Представленные материалы, помогут студентам 1 курса осознать и реализовать логическую последовательность практических действий в процессе данного вида практики и позволит наиболее продуктивно организовать самостоятельную работу.
Введение
Реализация всех аспектов образования связана с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. Практика «Введение в специальность» является первоначальным звеном в непрерывной системе педагогической деятельности колледжа. Основное назначение этого вида практики - обеспечить помощь студентам в осмыслении основ будущей педагогической деятельности. Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, предназначены для того, чтобы помочь подготовиться к эффективной педагогической деятельности в качестве педагога современной школы. Выполнение в ходе данного вида практики предложенных заданий, поможет Вам быстрее адаптироваться к условиям школы и включиться в педагогический поиск.
Содержание педагогической практики способствует формированию следующих базовых педагогических умений:
-анализировать образовательный процесс; - осуществлять педагогическое общение с учителем и учащимися; -организовывать собственную деятельность; - реализовывать процесс самообразования.
Педагогическая практика «Введение в специальность» решает ряд специфических задач:
1.Формировать интерес к педагогической деятельности. 2. Изучать специфику труда учителя: ее функции и обязанности. 3. Знакомить со школьной документацией и порядком ее ведения. 4. Проводить наблюдение и определять стиль общения учителя со школьниками. 5. Учиться документально оформлять результаты педагогического наблюдения.
Объем учебной работы составляет 36 часов.
Основные критерии оценки практики - качество выполнения задания; -анализ педагогической деятельности учителя; -отношение к деятельности на практике (дисциплинированность, ответственность); -проявление собственной позиции творчества; Умение общаться на уровнях: «учитель-учитель», «учитель-дети». Отчетная документация:
1.Дневник практики - рефлексия практики;
- сочинение-эссе о педагоге-мастере;
- ОЛС «Типы образовательных учреждений города».
Рекомендации по выполнению заданий педагогической практики
1 день
Знакомство с учреждением дополнительного образования дом детства и юношества. Экскурсия по учреждению. Оформление паспорта учреждения: общие сведения, организация воспитательного процесса.
Организация наблюдения в школе №2 в начальном и среднем звене. Изучение психофизических условий: психологический климат в классе; двигательный режим учащихся в течение дня; охрана здоровья ребенка, его нервной системы; условия для здорового образа жизни.
Знать: анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей; основополагающие принципы здорового образа жизни; требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.
Уметь: наблюдать и анализировать образовательный процесс; организовывать собственную педагогическую деятельность; реализовывать процесс самообразования.
Задание: составить опорно-логическую схему « Организационная структура ДДЮ». Повторить тему: Личностно-ориентированный подход в обучении.
ЗАДАНИЕ 1. Составление календарного плана прохождения педагогической практики. Планирование педагогической практики позволяет сориентировать студентов педагогического колледжа на достижение конкретного результата, исключает стихийность в их работе в школе, делает ее более целенаправленной. Составить план практики - это, значит, продумать и представить весь ее процесс прохождения, последовательность выполнения заданий. Поэтому планирование является существенным звеном в системе организации и прохождения будущими учителями педагогической практики. Составляя календарный план, студенты с первого дня пребывания в школе овладевают умением планировать свою деятельность. Цель задания: обучение студентов планировать свою работу в школе на весь период педагогической практики.
Выполнение задания: Рекомендуется следующая форма плана Календарный план прохождения педагогической практики Введение в специальность Студента\ки\ гр курса БПК ФИО День недели Содержание практики Отметка о выполнении Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
ЗАДАНИЕ 2 Ознакомление с деятельностью педагогических коллективов образовательных площадок Цель задания: знакомство студентов с деятельностью педагогов базовых воспитательно-образовательных учреждений Выполнение задания: При выполнении данного задания необходимо обратить внимание на следующие вопросы. 1.Общие сведения: а\ местонахождение учреждения, материальная база; б\ количественный и качественный состав учащихся, количество классов, групп, кружков, секций, традиции и достижения в различных видах деятельности; в\ проблемы и перспективы развития учреждения. 2.Организация учебного процесса: а\ общая организационная структура учреждения: - комплектование штата учителей, воспитателей, тренеров, наличие авторских программ, работа по совершенствованию учебного процесса. 3.Оргавизация воспитательного процесса. а\ основные направления воспитательной работы; б\ формы воспитательной работы в системе преподавания школьных дисциплин, традиционные формы воспитательной работы.
2 день.
Знакомство с учреждением дополнительного образования: специализированная детская юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Темп». Экскурсия по школе, Встреча с администрацией. Оформление паспорта учреждения: общие сведения, организация воспитательного процесса.
