Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



НАГЛЯДНОЕ И НЕНАГЛЯДНОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ СУДОКУ

Submitted by Анатолий Анатольевич Мячев on пн, 30/11/2009 - 20:52

НАГЛЯДНОЕ И НЕНАГЛЯДНОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ СУДОКУ
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
Мячев А.А.

Авторы проекта: Геворгян Гамлет, 9 кл., Кумпатэ Андрей, 8 кл.
ГОУ ЦДО «Эврика»
Научный руководитель: Мячев Анатолий Анатольевич, к.т.н., с.н.с.
Консультант: Геворкян Армен Гамлетович

Актуальность. Недостаточное развитие логики и внимательности, пространственного мышления у детей младших классов, в особенности проявляемое при решении судоку.
«Судоку (яп. су:доку?, произношение (info)) — это головоломка - пазл с числами, ставшая в последнее время очень популярной. В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно». Иногда судоку называют «магическим квадратом», что в общем-то не верно, так как судоку является латинским квадратом 9-го порядка. Судоку активно публикуют газеты и журналы разных стран мира, сборники судоку издаются большими тиражами. Решение судоку — популярный вид досуга» [1].

Цель работы. Развитие логического мышления и внимательности у детей, умения структурировать шаги алгоритма решения судоку и компактного оформления алгоритма решения в среде соответствующих офисных приложений.  Это в дальнейшем будет способствовать нахождению и облегчению способов решения и устойчивых навыков оформления решения более сложных логических и пространственных задач, в том числе с помощью средств офисных технологий (адекватных для различных классов задач).

Методы.

1. Анализ возможных способов решений поставленной задачи (в нашем случае, судоку) различными методами, например, перебором цифр с помощью карандаша и ластика, методом одиночек, скрытых одиночек и др., либо как в шахматах - думая на несколько шагов вперед [2, 3, 4].

2. Разработка способов облегчения решения задачи методом изложения и решения задачи в наглядной форме: а именно легко воспринимаемой ассоциативной «цветовой», «цвето-цифровой» форме или в виде изображений объектов различного вида, соответствующих цифрам от 1 до 9 (предметов, животных, птиц и других объектов внешней среды, устойчиво узнаваемых детьми младшего возраста).

3. Анализ  штатных средств компьютерных технологий для разработки наглядных  и компактных способов визуализации судоку и алгоритма(ов) решения судоку, рассчитанных для детей младшего возраста и начинающих пользователей (текстовых редакторов, электронных таблиц, презентаций).

4. Использование разработанной инновационной технологии для создания комплектов электронных судоку различной сложности в офисных приложениях и их решения детьми в наглядной и «ненаглядной» формах с фиксацией алгоритма решения в компактной форме. Это существенно повысит продуктивность обучения решению судоку и развитие устойчивых навыков оформления и решения судоку в среде офисных приложений.

Реализация задачи.

1. Проанализировано большое количество информации по методам решения судоку различной сложности (в Интернете и в литературе).

2. На основе синтеза различных методов решения судоку и опыта применения учебно-методических комплектов по информатике для школьников 1-4 классов при решении похожих задач (в основном, пазлов различной сложности) предложены методы цветовой, цвето-цифровой,  с использованием изображений визуализации цифр (1-9) и шагов алгоритма решения судоку в среде электронных таблиц и презентаций.

Предложенные метод решения и технология реализации метода (с возможностью пошаговой анимации) ориентированы на уровень общего мышления, логики и внимательности, характерные для младших школьников и начинающих любителей судоку.

3. Для повышения уровня развития логического мышления, внимательности, устойчивых навыков работы в среде электронных таблицах и презентаций разработанная технология внедрена в образовательный процесс. Она апробирована и апробируется в трех объединениях ЦДО «Эврика» в 2009-2010 учебном году: «Развивающая математика и информатика», «Развивающая математика, информатика, шахматы», «Развивающая математика, информатика и конструирование» в рамках штатной работы обучающихся в соответствующих приложениях.

4. Разработанная технология создания и решения комплектов развивающих судоку различной сложности в электронной форме на основе цветовой визуализации решения с возможностью наглядного представления судоку и «оживления» занятий музыкой, анимацией решения делает занятия более интересными и продуктивными.

5. Применение предложенной технологии решения судоку в образовательном процессе обеспечивает существенное сокращение времени решения судоку различной сложности (примерно на 20%-23% у младших школьников, решающих «наглядные» судоку), а также возможность трансляции технологий решения в другие образовательные учреждения.

6.  Применение предложенной технологии решения судоку обеспечивает устойчивое развитие логики, внимательности и навыков работы в среде электронных таблиц и презентаций.

