Где и как я использую презентации.
Начнём. Что такое презентация и для чего она была кем-то когда-то впервые создана, с какой целью? Это не более, чем какие-то страницы, которые содержат надписи и картинки, на которых могут появляться какие-то анимированные элементы, которые могут сопровождаться звуковыми эффектами… Но ведь и НЕ БОЛЕЕ ТОГО! Всё остальное – это Ваша мысль, Ваша логика, в конце концов – Ваш отбор материала…
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Ещё К.Д.Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информациис помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира, математики, чтения, русского языка, технологии) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций, которые позволяют мне при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей, построить и провести урок более эффективно.
Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как на отдельных этапах урока, так и на протяжении всего урока.
Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать суть задания, а не жестикулировать, как раньше руками. Раньше многие задания выполнялись на бумаге или доске, но в данной наглядности не хватало движения, яркости, чёткости. Времени на создание рисунка уходило много, а продукт получался «одноразовый». Собрав коллекцию анимационных картинок, взятых из Интернет, я стала использовать эффекты анимации PowerPoint для “оживления” математических задач. Описать, как дети реагируют на такой “мультик”, невозможно. Эффективность таких фрагментов урока очень высока. Даже те, для кого данный вид заданий вызывает сильное затруднение, могут высказаться по поводу выбора способа решения задачи.
Презентации помогают мне быстро менять наглядность по изучаемой теме, проследить динамику самого процесса. Сочетание в презентациях разных моделей действий помогает не только учителю, но и ученику концентрировать своё внимание на изучаемом объекте.
Уроки русского языка часто воспринимаются детьми как одни из самых трудных и неинтересных уроков, когда детям приходится много писать. С использованием презентаций уроки русского языка приобретают совершенно другой «смысл», можно варьировать характер заданий очень быстро и смена видов деятельности не приводит к утомляемости детей. Кроме этого, расширяется возможность зрительного восприятия изучаемого материала. Учитель имеет возможность не только сообщить детям лексическое значение изучаемых слов (например, при словарной работе), но и наглядно показать изучаемые предметы или явления.
На уроках литературного чтения учитель имеет возможность обогатить содержание урока не только интересными и увлекательными заданиями типа кроссвордов и ребусов, но и дать детям представление об авторе, которые создавали произведение (показ портретов, иллюстраций произведений автора).
Уроки с использованием ЦОР не являются достоянием «одного» учителя начальной школы.
Применение ИКТ нашли широкое отражение и в организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы. На протяжении трёх лет учителя начальной школы организуют исследовательскую деятельность младших школьников. Под руководством учителя, ребенку – исследователю от природы – разрешено и предложено воплощать свою творческую энергию, не только (как раньше) танцуя в самодеятельности или конструируя модели самолетов или кораблей. Он может творить в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир. Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий.
Заслуживают интереса и темы, выбранные детьми. Это «Витамины и здоровье», «Помним подвиги ваши», «Деткам о клетке», «Домашние животные. Кошки», «Край, в котором мы живём» и т. д. Исследовательские работы учащихся сопровождаются презентациями.
Конечно, идеальным вариантом я для себя считаю демонстрацию своих собственных презентаций на уроке - учитель сделает свою презентацию специально для своих учеников, информация для презентации будет отобрана наилучшим образом и т.д. Но где же нам взять столько сил, времени и знаний, чтобы подготовить хорошие презентации на все уроки?
На помощь мне приходят мои коллеги. Мы вместе создаём презентации, распределяя темы уроков.
Презентации, сделанные другими учителями, не всегда содержат всю нужную информацию, но почти всегда их
можно отредактировать, “сделать под себя” - убрать лишние слайды или добавить свои.
В интернете появляется все больше сайтов, с которых учителя могут скачать презентации для своих уроков.
Например, сайты Интернет-сообщество учителей, на котором учителя могут разместить и скачать презентации
по всем предметам школьного курса.
http://viki.rdf.ru/cat/3_klass/?page=3 ,
http://www.nachalka.info/about/193/
Сообщество учителей и учеников
Сайты постоянно обновляются, поэтому на нём мы всегда можем найти самые последние разработки учителей.
|