Уроки географии владимирской области в 8 – 9 классах я стараюсь проводить под девизом: «Любить Родину – значит знать ее!». Это достигается постоянным использованием краеведческого материала, тем более что каждая тема как физической, так и экономической географии своей области дает такую возможность.
Приемы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это и сведения, которые приводит учитель на уроке, и рассказы ребят о природе и хозяйстве мест, где они живут, их сообщения о предприятиях, где работают родители, экскурсии в природу и музеи и др.
Уже на первом уроке показываю специфику экономико-географического положения Владимирской области в Центральной России на перекрестке важнейших путей с запада на восток и с севера на юг.
При изучении темы «Климат Владимирской области» используем сведения многолетних наблюдений метеослужбы города Мурома для построения розы ветров, графиков хода среднегодовых температур и осадков, а также температур января и июля.
В ходе изучения темы «Природные ресурсы владимирской области» мы знакомились с минералогической коллекцией Музея природы города Мурома.
Тема «Растительность Владимирской области» лучше усваивается при проведении экскурсии по улицам города, паркам. На этой экскурсии учащиеся знакомятся с видовым составом деревьев и кустарников, культивируемых в парках города, школьном саду. Они узнают, что в эстетических целях в озеленении используются ель, тополь пирамидальный, клен, рябина, липа, каштан. Для создания живых изгородей и бордюров используется боярышник, сирень, шиповник, акация. Быстрее других растут и лучше других очищают воздух американский клен, тополь обыкновенный и конский каштан. Школьники узнают, что во Владимирской области есть несколько коллекций деревьев и кустарников, родиной которых являются Южная Европа, Северная Америка, дальний Восток.
Неменьшими возможностями использования краеведческого материала обладают экономико-географические темы. Если есть в классе учащиеся, чьи родители работают на предприятиях, о которых будет идти речь на уроке, то они получают задание подготовить на 5 – 7 минут сообщение о данном предприятии, главным образом о выпускаемой продукции, связях по сырью и сбыту готовой продукции.
Краеведческий материал повышает интерес к обучению, позволяет учащимся на местных примерах осознать важность перехода к рыночной экономике, развития новых форм хозяйства, перспектив развития хозяйства области.
Постоянное применение местных материалов повышает интерес учащихся к изучению природы и хозяйства своей области, учит самостоятельно добывать различные сведения, воспитывает патриотизм, любовь к земле, на которой мы живем.
|