Фоктов Д. А. Доклад "Современные педагогические технологии".
3 replies
чт, 29/10/2009 - 13:16
Дмитрий Александрович Фоктов
На сайте с: 29/09/2009
Баллы: 126
Доклад по теме: «Современные педагогические технологии».
Выполнил: Фоктов Дмитрий Александрович
Учитель математики и информатики.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Абодим Петровского района Саратовской области.
Современные педагогические технологии напрямую связаны с гуманизацией образования (что способствует самореализации личности школьника). Особо следует отметить связь педагогических технологий с психологией, то есть каждая педагогическая технология должна иметь не только психологическое обоснование, но она должна иметь и практический выход.
Педагогическая технология (технология – от греческого “techne” - искусство, мастерство, умение и “logos” - наука) – это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса. Образовательной технологией можно назвать специально организованный процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на достижение запланированных целей образования, то есть технологии учебного процесса.
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Это, прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощенности на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Виды игровых форм:
короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработка навыка и т.д.)
игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры)
длительные развивающие игры (подготовка проекта, дня самоуправления, передачи и др.).
Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).
Технологии обучения как способы конструирования учебной информации.
Необходимо научиться приемам реконструирования учебной информации и приемов преподавания.
Технологический подход – традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности.
Поисковый подход – на основе продуктивной деятельности. Цель: развить у учащихся возможности самостоятельно осваивать новый материал (4 вида усвоения: репродуктивный, аморитмический (применение усвоенного ранее по решению), эврестический (решение нетиповых заданий), творческий).
Дифференцированное обучение – целенаправленное воздействие на группы учащихся.
Информационные технологии – использование в образовании компьютерных программ.
Достоинства: дозировать материал, активная самостоятельность, постоянный контроль, индивидуальный темп, возможность использовать технические средства. Использование всего этого вовсе не означает, что объяснительно-иллюстрированные методы, фронтальные работы с учащимися изгоняются с урока.
Педагогические технологии.
Технологии педагогической диагностики и контроля:
- предварительный контроль (выявление уровня знаний)
- текущий и промежуточный контроль
- итоговый контроль
- компьютерный контроль (тесты).
Технология воспитания - это не формализм обезличивающий и обездушивающий воспитание. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход. Общие признаки технологии воспитания:
- деятельностный подход (включение в деятельность, которая формирует личность)
- определение изначального уровня сформированности определенных качеств
- переход к самосовершенствованию (программа личностного самоусовершенствования).
Технология педагогического требования – вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность.
Что обеспечивает успех?
- требование должно быть доведено до конца
- больше позитива в требованиях и меньше постоянных запретов
- требование должно быть инструктивным, т.е. с некоторой инструкцией
- требование должно быть доступно
- мажорный характер требований с верой в ученика
- признавать право ученика на индивидуальность, неповторимость, особенность и т.д.
Педагогическое мастерство.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся педагогические ситуации.
Технологии педагогической коррекции.
Коррекция – выправление деформированных или отсутствующих психологических функций, устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений. Раннее выявление отклонений в развитии- главное условие.
Здоровьесберегающие педагогические технологии:
- опережающее обучение
- уровневая дифференциация
- подача материала крупными блоками
- отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями
- лего-технологии
- обеспечение психологической поддержки обучающихся
- использование учебных тренингов для укрепления памяти и отработки навыков.
Технологии реабилитации средствами искусства.
Исправление недостатков личности и даже лечение с помощью искусства – новое направление. Какие цели достигаются:
- социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств
- интерпретация мышления при выполнении продуктов художественного творчества
- выражение чувств, которые ранее подавлялись
- внимания учащихся на ощущениях и чувствах
- развитие творческих способностей и повышение самооценки.
Использование цвета и танц-терапии отражает личностные особенности ребенка. Танцы – средство бессловесного общения, разрядки эмоционального напряжения.
Недостатки традиционного обучения:
- усредненный общий темп изучения материала
- единый усредненный объем усвояемых знаний
- большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде
- преобладание словесных методов
- затрудненность самостоятельной работы
- преобладание нагрузки на память.
Современные педагогические технологии направлены на устранение этих недостатков.
Дмитрий Александрович имеем много технологий, не так всё в них понятно,всё старое мы переименовали или мы играем в умные слова.Как Вы думаете?.Ведь давно игровые моменты используем.Вы перечисляете недостатки традиционного обучени .А что они не давали полёту мыслей ,мы свами учились на этих традиционных технологиях.Уроки сокращают. дети не учатся , успеть бы по традиционной технологии дать материал.Изучать надо,применять ...
