Урока-зачёта «ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА» В 11 КЛАССЕ
Ф.И.О. автора Успенская Наталья Петровна
МЕСТО РАБОТЫ: ТМОУ «ДСШ №1»
Таймырское муниципальное
образовательное учреждение
«Дудинская средняя
общеобразовательная школа № 1»,
учитель физики.
ЗАЧЁТ «ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА»
11 класс,/2 урока – 90 минут/
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: уточнить и закрепить общие представления о световых явлениях, объясняемых волновыми свойствами света – дисперсии, поляризации, интерференции, дифракции. Проверить глубину усвоенного материала на практических примерах и умение раскрывать их сущность; проверить умения теоретически обосновать результаты индивидуального эксперимента по наблюдению одного из волновых явлений света; способствовать глубокому осмыслению и прочному усвоению фактического и теоретического материала по теме «Волновая оптика»; формировать научное мировоззрение. Наполнить занятие активной познавательной деятельностью учащихся; развивать умения самостоятельно работать, проводить наблюдения, делать вывод.
Обеспечить достижение каждым школьником цели, испытать чувство интеллектуальной радости и успеха.
Форма проведения зачёта – групповая, класс разбивается на 3 группы. В каждой группе есть ученики с разным уровнем подготовки, есть слабые ученики, есть средне-подготовленные и сильные. Этот уровень выявляется после проведения семинара, на котором ученики выступали с рефератами и решали задачи. Управляет работой группы сильный ученик-консультант. Он же отслеживает темп работы каждого ученика в группе и ведёт учёт проделанной каждым участником группы работе, который сдаёт учителю в виде таблицы:
Таблица 1
Группа/ученик
Заполнение
таблицы
(количество
верных ответов)
Помощь
при ответе
(источник)
Помощь
при эксперименте
(источник, уложился во времени,
практические навыки)
Активность
(оценка деятельности)
1. Кузнецов В.
3 верных
ответа
Использовал
реферат; говорил
неуверенно
Использовал
учебник; помощь
ассистента; времени
не хватило.
Требуется
дополнительное
внимание
Каждая группа должна выполнить 3 вида заданий:
1-й вид – 1 уровень сложности – репродуктивный, проверка теоретических знаний: а) групповое обсуждение и заполнение таблицы; б) индивидуальное выполнение тестового задания.
2-й вид – 2 уровень сложности – поисково-логический: а) индивидуальное толкование предложенной ситуации с помощью дополнительной литературы и рефератов, б) помощь группы в затруднительной ситуации.
3-й вид – 3 уровень сложности – творческий: проведение индивидуального эксперимента и объяснение проявления одного из волновых явлений света с научной точки зрения, т.е. пояснить какое явление можно наблюдать при том или ином волновом свойстве света. Привести примеры применения явления в природе, технике и быту. Обосновать значение наблюдаемого свойства и, как следствие, явления.
Задания составлены на базе структурных компонентов проблемного обучения по такой схеме:
постановка проблемы → источники знаний (справочники, рефераты, тексты, не включенные в учебник) → краткие указания к выполнению работы, направляющие познавательную деятельность учащихся.
При составлении заданий я использовала материал доступный и посильный для понимания учащимися. Учитывала возрастные психологические особенности, в частности, у старшеклассников преобладает логическое мышление, наблюдается рост уровня накопленных знаний и умений, самостоятельность, интенсивность умственной деятельности. Для конструирования заданий я использовала фрагменты стихов разных авторов, дополнительные сведения из хрестоматии по физике, рефераты, написанные учениками до проведения зачёта, придумала впечатляющие заглавия для проведения эксперимента и краткий, выразительный сопроводительный текст.
Занятие имеет практическую направленность, использована методика развивающего обучения.
Учёт работы каждого ученика и группы в целом провожу с помощью таблицы:
Таблица 2
Группа/ученик
тест
эксперимент
практика
оценка
І группа
1.Аладышева М.
+ /верно/
½ /ошибка/
+ /верно/
4
2. Аксёнов В.
½
+
¾/2 ошибки/
3
По таблице 1 делаю анализ и выводы об уровне подготовки учеников к зачёту, об их предметной и коммуникативной компетенциях, какие виды деятельности требуют доработки. Составляю план индивидуальной помощи каждому ученику.
По таблице 2 делаю анализ и вывод о степени подготовки учеников к зачёту, о глубине и прочности полученных знаний по теме «Волновые свойства света». Составляю план дополнительных занятий или консультаций по устранению пробелов в знаниях и внесение корректив в знания.
Столы расставлены в кабинете так, чтобы группы не мешали при выполнении своего задания. Через каждые 28 минут вид работы группы меняется.
