Лот 2. МОУ гимназия №23 Сонина Мария Николаевна. Роль СМИ в политической жизни.
Submitted by Мария Николаевна Сонина on пн, 18/01/2010 - 19:02
Предмет: обществознание (профильный уровень).
Класс: 11.
Тематический раздел: Введение в политологию – Гражданское общество и его институты.
Тема урока: "Роль СМИ в политической жизни общества".
Инструментарий интерактивной доски, который используется на уроке: при подготовке конспекта-схем – инструменты «фигуры» и «картинки» (с возможностью изменения свойств объекта); во время урока – режим «белой доски» для демонстрации учебного материала, инструмент «перо» для создания заметок поверх учебных материалов; режим «непрозрачный экран», «ультразвуковой маркер» (режим «выбрать») для решения схем, выбора альтернативного домашнего задания.
Основной вид деятельности учителя на уроке: работа с подготовленным электронным наглядным пособием на интерактивной доске с применением системы интерактивного голосования; организация обсуждения ключевого вопроса учащимися.
Основной вид деятельности учащихся: работа с ключевым вопросом урока с помощью разных средств: электронное наглядное пособие, разнородные источники социальной информации.
Этап урока, на котором будет применяться инструментарий интерактивной доски: объяснение нового материала, закрепление.
Время работы с доской: в течение всего урока
Способ работы с доской учителя: пояснительная деятельность учителя, направленная на представление нового материала
Способ работы с доской ученика: деятельность, направленная на получение обобщенного представления материала в виде конспекта или схемы, аналитическая деятельность на уроке, в которой участвуют как учитель, так и учащиеся, направлена на анализ представленного материала, выбор альтернативного домашнего задания при голосовании за соответствующий вариант, работа с системой интерактивного голосования при социологическом исследовании; презентация результатов исследования.
Необходимость и оправданность применения интерактивной доски. Графические изображения основных этапов урока (ключевой вопрос, вопросы и результаты социологического исследования, опорная конспект-схема) позволяют более полно представить определённые политические явления.
Способ оценивания деятельности учащихся на уроке. Накопительная система оценивания, с использованием цветных жетонов, которые каждый ученик получает за ответы на уроке за участие в разных видах работы на каждом этапе урока. Сложность вопроса и качество ответа определяют цвет жетона, который получает ученик. В конце урока каждый ученик получает оценку в зависимости от суммы набранных на жетонах баллов.
Вводное слово учителя: Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья или сослуживцы. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Именно СМИ задают и тиражируют тот поток стереотипов, которыми мы руководствуемся за пределами профессионально близкой и хорошо знакомой нам сферы деятельности.
На доске – ключевой вопрос, на который предстоит ответить учащимся по ходу урока. Ответ дается в формате развернутого конспекта или тезисного плана. Три высказывания о СМИ – к концу урока каждый ученик должен выбрать одно – то, которое на его взгляд наилучшим образом отражает ответ на ключевой вопрос урока.
2) Работа с цитатами.
Учащимся предлагаются цитаты (у каждого ученика – «своя» цитата) о средствах массовой информации (список цитат приведен в Приложении 1). Задача учеников – прокомментировать высказывание с точки зрения того, какую роль играют СМИ в политической жизни.
3) Социологическое исследование.
Работа с системой интерактивного голосования. Учащиеся отвечают на вопросы, выбирая тот вариант ответа, который им кажется наиболее приемлемым.
После окончания голосования происходит обсуждение его результатов.
Каждый вопрос с результатами голосования снова выводится на доску. Учащиеся анализируют результаты, объясняя как свой личный, так и коллективный выбор.
Результаты ответа на 4-й вопрос выписываются на доску и сравниваются с результатами аналогичного всероссийского исследования.
Результаты всероссийского исследования изначально скрываются с помощью функции «непрозрачный экран», результаты голосования в классе записываются на доске, а затем открываются результаты всероссийского исследования. Ученики сравнивают результаты, делают выводы.
4)Работа с текстом.
Ученики работают с текстом (экземпляры текста на столе у каждого ученика), отвечая на вопросы (текст и вопросы приведены в Приложении 2). В конце работы с текстом учитель снова обращается к ключевому вопросу урока и просит ответить – что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни?
5)Презентация результатов исследовательской работы.
Несколько учеников получили перед уроком тему исследования: «Создание имиджа политического деятеля в СМИ». На данном этапе урока они знакомят всех учащихся с результатами своей работы. Выводы по данному этапу также согласовываются с ключевым вопросом урока.
6)Закрепление материала.
Работа с интерактивной доской. Учащиеся должны выстроить схему – соотнеся функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.
Первоначальный вид схемы.
Окончательный вариант схемы.
7)Подведение итогов урока.
Каждый ученик подходит к интерактивной доске и делает выбор в пользу той или иной цитаты, заявленной в начале урока. Домашнее задание – написать эссе по выбранной цитате.
Вид ДО выбора учащихся.
Вид ПОСЛЕ выбора учащимися.
Можно попросить нескольких учащихся обосновать свой выбор. Затем идет подсчет полученных жетонов-баллов и выставление оценок за урок.
Произведение «Роль СМИ в политической жизни» созданное автором по имени Мария Николаевна Сонина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.