Методика «6 кругов».
Детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов. Оно состоит в следующем: детям дается стандартный альбомный лист бумаги (А4) с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см), на одинаковом расстоянии от верхнего и нижнего края листа. Предлагается рассмотреть нарисованные круги и подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво.
Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом:
по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформленных ребенком в образы, и составляет тот балл, который выставляется. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставляется оценка 6, если 5, то оценка была 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания всей группы в целом.
Следующий критерий — «разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребенком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.
1 балл — дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);
2 балла — дорисовывание с передачей нескольких (2—3) признаков;
3 балла — дорисовывание с передачей более трех признаков.
К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.
Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» также оцениваются по трехбалльной системе.
Оценка «3» — высокий уровень — ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного, например, яблоко (желтое, красное, зеленое) или мордочек зверюшек (заяц, мишка и т. п.), или близкого образа.
Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все круги, но допустили почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформили круги в изображении очень простых, часто встречающихся в жизни предметов (шарик, мяч, яблоко и т. п.).
Оценка «1» — низкий балл — ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
Оцениваются не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка: использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.
1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;
2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;
3 балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.
|
На: Методика "6 кругов"
Методика "6 кругов" может быть использована педагогами для обследования воображения у детей. В ней оценивается несколько критериев:оригинальность, продуктивность, разработанность образа и качество выполнения рисунка. Очень хорошо , что разработаны критерии оценки. Но есть замечания: не указан автор диагностического материала,не сформулирована цель и не понятно для кагого возраста она предлагается.