Эксперимент 2
тест
тест
теория
теория
теория
учитель
теория
тест
тест
Эксперимент 1
Эксперимент7
тест
Эксперимент 3
Эксперимент 4
Эксперимент 5
Эксперимент 6
ХОД УРОКА
1 часть урока ( 28 минут).
Группа 1 работает с заданием «Тест». В представленной таблице вместо вопросов записать ответы. /Каждая группа получает таблицу с разными пустыми местами/
вопрос
Сравниваемые световые явления
дисперсия
интерференция
дифракция
поляризация
1. Дайте определение явлению
Зависимость показателя преломления от цвета луча и, следствии этого разложение света на его составляющие
Сложение в пространстве волн, при котором образуется постоянное во времени распределение амплитуд результирующих колебаний
Отклонение от прямолинейности распространения волн, огибание волнами препятствий
Получение волн с колебаниями, лежащими в одной определённой плоскости.
2.как проявляются явления в природе
радуга
?
/тонкие плёнки на крыльях насекомых/
гало вокруг Солнца и Луны
Солнечный свет у поверхности Земли
3.Каковы условия возникновения явления
?
/граница двух сред с различными показателями преломления/
Наличие когерентных источников света
Прохождение света у границы непрозрачного предмета, либо через отверстия, соизмеримые с длиной волны света.
Прохождение света через кристалл, грани которого определённым образом ориентированы относительно второго
3.Где применяется явление
В спектральном анализе
?
/в просветлении оптики, интерферометрах/
В спектральном анализе
В лабораториях, на транспорте
Индивидуальная работа по тестам. Если есть возможность, то тестирование можно провести с помощью компьютера. В этом случае у учащихся высвобождается дополнительное время для выполнения других видов заданий. Количество вопросов можно уменьшить, можно разделить на варианты, можно дать выборочные номера для каждого ученика.
ТЕСТ:
Получая изображение предмета на экране при помощи линзы, можно заметить цветную кромку по контурам изображения. В результате какого явления появляется кромка?
4. Как выглядит картина интерференции белого света?
а) чередование тёмных и светлых полос, б) чередование цветных полос, в)чередование светлых и радужных полос, г) чередование тёмных и радужных полос.
5. При каком условии усиливается явление дифракции?
а) при уменьшении длины волны, б) при увеличении длины волны, в) увеличении размеров препятствий, г) уменьшении расстояния до препятствия.
6.Что такое дифракционная решетка?
а) совокупность большого числа узких и параллельных щелей, б) один из видов поляроидов, в) прибор для микроскопа, г) совокупность большого числа направленных под углом друг к другу узких щелей.
7. Что называется спектром?
а) несколько видов цветных полос, б)свет, полученный при разложении солнечного луча, в) совокупность цветных лучей, г) чередование светлых и тёмных полос.
8. Какова причина разложения белого света на цветные лучи?
а) цветные лучи имеют одинаковые показатели преломления, б) у лучей одинаковая длина волны, в) лучи имеют различные показатели преломления, г) лучи проходят различный путь.
9. Какой из цветных лучей спектра имеет максимальный показатель преломления?
а) красный, б) фиолетовый, в) зелёный, г) все одинаковый.
11. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?
а) да, т.к. источники не когерентны, б) да, т.к. источники когерентны, в)нет, т.к. источники не когерентны, г) нет, т.к. источники когерентны.
12. Почему возникают радужные полосы в тонком слое керосина, плавающем на поверхности воды?
а) в результате дифракции света, отражённого от границ плёнки, б) в результате поляризации света, отражённого от границ плёнки, в) в результате дисперсии света, отражённого от границ плёнки, г) в результате интерференции света, отражённого от границ плёнки.
15. Две световые волны взаимно гасятся. Означает ли это, что световая энергия превращается в другие формы?
а) да, т.к. в область минимума световая энергия не поступает, б) да, т.к. в область минимума световая энергия поступает, в) нет, т.к. в область минимума световая энергия поступает, г) нет, т.к. в область минимума световая энергия не поступает.
16. Каково отличие интерференционных картин, полученных в отражённом и проходящем свете?
а) в картине проходящего света есть дополнительные цвета к цветам отражённой картины, б) в картине проходящего света нет дополнительных цветов, в) отличий нет, г) в проходящем свете нет цветных полос.
17. В чём отличие естественного света от поляризованного?
а) наблюдается упорядочение в направлении колебаний, б) наблюдается беспорядочное направление колебаний, в) свет получен от лампы, г) естественный свет бесконечен.