Организация наблюдения в школе №2 в начальном и среднем звене. Изучение организации учителем образовательного процесса в классе: Организация личностно-ориентированного взаимодействия; создание условий учащимися для самостоятельного приобретения знаний; прогнозирование учителем развития и воспитания личности ребенка. Беседа с учителем по вопросам.
Знать: особенности личностно-ориентированного подхода в работе с учащимися: виды самостоятельной работы учащихся на уроке.
Уметь: наблюдать и анализировать образовательный процесс; организовывать собственную педагогическую деятельность; реализовывать процесс самообразования; осуществлять педагогическое общение с учителем и учащимися.
Задание: составить ОЛС «Организационная структура СДЮШОР «Темп». Повторить тему: Личностно-ориентированный подход в обучении.
3 день
Знакомство с учреждением ПМСС (психолого-медико-социальная служба) «Дельфин» Встреча с администрацией и коллективом центра. Оформление паспорта учреждения: общие сведения, организация работы психологического центра (основные направления работы, формы работы).
Организация наблюдения в школе №2. Изучение диагностической и коррекционной работы учителя: владение диагностическими методами для изучения личности и коллектива учащихся; коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в поведении и недостаточный уровень сформированности необходимых знаний и умений; работа с родителями. Беседа с учителем по вопросам.
Знать: психологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста; формы работы с родителями; направления изучения личности и коллектива учащихся; методы педагогической диагностики; виды педагогической деятельности.
Уметь: наблюдать и анализировать образовательный процесс; осуществлять педагогическое общение с учителем и учащимися; реализовывать процесс самообразования.
ЗАДАНИЕ З Изучение диагностической и коррекционной работы учителя В педагогической науке и практике обучения и воспитания широко используются разнообразные методы исследования педагогических фактов, явлений, изучения личности младшего школьника. Методы педагогического исследования — это способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических явлений, установления между ними связей и отношений с целью дальней шей научной разработки педагогической теории и совершенствования школьной практики. для изучения опыта учебно-воспитательной работы, личности младшего школьника используются следующие методы: методы педагогического наблюдения и исследовательской беседы, изучение школьной документации и продуктов школьной деятельности учащихся, социологические методы (анкетирование, ранжирование, социометрия), метод теоретического анализа и др.
Все методы изучения коллектива учащихся и отдельных школьников можно объединить в отдельные группы:
1. Методы, направленные на изучение потребностей и мотивов поведения и деятельности учащихся: беседы, анкетирование, диагностические тесты.
2. Методы, с помощью которых выявляется уровень сформированности у школьников знаний о социальных нормах и правилах поведения: беседы, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся.
3. Методы, которые связаны с изучением опыта поведения и деятельности учащихся: наблюдение, естественный эксперимент, метод коллизийных ситуаций, методика выбора, метод независимых характеристик, социометрия.
4. Методы количественной и качественной обработки полученной информации о воспитанности школьников: методы математической статистики, шкалирование, ранжирование. Результаты изучения школьников являются основой для прогнозирования (планирования) и осуществления учебно-воспитательной работы с ними, позволяет учителю сделать эту работу целенаправленной, исключить многие ошибки и случайности в ее осуществлении.
Цель задания: расширить знания студентов о методах педагогического исследования и изучения личности школьника, формировать умение наблюдать за педагогической деятельностью учителя, определение методов педагогического исследования, используемых учителем для изучения школьников. Выполнение задания.
Для выполнения задания необходимо понаблюдать за учебно-воспитательной деятельностью учителя и побеседовать по вопросам:
1. Осуществляет ли учитель изучение школьников в процессе своей педагогической деятельности?
2. Какие методы педагогического исследования применяет для изучения учащихся?
З. Где и как фиксирует результаты изучения школьников?
4. Учитывает ли учитель полученные результаты изучения школьников в процессе организации и проведения с ними учебно-воспитательной работы?
5. Как выявляет учитель детей с отклонениями в развитии? Прибегает ли к помощи специалистов: психологов, логопедов?
6. Как проводится коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии?
7.Чем отличается работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, с детьми, имеющими недостаточный уровень сформированности необходимых знаний и умений?
8. Как учитель организует работу с родителями?
После выполнения задания необходимо сделать вывод о том, проводит ли учитель изучение школьников и какие методы педагогического исследования при этом использует.
4 день
Знакомство с учреждением социальной помощи — центр реабилитации детей и подростков «Лесовичок». Знакомство с коллективом детей и педагогов, экскурсия. Оформление паспорта учреждения: общие сведения, назначение учреждения, организация учебного и воспитательного процесса.
