Использование презентаций на уроках и во внеурочное время.
(из опыта работы учителя русского языка и литературы о плюсах и минусах использования презентаций)
Лет 5 назад я и представить не могла, что доступность (для меня!) использования презентаций на уроке будет возможной. Я мечтала об этом, планировала заочно свою работу. При появлении компьютера в классе маленькая возможность использования появилась, но экран слишком мал для просмотра информации. В настоящее время в кабинете появилось мультимедийное оборудование, и это – прекрасная возможность реализовать свои планы.
Итак, какие же плюсы использования презентаций на уроке я могу отметить. Во-первых, наглядность: схема- опора на русском языке при объяснении нового материала, при повторении какой-то темы. А также использование тестовых заданий с возможностью проверки. Вариант такой презентации – урок русского языка «Причастие»причастие.ppt . Даннная презентация рассчитана на 4 урока.
Наглядность, на мой взгляд, применима и на уроках литературы. Например, при изучении повести Гоголя «Тарас Бульба» просмотр иллюстраций запорожской сечи даст более чёткое представление о повести. Ведь известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного.
Презентации представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Из-за холодов, карантина по гриппу много уроков во второй четверти пропало. Тему «Однородные члены предложения» осваивали с помощью презентации, некоторые слайды готовили самостоятельно учащиеся, что опять же имеет положительную сторону.
Кроме того, часто использую презентации во внеклассной работе: игры, викторины, классные часы.
Но всё должно быть в меру. Как –то прочитала на сайте: «Всё зависит от преподавателя – хороший урок презентация украсит, плохому же – все равно не поможет.» Согласна, не всегда использование презентации имеет положительный эффект.
Итак, о минусах. Использование презентации должно быть оправдано, не всегда они нужны на уроке. Смешно, если PowerPoint использовать только для того, чтобы объявить тему урока. Такое бывает. А еще менее правильным являются “фильмы” из нескольких десятков слайдов на весь урок (к вопросу о здоровьесбережении!). Иногда, стремясь объять необъятное некоторые педагоги забывают о том, что на уроке применение ИКТ должно быть нормированно. Вот это и есть те минусы, о котрых я хотела рассказать.
Итак, использовать презентации (на мой взгляд) необходимо, но в меру, с их помощью можно использовать разнообразные формы деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную, ведь она наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: учащимися легче воспринимают учебный материал.
Развивающий аспект: развивается познавательный интерес.
Воспитательный аспект: воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
|
На: Плюсы и минусы презентаций
Уважаемая Елена Юрьевна! Мне понравилось выражение :
«Всё зависит от преподавателя – хороший урок презентация украсит, плохому же – все равно не поможет.» И спасибо, что затронули важный момент-здоровьесбережение, об этом тоже много спорят, но несомненно, что если учитель позволяет себе вести урок с одной презентацией все 40 минут- это не идет на пользу здоровья.
Задаю всем, у кого данное ессе размещено на многих сообществах, вопрос : Вы не забыли снять галочку с метки Общий доступ при размещении данного материала?
На: Плюсы и минусы презентаций
Полностью согласна с необходимостью использования разнообразных форм деятельности с учащимися, в том числе и режиме презентаций. Еще лучше, если презентация сочетается с работой на интерактивной доске. Но ни одна презентация не заменит практические и лабораторные работы ("пока руки не проделают работу, голова не запомнит")
На: Плюсы и минусы презентаций
Уважаемая Елена Юрьевна! Я согласна с Вами и насчёт плюсов, и насчёт минусов. Очень точные и верные замечания. К сожалению, не смогла посмотреть Вашу презентацию по теме "Причастие": гиперссылка у меня почему-то не открылась.
На: Плюсы и минусы презентаций
Спасибо за комментарии, не могу объяснить, почему не работала гиперссылка, исправила, как смогла
На: Плюсы и минусы презентаций
Уважаемая Елена Юрьевна! Спасибо, что поделились своими мыслями. Очень во многом мы с Вами солидарны. Когда я готовлю урок и предполагаю использование презентации, то всегда задаю себе вопрос: "Если убрать презентацию, то изменится ли мой мой урок?" Если ответ: "Нет!", то убираю её. На мой взгляд, каждая презентация должна нести с собой помимо наглядности ещё что-то. Не исключаю, что порой и наглядность имеет первостепенное значение. Спасибо за эссе!
На: Плюсы и минусы презентаций
Елена Юрьевна! Меня привлекло альтернативное название вашей работы . Вы перечислили много плюсов, с ними я вполне согласна, но минусы не очень конкретные. А "Причастия " мне очень понравились, я не учитель русского языка, но мне есть чему у Вас поучиться: есть теория, тренировочные упражнения, образцы для самопроверки.
На: Плюсы и минусы презентаций
минусы - переизбыток презентаций на уроке. всё должно быть в меру. Я имею в виду влияние компьютера на зрение., да и не только. 7 раз подумай, нужна ли презентация на уроке, и только тогда применяй!!
На: Плюсы и минусы презентаций
Елена Юрьевна, полностью согласна сВашими мыслями по поводу использования презентаций на уроке и вне его. Однако Ваша тема "Плюсы и минусы презентаций" в эссе раскрыта недостаточно.
На: Плюсы и минусы презентаций
эссе - это мысли, размышления. Написала о том, что волнует. Ведь учитель должен руководствоваться принципом НЕ НАВРЕДИ. Отсюда и название эссе, если не раскрыла тему, извините...
На: Плюсы и минусы презентаций
Уважаемая Елена Юрьевна, читая Вашу работу, думала о том, что и меня постоянно заботит, как не перегнуть палку, и где она "золотая середина". Может быть, совместный разум подскажет, ведь это одна из целей нашего мастер-класса.
Удачи Вам!