Учитель на специально изготовленную полочку, прикрепленную к классной доске, выкладывает четыре игрушки (например: зайчик, медведь, корова, рыбка) и говорит детям:
У. Назовите хором выставленные на полке игрушки в той последовательности, в которой они
сейчас находятся, и постарайтесь их запомнить.
После этого он предлагает детям закрыть глаза и в это время осуществляет перестановку двух игрушек. Затем учитель просит детей открыть глаза и выполнить такое задание
У. Скажите, в каком порядке стояли игрушки первоначально и в какой последовательности они находятся после перестановки? Какие игрушки поменяли свои места?
Д. Первоначально игрушки стояли в следующем порядке: зайчик, медведь, корова, рыбка.
После перестановки они находятся в такой последовательности :зайчик, корова, медведь, рыбка. Корова и медведь поменяли свои места.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель прикрепляет на доску картинки, на которых изображены игрушки: мячик, кукла, юла, мишка, зайчик, машинка. Рядом на полочку выставляются такие же игрушки, кроме мишки и зайчика.
У. Чем эта группа игрушек отличается от группы игрушек, стоящих на полке?
Д.На картинках изображено больше игрушек, чем выставлено на полке.
У. В чем их сходство?
Д. В обеих группах есть одинаковые игрушки: мяч, юла,кукла, машинка.
(Учитель убирает игрушки, стоящие на полке.)
У. Сейчас я буду вам задавать разные вопросы. Отвечать надо только на те из них, в которых спрашивается об игрушках, которые стояли на полке.
У.Кто играет с куклой?
Д.С куклой играет девочка.
У.Какого цвета мячик лежит рядом с ней?
Д. Рядом с ней лежит красный мячик.
У.У кого в руках мишка?
Д.На этот вопрос отвечать не надо, потому что мишка нарисован только на картинке.
У.Где стоит машинка?
Д.Машинка стоит в песочнице.
У.Кто кружит юлу?
Д.Мальчик кружит юлу.
У.Кто держит зайку?
Д.На этот вопрос отвечать не надо, потому что зайка нарисован только на картинке.
У.Молодцы! А теперь составьте рассказ, используя ответы на вопросы, которые были заданы по картинкам.
Д.Девочка играет с куклой. Рядом с ней лежит красный мячик. В песочнице стоит машинка. Мальчик кружит юлу.
У.Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали?
Д.Мы говорили, отвечали на вопросы, составляли рассказ. У. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью. В связи с
этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока? Д. Тема сегодняшнего урока — «Речь». У. У каждого урока есть не только тема, но и цель. То и другое вы будете всегда формулировать сами. Я вам буду в этом помогать. При формулировании цели надо отталкиваться от темы. Учитывая тему, скажите, что мы должны сегодня узнать? Д. Мы должны сегодня узнать, что такое речь. У. Речь бывает нескольких видов. Скажите, с чем мы должны в связи с этим познакомиться? Д. Мы должны Познакомиться с видами речи. У. Наконец, мы должны ответить на вопрос: для чего...! Продолжите мою мысль, ребята.*
Д.Мы должны ответить на вопрос: для чего нужна речь?
У.Сформулируйте полностью цель нашего урока.
Д.Цель нашего урока — узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?
III. Изучение нового материала
У. Учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?
Д.Речь — это то, что мы говорим. И т.д. (Выслушиваются мнения детей.)
У. Я уточню ваши высказывания. Речь — это способность говорить. Когда вы отвечали на мои вопросы и составляли рассказ, то что вы делали?
Д.Мы слушали и говорили.
У. Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово устная происходит от слова уста. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении. С каким видом речи мы познакомились?
Д.Мы познакомились с устной речью.
У. Каковы признаки устной речи? к Д. Устную речь мы говорим и слышим. ) У. То, что произносится устно, может быть записано в тетради, в журнале, на классной доске, напечатано в газете, книге и потом прочитано. Как называется речь, которая написана?
Д.Это речь письменная.
У.Назовите признаки письменной речи. г Д. Письменная речь может быть написана и прочитана.
У. Назовите известные вам виды речи и их признаки.
Д.Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы говорим и слышим. Письменную речь пишем и читаем.
IV. Физкультминутка
У. С помощью речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу (требование) или сообщать вам что-либо. Если услышите просьбу или требование, то постарайтесь их выполнить. Если услышите сообщение, стойте неподвижно.
— Встаньте, пожалуйста.
— Сегодня прекрасная погода.
— Присядьте, пожалуйста.
— Встаньте и потянитесь.
— Ярко светит солнце.
— Наклонитесь вперед.
— Тихонько сядьте на свои места.
V. Изучение нового материала (продолжение)
У. На какой вопрос мы еще должны с вами ответить?
Д. Мы должны ответить на вопрос: для чего нужна речь?
У.Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами составим радиопередачу «Новости лета». Кто хочет рассказать, гдеи как он провел лето? (Дети рассказывают.)
У. Какой речью мы пользовались в нашей радиопередаче?
Д. В нашей радиопередаче мы пользовались устной речью.
У. Что она вам помогла узнать?
Д. Устная речь нам помогла узнать, как жили ребята летом.
У. Иначе говоря, устная речь вам помогла получить информацию о жизни ребят летом.
У.А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги. (Учительчитает небольшой текст познавательного характера.)
У. Какой речью я пользовалась?
Д.Это была письменная речь.
У.Какие знания вы получили, когда я читала? (Дети рассказывают.)
У. Ответьте на вопрос: для чего нужна устная и письменная речь?
Д. Устная и письменная речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.
У. Чему надо научиться, чтобы пользоваться устной и письменной речью?
Д. Чтобы пользоваться устной и письменной речью, надонаучиться хорошо говорить, читать и писать.
У. Вот этому мы и будем учиться на наших последующихуроках. А сегодняшний урок подходит к концу. Подведем его итог.
VI.Итог урока
У. Скажите, что вы узнали сегодня на уроке? Расскажите в том порядке, в каком шли наши рассуждения.
Д.Мы узнали, что такое речь. Это способность говорить.Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы говорим и слышим. Письменную — пишем и читаем. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.
(Итог может подводиться в коллективной и индивидуальной форме.)