Организация наблюдения в школе №2. Изучение коммуникативной культуры учителя: организация педагогического общения; создание атмосферы сотрудничества, соучастия; регулирование общения и взаимоотношения учащихся в классе. Беседа учителя по вопросам.
Знать: методы воздействия на учащихся: требование, поощрение, наказание; закономерности межличностных отношений.
Уметь: наблюдать и анализировать педагогическую деятельность; осуществлять педагогическое общение с учителем и учащимися; реализовывать процесс самообразования.
ЗАДАНИЕ 4 Изучение коммуникативной культуры учителя.
Коммуникативно-организационная деятельность учителя может характеризоваться одним из следующих стилей общения со школьниками:
1. Авторитарный (императивный стиль общения характеризуется тем, что учитель навязывает школьникам свою волю и не дает им возможности проявлять инициативу. Учитель использует в общении такие способы, как приказ, выговор, угроза, наказание, называет детей по фамилии, часто повышает голос.
2. Демократический стиль общения характеризуется необходимой требовательностью и доброжелательным отношением учителя с учениками, его стремлением к сотрудничеству, использование убеждения как метода педагогического воздействия и стимулирования их активности в учебной и других видах деятельности, Учителя отличает выдержанность, педагогический такт, высокая эмоциональная устойчивость. Он редко повышает голос, называет детей по именам.
3. Либеральный стиль общения отличается тем, что учитель зачастую формально относится к выполнению своих обязанностей, предоставляет школьникам полную свободу, не реагирует на нарушения ими дисциплины и таким образом старается создать доброжелательные отношения в коллективе класса.
Цель задания: изучение студентами стилей общения учителя со школьниками, формирование умения наблюдать и анализировать его педагогическую деятельность, определение стилей общения.
Выполнение задания
При посещении уроков и воспитательных мероприятий необходимо обратить внимание на особенности взаимоотношений учителя и учеников, особенности его общения на переменах. В отчете о выполнении задания ответить на вопросы:
1 .Какие требования и в какой форме предъявляет учитель к школьникам? Привести пример.
2.В какой форме делает замечания ученикам при нарушении дисциплины, невыполнении учебных заданий, проявлении невнимательности? Какие способы наказания применяет учитель к таким ученикам? Привести пример.
3.В какой степени учитель проявляет эмоциональную устойчивость, педагогический такт, уважение, доброжелательность? Привести пример.
4.С помощью, каких методов учитель регулирует взаимоотношения между детьми в классе?
5.Как создает атмосферу сотрудничества? На основании результатов наблюдения необходимо сделать вывод о преобладающем стиле общения учителя с учащимися.
5 день
Знакомство с дошкольным образовательным учреждением «Малышок». Встреча с администрацией учреждения, экскурсия. Оформление паспорта: общие сведения, основные направления учебной и воспитательной работы, Работа с родителями.
Организация наблюдения в школе №2. Изучение структуры педагогической деятельности: диагностическо-проектировочная, конструкторско-организаторская, коммуникативно-организационная, аналитико-оценочная, научно-исследовательская деятельность. Культура педагогической деятельности: поведение учителя, внешний вид; профессиональное мастерство (образование, стаж работы, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, владение техникой речи, педагогическая интуиция).
Знать: основы педагогического мастерства.
Уметь: наблюдать и анализировать образовательный процесс; осуществлять педагогическое общение с учителем и учащимися; реализовывать процесс самообразования.
ЗАДАНИЕ 5 Изучение структуры педагогической деятельности учителя
Система теоретических знаний и сформированных на их основе педагогических умений и навыков составляёт структуру педагогической деятельности учителя. В учебно-воспитательном процессе школы учитель выполняет следующие виды педагогической деятельности: -диагностическо-проектировочную; -конструкторско-организаторскую; -коммуникативно-организационную; -аналитико-оценочную; -научно-исследовательскую.
Цель задания: изучение практикантами структуры педагогической деятельности учителя. Формирование умения наблюдать и анализировать его педагогическую деятельность.
Выполнение задания. Студенты-практиканты на основе результатов своих наблюдений за педагогической деятельностью учителя и её анализа, а также беседы с ним должны определить структуру педагогической деятельности. В отчете о выполнении данного задания педагогической практики отразить следующие вопросы. 1.Проводит ли учитель диагностику школьников и учитывает ли ее результаты при планировании своей работы?
2.Какие виды учебно-воспитательной планирует учитель?
