Сторонники ТРИЗ убеждены, что креативность, т.е. "творческость" личности, можно воспитать. Что, на Ваш взгляд, тризовцы вкладывают в понятие "воспитание креативности" ?
*Те, кто не знает, что такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), могут познакомиться с этой технологиейздесьиздесь
Воспитание креативности ("творческости" личности) необходимо. Это значит надо давать детям не только знания, отрабатывать умения, а и, что очень важно, развивать умения применять эти знания и навыки в реальной жизни, в нестандартной ситуации. Развивать умение мыслить, развивать воображение, умение находить более удобное решение, умение делать правильный выбор. Для того чтобы говорить - надо выучить слова, для того чтобы ходить - надо учиться делать это. Значит, для того чтобы ученик был творческой личностью, надо учить его азам решения исследовательских и изобретательских задач, алгоритму решения исследовательских задач. А зная алгоритмы, ребёнок будет применять их при необходимости.
Во-первых, позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям.
Во-вторых, решить эти задачи с помощью приемов и принципов.
В-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие.
В-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии.
Инженер, владеющий ТРИЗ, эффективно совершенствует технические системы. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.
Конечно, креативности надо учить! Для этого учитель сам должен владеть теорией вопроса.
Комментарий был изменен с момента создания (littleshow, вс, 06/12/2009 - 15:27).
Обобщая данные из литературы, предполагаю, что "воспитание креативности"- это освоение решения изобретательских, творческих задач. Для этого необходимо знать алгоритм их решения(АРИЗ), владеть 5 уровнями изобретательности и 40 стандартными приёмами. Кроме предложенного материала удалось найти ещё интересный материал на сайте http://www.treko.ru/show_dict_1035 Действительно, тема, затронутая на данном форуме очень актуальна и позволяет (совместно с другими технологиями) решить одну из важных задач современного образования - воспитание творческой личности. Это тема важна и потому, что с помощью ТРИЗ ученик сумеет легче адаптироваться в современном мире.
Комментарий был изменен с момента создания (Романова Светлана Евгеньевна, вс, 06/12/2009 - 19:34).
Тема, предолженная для обсуждения и обдумывания, очень интересна и актуальна особенно сейчас, когда обществу требуются творческие, нестандартно думающие, неординарные личности, одним словом, - креативные люди. Креативность воспитать, наверное, можно. Но для этого необходимо воспитаннику самому привести в определённую систему свои способы, принципы, приёмы, алгоритмы действий. Необходимо познакомитьего и с другими, имеющимися и описанными в науке алгоритмами, обучить приёмам их использования. Но в школьной практике это возможно, наверное, не на столь высоком уровне. Ведь учитель, воспитывающий креативность в ученике, должен сам быть креативным. Но кое-чему научить можно. Например, трудно сформулированную изобретательскую задачу ученик может переформулировать по-другому, "под себя", разложив её на несколько более легких условий и задач. Затем к решению каждой применить подходящий (из массы возможных) приём, алгоритм или понять принцип, положенный в основу задания. Творчески мыслящий ученик сразу выдвигает несколько идей, гипотез, работает методом предположений (если взять... и сравнить с..., то ....; а с другой стороны,...) и прогнозирует не один результат, привлекает разные области знаний...
Комплексное изучение и использование приемов и методов ТРИЗ в конечном итоге формируют у человека так называемое «тризовское мышление», суть которого в том, что нацеленность на идеальное решение, выявление и разрешение противоречий постепенно переходят на подсознательный уровень. Выявление и использование закономерностей развития, системный подход и другие элементы становятся неотъемлемой частью мышления, автоматически проявляясь при решении любых возникающих задач. Развитие творческого мышления тесно взаимосвязано с развитием творческого воображения, основными направлениями которого являются: активизация каналов восприятия, обучение приемам устранения психологической инерции, развитие творческой интуиции, формирование умения воспринимать объекты с различных точек зрения, развитие образности, оригинальности и продуктивности, обучение генерированию творческих идей, ознакомление с критериями оценки творческих работ. Главным при обучении является направленность и управляемость творческих процессов, в качестве методов используются как неалгоримические методы активизации воображения, так и алгоритмизированные приемы фантазирования, разработанные в ТРИЗ. К неалгоритмическим методам активизации воображения относятся метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика.