19. Как изменяется интенсивность света, прошедшего через поляризатор?
а) уменьшается, б) увеличивается, в) равна нулю, г) не изменяется.
20. В каких случаях применяется свойство поляризации света?
а) гашение световых бликов при фотографировании, б) плавное изменение освещённости объекта, в) устройство декораций при театральных постановках, г) изучение небесных тел.
ОТВЕТЫ:
1- В
2 - Б
3 - А
4 - Г
5 - Б
6 - А
7 - В
8 - В
9 - Б
10 - А
11 - В
12 - Г
13 - Г
14 - В
15 - Г
16 - А
17 - А
18 - В
19 - Г
20-А,Б,В,Г
2 часть урока ( 28 минут)
Группа переходит за столы для проведения экспериментов. На столах выставлено необходимое оборудование и задания, которые выполняются индивидуально. После выполнения ученики сдают отчёт учителю. Если ученики испытывают трудности, то они могут получить помощь, как от консультанта, так и от учителя.
3/ в чём преимущества спектрального анализа по сравнению с химическим?
4/ какие виды спектров вы знаете?
Задание: ознакомьтесь с таблицей:
Особенности в спектре
Выводы
Области применения
Расположение линий
Определение вида или состава вещества
Химические исследования, химическая промышлен-ность, медицина
Интенсивность линий
Определение доли содер-жания масс вещества
Сельское хозяйство
Астрономия
Смещение линий
Относительное движение между источником света и спектрометром
Астрономия
Расширение линий
Высокое давление и высокая температура
Физические исследования Астрономия
Натриевые лампы уличного освещения
К сведению:поэт Гёте считал, что в опытах Ньютона выявлены не истинные свойства света, с какими имеет дело природа, а свойства света, «замученного разного рода орудиями – щелями, призмами, линзами».
Задание:
1/ соберите простейшую электрическую цепь из последовательно
соединённых приборов: источника тока, ключа и лампочки;
2/ замкните цепь и смотрите невооруженным глазом на горящую лампочку;
3/ опишите наблюдаемое явление.
Что делаю
Что наблюдаю
Объясняю
Задание: /устный ответ/
1/ что называют дифракцией света?
2/ почему система цветного телевидения основана на применении
трёх цветов /каких/?
3/ какие волны называются когерентными?
Задание :
Рассмотрите фотографию – вокруг солнца видны светящиеся круги
и дополнительные «ложные солнечные диски». Это явление гало.
Это явление отражения и преломления света от кристалликов льда,
парящих в морозном воздухе.
Часто зимой вокруг фонарей и светящихся ламп мы видим туманное
облако, это проявление явления интерференции при дифракции света.
К сведению:«Вот бесспорно самая странная из гипотез!.. Кто бы мог подумать, что свет, слагаясь со светом, может вызвать мрак?» /Араго/
Задание:
1/ пустой стержень от шариковой ручки нагреть над пламенем свечи
до состояния размягченности, но не расплавлять!(соблюдая правила по Т.Б.);
2/ дуть в открытый конец стержня, нагретое место стержня вытягивается
3/ в чём заключается условие интерференционного максимума? Минимума?
К сведениюДевизом жизни Томаса Юнга было: «Всякий человек может сделать то, что делают другие». Следуя этому девизу, он был известным врачом, замечательным физиком, астрономом, механиком, металлургом, египтологом, океанографом и ботаником, искусным музыкантом, игравшим едва ли не на всех музыкальных инструментах того времени, отличным живописцем и даже цирковым наездником.
Задание:
1/ чистые стеклянные пластины сложите вместе и сжимайте их
пальцами с различным усилием. Рассматривайте пластины в
отражённом свете на фоне бумаги.
2/ опишите наблюдаемые явления и объясните их.
Что делаю
Что наблюдаю
Объясняю
Задание: /устный ответ/
1/ какое явление называется дисперсией света?
2/ чем объясняется радужная окраска крыльев многих насекомых??
3/ что такое просветление оптики?
Задание:
Рассмотрите лабораторное стекло, аккуратно вращая
ручки на приборе рассмотрите радужную окраску
бликов на стекле.
К сведению:большинство людей не видят разницы между поляризованным и неполяризованным светом. Однако некоторые насекомые (муравьи, жуки, пчелы) воспринимают направление поляризации света. Так, рабочая пчела использует поляризацию солнечного света, рассеянного в атмосфере, для ориентации в полете.
Задание:
1/ рассмотреть среднюю пластинку в лапке штатива;
2/ смотреть на среднюю пластинку через поляроид;
3/ не отводя взгляда вращать поляроид (поочередно –верхний, нижний):
вы наблюдаете поляризационный калейдоскоп;
4/ заполнить таблицу:
Что делаю
Что наблюдаю
Объясняю
Задание: /устный ответ/
1/ что называют дифракцией света?