3.Какими видами деятельности школьников осуществляет учитель руководство?
4.В чем выражается коммуникативно-информационная деятельность учителя?
5. Как учитель владеет техникой речи, своим эмоциональным состоянием?
6.Умеет ли управлять собой? Привести примеры.
7.Осуществляет ли учитель самоанализ педагогической деятельности?
8.Проводит ли учитель научно-исследовательскую работу? Какие проблемы обучения и воспитания школьников ему удалось решить? Над какой проблемой он работает в настоящее время?
6 день
Оформление документации по практике: дневник студента-практиканта, сочинение-эссе о педагоге-мастере, схема образовательных учреждений города, самоанализ практики. Подготовка к зачету.
ЗАДАНИЕ 6 Ознакомление со школьной документацией и порядком ее ведения
Цель задания: ознакомление студентов со структурой, содержанием и порядком ведения школьной документации.
Выполнение задания. Для выполнения данного задания педагогической практики студенты изучают личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся. В отчете о выполнении задания необходимо раскрыть структуру и содержание этих документов, и порядок их ведения учителем.
Рекомендации по ведению дневника
Дневник является документом учета работы студента-практиканта, в котором ведется хронологически последовательная запись, просмотренной в базовых учреждениях работы, с указанием даты каждой записи, вида, содержания, в соответствии с требованиями к ведению дневника. Оформляя дневник, студенту нужно помнить, что качество дневника по содержанию, по оформлению будет характеризовать уровень методической грамотности практиканта. Дневник должен быть заполнен аккуратным, разборчивым почерком. В записях не только констатировать содержание просмотренной работы, но и уделять внимание критическому анализу работы специалистов образовательных учреждений. дневник является одним из средств обучения студентов систематическим рабочим записям, которые необходимы не только в период прохождения практики, но и для самостоятельной работы после окончания колледжа.
Содержание дневника
1.Цели и задачи практики.
2.План-график прохождения практики.
3.Паспорт базового образовательного учреждения.
4.Ежедневные записи о выполнении задании.
Паспорт образовательных учреждений
1.Общие сведения: а\ местонахождение учреждения, материальная база; б\ количественный и качественный состав учащихся, количество классов, групп, кружков, традиции и достижения в различных видах деятельности; в\ проблемы и перспективы развития учреждения.
2.Организация учебного процесса: а\ общая организационная структура учреждения: -комплектование штата учителей, воспитателей, наличие авторских программ, работа по совершенствованию учебного процесса.
3. Организация воспитательного процесса. а\ основные направления воспитательной работы; б\ формы воспитательной работы в системе преподавания школьных дисциплин, традиционные для школы формы воспитательной работы.
Анкета студента-практиканта по результатам практики
1.Что нового вы узнали о своей будущей профессии?
2.Что изменилось в современной школ по сравнению с тем временем, когда учились вы?
3. В чем трудности современной школы?
4. Какие альтернативные учебные программы применяют учителя в базовой школе?
5. Понравились ли вам будущие ученики? Какие впечатления о них самые яркие?
6. Изменилось ли первоначальное представление об избранной специальности? Почему?
7.Чему вы хотели научить своих будущих учеников?
8. Что для вас самое главное в вашей будущей профессии?
Образец оформления дневника
ДНЕВНИК по педагогической практике «Введение в специальность»
Студентки /а/ группы Болотнинского педагогического колледжа
ФИО_________________
в период с_________ по________
Руководитель практики________________
Список литературы
1.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Академия, 1999.
2.Богданова О.С., Петрова В.И.Методика воспитательной работы в начальных классах. М.:Просвещейие,1980.
3.Введение в научное исследование по педагогике, Под ред. В.И.Журавлева, М. :Просвещение, 1988.
4.Зверева В.И. Образовательная программа школы: Структура, содержание, технология разработки. М.: Центр «педагогический поиск», 1998.
5.Коротов В.М. Введение в педагогику. М.: Издательство УРАО, 1999.
6.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М. :Прометей, 1996.
7.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М. :Владос,2000.
8.Пидкасистый П.П. Педагогика. М.: Российское педагогическое общество, 1995.
9.Педагогическая практика \Под ред. Г.М.Коджаспировой, Л.В. Бориковой. М.: Академия, 2000.
1О.Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. М.: Просвещение, 1985.
1 1.Харламов И.Ф. Горленко В .П. Педагогическая практика: старые и новые подходы. Педагогика. 1997. ЗГ4 с.72-78.
12.Чепиков В.Т. Педагогическая практика в начальных классах. Ростов - на - дону.: Феникс, 2002