Submitted by Ирина Валентиновна Жакулина on Sat, 21/11/2009 - 06:27
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
II.Минутка чистописания.
Кк ок кл корзина
III.Фонетический разбор слова «корзина».
IV. Словарная работа. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? Обсудите со своим соседом.
Корзина, в корзине, корзинка, корзинный, с корзиной, из корзин, в корзину, корзиночка.
– Как вы определили, где однокоренные слова, а где форма одного и того же слова?
– Запишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Обозначьте во всех словах окончание и основу.
– Что общего и чем отличаются основы слов 1-го и 2-го столбика?
– Какой можно сделать вывод? /При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова./
V.Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
– Как изменяются имена существительные?
– Прочитайте название раздела. Поясним каждое слово.
– Что значит изменить слово? /Изменить его окончание./
– Что получается в результате такого изменения? /Форма этого слова./
– Как вы думаете, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?
Прием «Дерево предсказаний»
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
VI. Стадия осмысления.
1. Прием «Инсерт»
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Изменение имен существительных
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы:
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.д.). Дательный – от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку и т.д.). Творительный – связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.
После того, как чтение закончено, просим учащихся вернуться к своим первоначальным версиям и внести необходимые исправления. Затем обращаем их внимание на список коллективных версий, зафиксированных на доске. Учитель убирает с доски неверную информацию.
– Какие новые сведения для себя вы отметили? /Каждый называет то, что новым явилось для него./
– Все ли понятно? Какие появились вопросы?
– Узнали ли вы, что такое падеж?
– А узнали вы, сколько падежей в русском языке?
– Откуда произошли названия падежей?
2. Первичное закрепление.
Упра. 119.
а) Чтение отрывка из басни.
б) Дописывание окончаний карандашом в учебнике.
в) Выписывание словосочетаний по образцу в учебнике. Определение падежей.
3. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Упр. 120 выполняется в парах по вариантам: I вариант склоняет слово «кот», а II вариант – слово «сосна».
4. Повторение пройденного.
Упр. 122
VII.Итог урока. Стадия рефлексии.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Скажите своими словами, что такое изменение по падежам? /Словоизменение./
– Какие падежи запомнили?
Составление кластера.
– Что вам понравилось на уроке?
– С какими трудностями вы столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
Выставление оценок.
– Выберите из конверта кружок такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.
VIII. Домашнее задание: выполнить упр.121 на с. 97; выучить падежи.