2/ при каком условии наблюдается дифракция света?
3/ для чего используется дифракционная решетка?
Задание:
1/ Посмотрите красочные рисунки в детском калейдоскопе.
2/ определите отличие между двумя калейдоскопами и их картинками!
К сведению: калейдоскоп - (от греч. Красивый вид) –трубка с зеркальными пластинами и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Изобретён Брюстером в 1817 г., прибор детской игрушкой. В переносном смысле – быстрая смена лиц, событий.
Задание:
1/ поставить два поляроида напротив друг друга;
2/ увидеть прохождение света через поляроиды;
3/ вращать один относительно другого, описать увиденное;
4/ каждый раз при повороте одного из двух поляроидов на 900
между ними ставить третий, описать увиденное.
Что делаю
Что наблюдаю
объясняю
Задание: /устный ответ/
1/ что такое естественный свет?
2/ для чего используется дифракционная решетка?
3/ из-за чего возникают кольца Ньютона?
К сведению: поляроиды – поляризованные светофильтры, представляют собой целлулоидную плёнку, покрытую тонким слоем кристалликов герапатита, ориентированных определённым образом. Эти плёнки ведут себя подобно пластинкам, вырезанным из кристалла турмалина, один из поляризованных лучей поглощается в самом герапатите, а другой выходит наружу. К веществам, вращающим плоскость поляризации относятся, например, кварц и раствор сахара в воде.
Задание:
1/ поместить на плоскую стеклянную пластинку плоско-
выпуклую стеклянную линзу, выпуклой частью.
2/ ВИМАНИЕ! Требуется аккуратность и терпение, настойчивость
и спокойствие!
Внимательно смотрите на тёмное место соприкосновения линзы
с пластинкой. Можно приподнять на уровень глаз и медленно
линзу покачивать под разным углом.
Старайтесь увидеть в месте соприкосновения радужные круги.
Эти круги имеют собственное название. Какое?
Что делаю
Что наблюдаю
Объясняю
Задание: /устный ответ/
1/ почему устойчивую интерференционную картину
дают только когерентные волны?
2/ при каком условии наблюдается дифракция?
3/ какое излучение называют монохроматическим?
К сведению:Исаак Ньютон (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член и президент Лондонского королевского общества. Фундаментальные труды – «Математические начала натуральной философии» и «Оптика». Разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию света, развивал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон Всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создал основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Был директором Монетного двора, привёл в порядок монетное дело в Англии. Известный алхимик, занимался хронологией древних царств, теологией. Удивительно! Ньютон родился до срока, таким хилым и слабым, что священник считал, что он не жилец на этом свете, но он выжил и, странно, за всю свою долгую жизнь почти никогда не болел, к 84 годам потерял лишь один зуб.
задание:
1/ рассмотрите набор дифракционных решеток;
2/ получите дисперсионный спектр через призму на экране;
3/ сравните дисперсионный спектр и дифракционный,
заполните таблицу:
Дисперсионный спектр /призменный/
Дифракционный спектр /на решетке/
Определение явления:
Определение явления:
Порядок расположения цветов:
Порядок расположения цветов:
Какой свет преломляется сильнее:
Какой свет дифрагирует сильнее:
Гамма цветовых полос возникает
в результате:
Гамма цветовых полос возникает
в результате:
Причина разложения света:
Причина разложения света:
Применение явления:
Применение явления:
Имена ученых открывших явление:
Имена ученых открывших явление:
К сведению: Древнеримский учёный Плиний в своей «Естественной истории», написанной 20 веков назад, рассказывает, что ловцы жемчуга, которым мешали серебристые блики на воде, перед погружением набирали в рот оливковое масло и на дне выпускали его изо рта. Плёнка масла растекалась по поверзности моря, яркость бликов резко уменьшалась, и ныряльщики гораздо лучше видели всё, что лежит на дне моря.
3 часть урока ( 28 минут).
Группа переходит за столы перед учителем, где находятся вопросы для каждого ученика и дополнительная литература для обоснованного ответа на предложенный вопрос. На предыдущем уроке учениками были представлены рефераты:
v «Миражи и венцы»
v «Цветные тени»
v «Почему закаты багряные»
v «Почему небо имеет голубой цвет»
v «Виды спектров»
v «Сколько существует на свете разных цветов»
v «Оптические явления в атмосфере»
v «Зелёный луч»
ВОПРОСЫ:
Суровой осени печален поздний вид.
