нашей семье 7 человек, значит, сколько денег мы потратим в месяц на питание?
-А куда еще тратятся деньги из семейного бюджета?
-Каким образом родители тратят деньги на образование? (Канцтовары, портфель, форма).
-А куда еще тратятся деньги в семье?
-На какие мероприятия тратятся деньги с целью повышения культурного уровня? ( Посещение театров, музеев…)
-А если вы заболели, то куда тратятся деньги?
-А за что еще родители платят деньги каждый месяц? (Коммунальные услуги).
-Знаете ли вы, какова плата за коммунальные услуги?
Анализ анкетирования детей.
-Итак, давайте подведем баланс, подсчитаем доходы и расходы нашей семьи Ивановых.
-На что больше всего тратятся деньги в семье?
-Какую часть занимают траты на питание в семье Ивановых? (7/11)
-Ура! Осталось еще 570 рублей! Этого хватит на самокат! – закричал мальчишка.
-Это не совсем самокатные « денежки! Это наши накопления, - заявил отец. – Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем деньги на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает за это дополнительные деньги (банковский процент).
-Я хочу посоветовать,- сказала бабушка, - где взять лишние деньги.
-Где?- дружно спросили все.
- Вот сзади вас кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, а на улице уже светло. Но ведь мы платим деньги за свет и за воду. За все приходится платить.
-Вот это деловой разговор. Это экономия.
-Подберите синоним к слову «экономия». (Бережливость).
(Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками).
7. Закрепление пройденного материала.
Групповая работа – составить бюджет семьи.
1 группа.
Отец + мать + ребенок – дошкольник.
Зарплата отца – 6 тысяч рублей.
Зарплата матери -4 тысячи рублей.
Пособие на ребенка -70 рублей.
2 группа.
Бабушка +дедушка.
Пенсия бабушки -2 тысячи рублей.
Пенсия дедушки – 3 тысячи рублей.
3 группа.
Отец + мать + сын – студент (учится платно).
Зарплата отца -6 тысяч рублей.
Зарплата матери – 4 тысячи рублей.
4 группа.
Отец + мать + бабушка +дочь – ученица.
Зарплата отца – 6 тысяч рублей.
Зарплата матери – 4 тысячи рублей.
Пенсия бабушки – 2 тысячи рублей.
5 группа.
Отец + мать+2 детей.
Зарплата отца – 6 тысяч рублей.
Зарплата матери – 4 тысячи рублей.
Пособие на детей -70+70 рублей.
-Что же мы сейчас с вами делали?
-Важно ли уметь планировать семейный бюджет?
-Конечно, очень важно! Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы с вами и вернулись к тому, с чего начинали наш урок, к «Экономике».
-Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? (Премия, лотерея).
- А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?
8. Работа с учебником.
Чтение статьи «Семейный бюджет».
-О каких видах дохода мы сегодня не говорили?
-Как вы поняли, что такое «прибыль»?
Решите задачу:
«Дима и Петя решили заработать. Они купили сто газет по рублю за каждую и стали продавать их на автомобильных стоянках по 1 рублю 50 копеек. Когда все газеты будут проданы, то какой доход, прибыль получат мальчики?»
-Что такое «гонорар»?
-Что такое процент с продаж?
9. Итог урока.
-Что такое «семейный бюджет»?
-Назовите доходы семейного бюджета.
-Назовите расходы семейного бюджета?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
10. Домашнее задание: составить семейный бюджет своей семьи.