Отзыв на доклад А.Н.Корякиной "Особенности повышения квалификации у преподавателей вуза в области информационно-коммуникационных технологий" в рамках Международной научно-практической заочной конференции "Интернет в образовании"
12 октября-21 декабря 2009г. Москва Современная гуманитарная академия Московская финансово-промышленная академия
А.Н.Корякина, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
Цитата автора: "В настоящее время в системе повышения квалификации преподавателей вузов в области ИКТ назрела необходимость подготовки образовательных программ, включающих, кроме объема компьютерных знаний и технологий, блок знаний в области педагогики, и один или нескольких примеров методик преподавания.
В настоящее время в высшей школе и в среде специалистов в области компьютерных технологий продолжается развиваться дискуссия на тему готовности преподавателя вуза к ведению профессиональной деятельности в среде сетевого обучения, в том числе и в среде Интернет. Большинство участников данной дискуссии придерживаются мнения, что "среднестатистический" преподаватель сегодня не готов профессионально использовать те технологии, которыми оснащены учебные заведения. Вместе с этим, не наблюдается массового стремления преподавателей к повышению квалификации в области информационно-коммуникационных технологий и в области педагогики, которую назвали e-learning pedagogic (электронная педагогика). Попытаемся найти причину такого отношения преподавателей к процессу повышения квалификации". (выделение жирным шрифтом мои)
Вступления к докладу А.Н.Корякиной сразу же натолкнуло меня на мысль о том, а нет ли здесь аналогичной ситуации со среднестастистическим учителем? Попыталась ответить не заглядывая далее по тексту. Однозначно не сказать, и да и нет. Да, есть учителя, которых не оторвать от доски, мела и тряпки, а есть те, которые активно пробуют синтезировать ИКТ-технологии и понимание необходимости не быть учителем-предметником, а стать учителем-технологом, межпредметником. Причем удивительно то, что возраст здесь абсолютно не критерий. Есть примеры очень опытных и "лёгких на подъём" и молодых, но слишком консервативных. Но, я думаю, и им рано или поздно придётся меняться. Ведь ситуация, когда учитель является иммигрантом в мире современных обучающих сред, а ученик аборигеном не делает нас соучастниками обучения.
Согласна с автором доклада в том, что догое разделение на информатиков (технарей) и педагогов (гуманитариев) только увеличило пропасть между ними, с тем, что ждать новых программ нельзя. Но абсолютно не согласна с тем, что "Именно по этой причине, в настоящее время поднимается вопрос о том, что в педагогических вузах и колледжах должна появиться новая специальность, по завершению которой выпускники заполнят эту образовавшуюся нишу на рынке труда."
Это не решение проблемы, это не тот путь, мы опять на выходе из ВУЗа или коледжа получим узкого спеца. Я думаю, нужно изменить систему в целом преподавания, как сейчас в школах активно используются социальные среды и сервисы, так же активно они должны внедряться и в высшую школу. Но тут надо быть аккуратными, как говорится, не перегнуть. Думать надо, где же золотая середина. Пробовать выработать единство подходов на будущее между школой - ВУзом - учеником - учителем - студентом - преподавателем - специалистом и требованием среды. А во глову угла поместить НЕПРЕРЫВНОСТЬ образования.
Прекрасная мысль автора о том, что "Как правило, сейчас процесс преподавания сводится к обычному изложению, (а то и перечню) функциональных возможностей конкретного программного обеспечения или технологии, при этом не акцентируется внимание преподавателя на его/их дидактических свойствах, особенностях и методах подачи изучаемого материала.
Редкое явление в области повышения квалификации преподавателей - авторские образовательные программы, построенные по новому принципу, и включающие, кроме объема компьютерных знаний: и блок знаний в области педагогики, и один или несколько примеров методик преподавания."
Хочется сказать автору доклада спасибо за поднятую проблему. А выводы могут быть следующими:
- Самообразование должно стать стилем жизни.
- К инновациям в образовании относится серьёзно, но не быть при этом косными.
- Отказаться от архаичной системы повышения квалификации при ИДППО.
- Дать возможность учителю, преподавателю самому выбирать форму, время и место повышения квалификации.
- ОК - прекрасная площадка для решения ланных проблем.
Доказательства (некоторые):
- конкурсы, проекты, сообщества, инструкции и т.д. что есть в ОК
- загляните в сообщество МОУ ДПО УМЦ г. Челябинска http://www.openclass.ru/node/60786
- презентация "НАША НОВАЯ ШКОЛА" И.И.Кацай http://prezi.com/_ugeyxsuc4bl/ исполненная в Prezi, а также ряд других "иностранных" презентаций. На страничке http://www.openclass.ru/communities/35
- Взгляды поменяются точно.
|