Литература
1)       Судоку. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. www.wikipedia.org
2)       Как решать судоку: способы, методы и стратегия. http://www.sudoku-club.ru/howto.html
3)       Как решать Судоку. http://www.dumaidumai.ru/node/56

Пример методических рекомендаций по решению  и оформления решения судоку начального уровня сложности (уровень 1) в формате линейного пошагового алгоритма решения:

НАГЛЯДНОЕ И НЕНАГЛЯДНОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ СУДОКУ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.
Методическое пособие по реализации и оформлению решения простого судоку.
ПРАВИЛА ИГРЫ СУДОКУ
Заполните пустые клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в любой строке, в любом столбце и в каждом из 9 блоков 3 х 3 цифры не повторялись.
"Ноу хау" ЦДО "Эврика":
1. Каждой цифре соответствует свой цвет для более простого восприятия детьми и начинающими игроками.
2. Первые 7 цветов для цифр 1-7 соответствуют цветам радуги: "Каждый (красный, 1) охотник (оранжевый, 2) желает (желтый, 3) знать (зеленый, 4) где (голубой, 5) сидит (синий, 6) фазан (фиолетовый, 7)",  рябчик (розовый, 8) и тетерев (терракотовый, 9) (для цифр 8 и 9 предложено нами).
                                                                                     
    каждый   охотник     желает   знать   где     сидит     фазан     рябчик   тетерев        
    красный оранжевый желтый зеленый голубой   синий     фиолетовый розовый   терракотовый    
    1       2         3       4       5       6       7         8       9            
  УСЛОВИЕ                                                                      
                    Алгоритм решения                                                
3 8 7 6     1 5     1. Решается в порядке возрастания чисел, от 1 до 9.
2. Начинаем решать с первой по девятую горизонтальные строки последовательно.
3. Вставляем только те цифры, которые и по горизонтали и по вертикали могут быть расположены только в одной клетке (то есть: не имеют другого варианта расположения).
4. Если есть 2 варианта расположения, пропускаем строку, переходим к следующей строке.
5. После того, как  все девять строк пройдены, переходим к следующей цифре и так до 9.
6. Затем возвращаемся к пропущенным строкам и цифрам и заполняем клетки по аналогичному алгоритму. 
  1 4 3 9 5        
    6 8   1 2 4 3  
9 2     6     3 4  
7     5 1 9     8  
6 5     2     1 7  
1 6 5 9   4 3      
      1 3 6 4 9    
  3 9     7 8 6 1  
                                                                                     
  РЕШЕНИЕ     ШАГИ РЕШЕНИЯ           ВАРИАНТ 1 - ПО ГОРИЗОНТАЛИ
                    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
3 8 7 6 4 2 1 5 9       2             4                                       9      
2 1 4 3 9 5 7 8 6         2                             6       7   8                
5 9 6 8 7 1 2 4 3                             5           7                     9    
9 2 1 7 6 8 5 3 4   1                           5           7         8           9  
7 4 3 5 1 9 6 2 8     2           3     4             6                              
6 5 8 4 2 3 9 1 7                   3     4                             8           9
1 6 5 9 8 4 3 7 2           2                                 7           8          
8 7 2 1 3 6 4 9 5             2                   5               7         8        
4 3 9 2 5 7 8 6 1               2           4       5                                

Пример оформления в компактном формате решения судоку второго уровня сложности (уровень 2) пошагового алгоритма решения в виде указания цвета цифры для соответствующего номера шага алгоритма  (Тестер: Загоруля Кристина):

Для решения судоку нужно скопировать ячейку с нужными цветом и цифрой  и вставить в судоку 
         
                                           

Поле для цифр 4 - 6

                                           
       

Поле для цифр 1 - 3

    3     6 8   4   5 7    
            2   38 39   40 41   42   43        
            1   3 0 1 2             4 5 6
                                                 
  каждый 1   6 2 7 9 8 1 4 3 5     13  
  охотник 2   5 8 3 6 4 2 1 9 7   9   16
  желает 3   4 9 1 3 7 5 8 6 2       17
  знать 4   2 7 6 4 5 8 3 1 9       15
  где 5   3 1 8 2 9 7 5 4 6        
  сидит 6   9 4 5 1 6 3 7 2 8     12  
  фазан 7   7 3 2 5 1 6 9 8 4        
  рябчик 8   1 5 9 8 2 4 6 7 3   10   18
  тетерев 9   8 6 4 7 3 9 2 5 1     11 14
                                                 
       

Поле для цифр 7 - 9

    7   20   24     19 22 21 23        
            8   25 26     27 28   29 30        
            9   34   37 36 35 31 32   33        

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн