Submitted by Ирина Аркадьевна Гостяева on Sat, 05/12/2009 - 16:52
Ход урока
I. Организационный момент
(приветствие, напутствие)
Тема нашего урока: «Человек в системе экономических отношений».
Сегодня мы с вами выясним отношение человека и собственности, рассмотрим отношение человека к труду, разберем, какие доходы и расходы имеет человек.
В конце урока вы сами попытаетесь сказать о роли человека в системе экономических отношений.
II. Актуализация опорных знаний
1. Вводная беседа.
Перед тем, как мы начнем работать, я вам напоминаю, что сегодня помимо оценки вы можете получить до 500 эконов, очень активно работая на уроке и правильно выполнив домашнее задание.
Накопив на вашем счету определенное количество эконов, вы их можете обменять на дополнительную оценку в любое удобное для вас время.
И так мы начинаем не только отвечать, но и своим собственным умом зарабатывать денежные единицы.
Я попрошу Вас вспомнить и ответить на следующие вопросы:
- Что такое экономика?
- Какая главная задача стоит перед экономикой?
- Может ли человек быть независимым от экономики? Почему?
- От чего будет зависеть или чем будет определяться положение человека в системе экономических отношений?
(От отношений собственности, вложенного труда, доходов и расходов.)
За активную работу обучающиеся получают по 50 эконов
2. Задание: в ходе работы с рабочим листом записать вопросы, которые будут рассмотрены на уроке в качестве заголовков.
III. Изучение нового материала с первичным закреплением
Откройте ваши рабочие тетради и запишите сегодняшнее число, тему урока и план, который находится на доске.
План изучения темы:
1. Человек и собственность.
2. Человек и труд.
3. Человек и его доходы.
4. Человек и расходы.
Сейчас к моему столу подойдите, пожалуйста, по - одному человеку от каждой группы и вытяните цветной кружочек (красный, желтый, зеленый, голубой). На обратной стороне стоит номер темы, над которой вы будете работать сегодня на уроке.
Итак, мы еще обращаем с вами внимание на пункты плана.
Используя возможности интернета, справочной литературы и словарей вы могли подобрать материал, сделать свои презентации. Вам необходимо не только прочитать материал из учебника по вашему вопросу, но и заполнить рабочие листы по данной теме.
Я обращаю ваше внимание, что вам необходимо внимательно прочитать все задания, но и обязательно найти не только проблему, но и пути выхода из этой ситуации.
На работу вам 10 минут. Не забывайте о заполнении рабочих листов.
Ваше время закончилось и мы приступаем с вами к нашей совместной работе.
1. Человек и собственность
- Что такое собственность? Что вы можете рассказать о собственности?
- Какие формы собственности?
Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 1.
- Сформулируйте проблему, которая существует в системе отношений «человек-собственность»? (Отчуждение работника от собственности)
- Все ли люди имеют собственность?
- Как современная экономика пытается разрешить эту проблему?
(Создание акционерных обществ, разгосударствление предприятий, демократизация управления предприятиями).
Обращаемся с вами ко 2 пункту нашего плана.
2. Человек и труд
- Какие факторы будут влиять на отношения человека к труду?
(Общая культура, квалификация, зарплата)
- Как человек может относиться к своему труду?
(Как к радости или обязанности)
- Что будет влиять на отношения человека к труду? (Характер труда, состояние экономики и т.д.)
- Какие системы оплаты труда существуют? (Сдельная - по оценке результатов труда. Повременная - учет отработанного времени)
Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 2
- Какая проблема существует в системе отношений «человек - труд»?
(Безработица).
Значит ли для вас это слово что-то?
- Рабочая сила - это товар. И шанс найти работу выше у тех, кто более конкурентоспособен. Что в современных экономических отношениях позволяет быть более конкурентоспособным? (Образование, квалификация, опыт, здоровье)
- Каковы последствия безработицы? ( По свидетельству мировой статистики - 1% безработных дает 3% преступности и т.д .)
- В чем выражается оценка труда человека?
Обращаемся с вами к 3 пункту нашего плана.
3.Человек и его доходы
- Что такое доход? (Приток денег, полученных в течение определенного
периода времени).
Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 3
- Какие источники дохода вы знаете? ( Труд и собственность)
- Какая проблема возникает при распределении доходов? (Неравенство в доходах)
- Каковы причины социального неравенства?
- Какие из этих причин связаны с обществом?
- Какие – с самим человеком?
Обращаемся с вами к 4 пункту нашего плана.
4. Человек и расходы
- Какая существует проблема в системе отношений «человек - расходы»?
(Несоответствие наших желаний и возможностей).
- Потребитель не может купить все, что ему хочется и должен идти на
компромисс. Поэтому каждая семья и государство составляют бюджет.
Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 4.
Обобщение материала.
За работу обучающиеся могут получить до 200 эконов.
Мы с вами попытались пройти все пункты нашего плана. Давайте еще раз, обратим внимание, на то, что вы запомнили о собственности, труде, доходах, расходах. Хорошо вы правы.
Действительно все пункты нашего плана взаимосвязаны и не могут один, без другого.
Мы с вами хорошо поработали и я предлагаю вам проверить себя, а можете ли вы стать миллионерами, вести свой бизнес и в дальнейшем можете стать активными спонсорами школы.
У вас на столах есть листы с анкетами ответьте на вопросы, имейте в виду, что нужно выбрать из предложенных только один ответ.
На работу вам всего 3-4 минуты.
Постарайтесь долго не раздумывать .
Тест «Как вам стать миллионером?»
1).Каким способом делать деньги легче всего?
1. Много работать, быть хорошо информированным, рисковать, снова вкладывая деньги в дело.
2. Надеяться на «Дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее.
3. Карьеру делать постепенно , пройдя все ступени до руководящей или заняться политикой.
2). Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас широкую улыбку?
1. Дональд Дак
2.Густав Ганс
3. Догобер Дак
3) Какой размер прибыли может, по- вашему, побудить богатейших людей мира заключить сделку?
1. От 0,5 до 1млн.
2. До 10 млн.
3. Десятки миллионов выше
4). С каким из высказываний вы согласны?
1. Больше денег – больше удовлетворения.
2. Деньги означают - власть.
3. Деньги вызывают много зависти.
5). Известна ли вам так называемая игра «по письму» Вы вкладываете в конверт определённую сумму, ищите «Жертву», которая платит столько же и т.д, а в итоге ваше капиталовложение возвращаемся преумноженным. Какую роль вы готовы при этом играть?
1. Не участвовать
2. Участвовать и зарабатывать
3. Быть инициатором игры
6) Придаёте ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в газетах?
1. Был рад
2. Нет
3. Обо мне и так пишут много
7). Каким образом можно выиграть на скачках?
1. Рисковать, делая высокие ставки.
2. Экономить деньги и просто присутствовать на бегах.
3. Купить лошадь чемпиона.
8). Кто, по – вашему, имеет наибольший шанс быстро и надёжно стать богачом?
1. Режиссёр, актёр, писатель, спортсмен
2. Адвокат, врач, маклер, политик
3. Глава фирмы, издатель
9) Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?
1. Готов ссужать своих приятелей деньгами - когда-нибудь и они ответят мне тем же.
2. Деньги и дружба не совместимы
3. Готов брать взаймы у друзей, но не давать
10). Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим ощущением?
1. Разумеется.
2. Демонстрировал всем, смотрел с высока.
3. Нет.
11). Куда вложили бы свои миллионы ?
1. В недвижимость, имущество, предметы искусства.
2. В акции и ценные бумаги.
3. Сделаю так, как решат мои родители.
12) Если у вас пара миллионов, будете ли вы стремиться увеличить свой капитал?
1. Не обязательно на мелкую сумму, но от крупной не откажусь.
2. Естественно.
3. Нет, мне и так хватает.
Ваше время уже вышло. Каждый ответ имеет определенное количество очков. Посчитайте общую сумму.
Если вы набрали:
От 0 до 23 очков: значит, лучший способ для вас разбогатеть – это либо удачно жениться (выйти замуж), либо стать наследником, либо, наконец, выиграть в лотерею;
От 24 до 48 очков: богатство связано для вас с трудом, избегайте финансовых спекуляций. Делайте карьеру и займите место шефа;
От 48 до 72 очков; лучший шанс для вас когда-нибудь стать миллионером. У вас коммерческий склад ума, деньги и дружба и врозь. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо преумножать богатство
Запишите ваше домашнее задание. На каждом столе есть дополнительное задание. Если вы не только прочитаете материал параграф, а постараетесь выполнить эти творческие задания, то у вас есть возможность за дополнительные задания получить до 200 эконов (по 50 за каждое правильно выполненное)
IV. Дифференцированное домашнее задание:
- § 36 и вопросы к нему;
- эссе «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер);
- мини-исследование «Прожиточный минимум современного молодого человека».
- дополните определение;
- сделайте тест-рифму.
Перед этим уроком вы приготовили презентации, я их проверила все, и вы получаете по 50 эконов.
Большое спасибо вам за работу и хотелось бы подвести итоги работы.
Оценки за урок.
А дополнительно вам заносится на счет и количество эконов.
Уважаемая Ирина Аркадьевна. Мне очень понравился Ваш урок. Все последовательно, работа учащихся продумана до мелочей. Обязательно проведу такой урок. Спасибо Вам.
Комментарий был изменен с момента создания (pas45, чт, 15/12/2011 - 20:08).
На: человек в системе экономических отношений
Уважаемая Ирина Аркадьевна. Мне очень понравился Ваш урок. Все последовательно, работа учащихся продумана до мелочей. Обязательно проведу такой урок. Спасибо Вам.