Дмитрий Александрович!Очень интересные мысли, методы и приёмы, несмотря на то, что это уже, действительно, как бы уже знакомо. У каждого времени свои новые технологии. Есть такая расхожая фраза: всё новое - это хорошо забытое старое. Конечно, согласна, что по большей части мы используем на уроках традиционные технологии, полагая, что так проще и быстрее донести знания и при этом потратить меньше усилий. Но как при этом мы ошибаемся! Ведь стоит только привнести в урок что-то свеженькое и необычное---блестят глаза учеников,возрастает активность,работает мысль и в одно мгновение деятельность охватывает всех.На своём опыте убедилась.Кое-что возьму в свою педагогическую копилку (метод воздействия искусства.) Спасибо за интересный и содержательный материал. С уважением Кильдиярова Валентина.
Сертификация и декларирование – это две смежные системы подтверждения соответствия в Таможенном Союзе. При сертификации оформляется единый сертификат соответствия. Если же продукция подлежат декларированию соответствия, то оформляетсядекларация соответствия Таможенного Союза.
Доклад по теме: «Современные педагогические технологии».
Выполнил: Фоктов Дмитрий Александрович
Учитель математики и информатики.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Абодим Петровского района Саратовской области.
Современные педагогические технологии напрямую связаны с гуманизацией образования (что способствует самореализации личности школьника). Особо следует отметить связь педагогических технологий с психологией, то есть каждая педагогическая технология должна иметь не только психологическое обоснование, но она должна иметь и практический выход.
Педагогическая технология (технология – от греческого “techne” - искусство, мастерство, умение и “logos” - наука) – это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса. Образовательной технологией можно назвать специально организованный процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на достижение запланированных целей образования, то есть технологии учебного процесса.
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Это, прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощенности на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Виды игровых форм:
короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработка навыка и т.д.)
игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры)
длительные развивающие игры (подготовка проекта, дня самоуправления, передачи и др.).
Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).
Технологии обучения как способы конструирования учебной информации.
Необходимо научиться приемам реконструирования учебной информации и приемов преподавания.
Технологический подход – традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности.
Поисковый подход – на основе продуктивной деятельности. Цель: развить у учащихся возможности самостоятельно осваивать новый материал (4 вида усвоения: репродуктивный, аморитмический (применение усвоенного ранее по решению), эврестический (решение нетиповых заданий), творческий).
Дифференцированное обучение – целенаправленное воздействие на группы учащихся.
Информационные технологии – использование в образовании компьютерных программ.
Достоинства: дозировать материал, активная самостоятельность, постоянный контроль, индивидуальный темп, возможность использовать технические средства. Использование всего этого вовсе не означает, что объяснительно-иллюстрированные методы, фронтальные работы с учащимися изгоняются с урока.
Педагогические технологии.
Технологии педагогической диагностики и контроля:
- предварительный контроль (выявление уровня знаний)
- текущий и промежуточный контроль
- итоговый контроль
- компьютерный контроль (тесты).
Технология воспитания - это не формализм обезличивающий и обездушивающий воспитание. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход. Общие признаки технологии воспитания:
- деятельностный подход (включение в деятельность, которая формирует личность)
- определение изначального уровня сформированности определенных качеств
- переход к самосовершенствованию (программа личностного самоусовершенствования).
Технология педагогического требования – вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность.
Что обеспечивает успех?
- требование должно быть доведено до конца
- больше позитива в требованиях и меньше постоянных запретов
- требование должно быть инструктивным, т.е. с некоторой инструкцией
- требование должно быть доступно
- мажорный характер требований с верой в ученика
- признавать право ученика на индивидуальность, неповторимость, особенность и т.д.
Педагогическое мастерство.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся педагогические ситуации.
Технологии педагогической коррекции.
Коррекция – выправление деформированных или отсутствующих психологических функций, устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений. Раннее выявление отклонений в развитии- главное условие.
Здоровьесберегающие педагогические технологии:
- опережающее обучение
- уровневая дифференциация
- подача материала крупными блоками
- отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями
- лего-технологии
- обеспечение психологической поддержки обучающихся
- использование учебных тренингов для укрепления памяти и отработки навыков.
Технологии реабилитации средствами искусства.
Исправление недостатков личности и даже лечение с помощью искусства – новое направление. Какие цели достигаются:
- социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств
- интерпретация мышления при выполнении продуктов художественного творчества
- выражение чувств, которые ранее подавлялись
- внимания учащихся на ощущениях и чувствах
- развитие творческих способностей и повышение самооценки.
Использование цвета и танц-терапии отражает личностные особенности ребенка. Танцы – средство бессловесного общения, разрядки эмоционального напряжения.
Недостатки традиционного обучения:
- усредненный общий темп изучения материала
- единый усредненный объем усвояемых знаний
- большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде
- преобладание словесных методов
- затрудненность самостоятельной работы
- преобладание нагрузки на память.
Современные педагогические технологии направлены на устранение этих недостатков.