ТРИЗ технология по своей сути это "мозговой штурм", когда коллективными усилиями вдруг находится решение какой-либо нестандартной задачи. При этом следуют принципу "все идеи хороши", из множества которых рождается истина. ТРИЗовые задачи не имеют однозначного решения, при поиске которого человек включает весь свой творческий потенциал, которым делится в процессе общения с окружающими. В мире подобного рода коллективным творчеством пользуются руководители некоторых компаний для поиска решения каких-либо задач. Значит креативные люди нужны в обществе. И ребенок владеющий ТРИЗовым мышлением имеет шанс быть успешным и востребованым в дальнейшем.
У японцев существует народная мудрость по поводу того, как сделать человека успешным и счастливым: «Человеку нужно дать одну рыбу, и он будет сыт и счастлив один день. Если ему дать две рыбы, то он будет счастлив два дня. А если человеку дать удочку и научить ловить рыбу, он будет сыт и счастлив всю жизнь».
Развитие креативного мышления, применение нестандартных подходов в решение поставленных задач необходимы нашим ученикам, и овладение ТРИЗ позволит детям иметь в жизни такую «удочку».
Многие выпускники, обогатив свою память за годы обучения в школе обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, нужны догадка, умение самостоятельно думать.
Итак, жизнь поставила перед школой ответственную задачу: развивать у всех учащихся творческое мышление, готовить их к самостоятельному решению нестандартных теоретических и практических проблем, с которыми они часто будут встречаться в жизни. Поэтому ТРИЗ сейчас достаточно популярна.Чтобы "творить" нужно быть раскрепощённым в своих мыслях и фантазиях. ТРИЗ предоставляет такую возможность. Одна из важных составляющих креативности - изобретательность, умение добиваься результата теми средствами, что есть в распоряжении, даже если на первый взгляд они кажутся совсем неподходящими. При определённой алгоритмизации, ТРИЗ тоже даёт такую возможность.
Думаю, что сторонники ТРИЗ говоря о «воспитании креативности» имеют в виду, что используя различные приёмы инновационного образования можно и нужно научить ребенка мыслить и действовать не «по шаблону», а подходить ко всем вопросам творчески. Творческая направленность, врождённо свойственна очень многим детям, но она теряется большинством из них под воздействием среды. Чтобы не потерять эту направленность необходимо воспитывать ребёнка с раннего возраста «мыслить не по стандарту».
Теория Г.С.Альтшуллера принципиально отличается от многих других теорий и технологий развития творческих способностей тем, что содержит инструменты для формирования управляемого воображения, творческого, "ТРИЗовского" мышления.Воспитание творческой личности предполагает формирование системы ценностей и способностей к ее реализации. Для этого необходима целенаправленная работа над определением понятия «система ценностей», анализ различных систем ценностей и поступков в литературных и реальных ситуациях, умение анализировать собственную систему ценностей, формирование понятий «культурная группа», ценностные ориентиры культурной группы; умение отслеживать и оценивать варианты обращения с проблемой, обучение оценке личностных качеств как ресурсов для решения проблемы и саморазвития, владение навыком определения уровня развития объекта деятельности, умение планировать цель через развитие собственной деятельности, формирование понятия «творческий коллектив» и умение взаимодействия в творческом коллективе. Кроме этого предполагается обучение способам организации творческого труда: умению планировать работу, навыкам обработки информации, повышению работоспособности, рефлексивным способностям. Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Следует отметить, что ТРИЗ-педагогика на сегодняшний день во многом является практико-ориентированной педагогической системой, теоретические концептуальные положения которой еще разрабатываются. При этом опыт, накопленный в ТРИЗ-педагогике по развитию творческого мышления и воображения, может быть использован для повышения эффективности формирования творческих способностей учащихся.
Сторонники ТРИЗ убеждены, что креативность, т.е. "творческость" личности, можно воспитать. Что, на Ваш взгляд, тризовцы вкладывают в понятие "воспитание креативности" ?
*Те, кто не знает, что такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), могут познакомиться с этой технологией здесь и здесь