Уныло спят безмолвные растения.
Над крышами пустынного селенья
Заря небес болезненно горит. /Н.А.Заболоцкий/
- почему цвет зари красный?
2. «Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром блестят в синеве неба стволы берёз, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов, блестят железные крыши, блестят и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.»
- почему небо синее? Почему блестит снег?
3. «Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну – за окнами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг…» (К.Г.Паустовский)
- в чём причина появления круга вокруг Луны?
4 Перед вами репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя». Рассмотрите её внимательно. Как вы прокомментируете увиденный кругом влажный блеск мокрого пола, неяркий солнечный свет, тени на полу.
5.»Странный свет – неяркий и неподвижный – был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска. (К.Паустовский)
- почему цвета некоторых материалов при разном освещении получается различным?
6. «Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.» (И.Бунин). Рассмотрите репродукцию картины Левитана «Март». Тени на снегу, отбрасываемые деревьями в ясный солнечный день, голубого цвета.
- почему тени кажутся синими? Не правильнее было бы нарисовать их темными – чёрными или серыми? (с физической точки зрения)
7. «В декабре, если небо закрыто тучами, странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо сверху становится ровно лиловым, свисает, опускается и торопит спасаться, а то в лесу скоро начнётся свой, нечеловеческий порядок.» (М.Пришвин)
- почему можно увидеть лиловое небо?
8. «Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нему, и она становилась тёмно-зелёною.» (Н.В.Гоголь)
- объясните изменение цвета.
9. В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись – пламенная хохлома. Хохлома – старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.
Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металл в них совсем нет. Когда миску выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят – натирают алюминиевым порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет полуды выглядит как золото.» (К.Паустовский)
- какие волновые свойства света используют мастера?
10. Перед вами зелёный светофильтр. Посмотрите через него на окружающие вас предметы. Одни кажутся зелёными, другие – чёрными. Почему?
11. «С утра оба княжича, Фёдор и Александр, рано пришли в свою светлицу, где их уже поджидал иеромонах Варсонофий со старой книгой псалтыри. Усевшись за стол и водя деревянными указками по строкам, оба мальчика стали читать нараспев. Косой луч утреннего солнца, пробившись сквозь оконце с заморскими цветными стёклышками, яркими пятнами падал на пожелтевшие страницы большой книги.» (В.Ян)
- почему солнечный свет проходит сквозь цветные стёкла и при этом можно видеть окрашенные в другие цвета предметы?
12. «Удача равна неудаче – вот истинной мудрости слово.
Багрово всходящее солнце, закатное тоже багрово»
- почему Солнце у горизонта «краснеет»?
13. «Мерцаньем звёздным
Снега полны.
В кольце морозном
Рога Луны.»
- о каком кольце говорится в строках? Как можно объяснить его появление?
14. «И нефть, попав из бака в водоём,
Павлиний хвост внезапно распустила.
Она об органическом своём
Происхожденье снова загрустила.» (Л.Н.Мартынова)
- какова причина окраски нефти на поверхности воды?
15. «Когда зелёный луч, последний на закате,
Блеснёт и скроется, мы не узнаем где,
Тогда встаёт душа и бродит, как лунатик,
В садах заброшенных, в безделье площадей.»
- как объяснить явление зелёного луча?
16. «Помнишь ли город тревожный,
Синюю дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Молча с тобою мы шли…
- почему предметы вдали видны «в синей дымке»? Такое явление можно наблюдать в горах. Ближние горы кажутся более тёмными, а дальние – голубоватыми.
17. «Нырни на дно, - стеной отвесных вод
Сойдётся вкруг тебя водоворот.
Сквозь столб воды кайма волны лазурной
Со дна тебе покажется пурпурной.
Где ты ни стой, куда не отходи,
Всё будешь в центре, всё посереди.»
- как объяснить явления, наблюдаемые из-под воды? Меняется ли цвет зелёного луча при переходе из воздуха в воду?
18. «Пусть маленький кружочек встанет
У света прямо на пути,
(источник точечный – учти!)
Что мы увидим на экране?»
- какая картина будет на экране? О каком явлении идёт речь?
19. «Сомненье, вера, пыл живых страстей –
Игра воздушных мыльных пузырей:
Тот радугой блеснул, а этот – серый…
И разлетятся все! Вот жизнь людей.» (О.Хайяма)
- почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?
20. Некоторые насекомые (муравьи, жуки, пчёлы) воспринимают направление поляризации света. Так, рабочая пчела использует поляризацию солнечного света, рассеянного в атмосфере, для ориентации в полёте.