№
|
Тема урока
|
Содержание
|
Демонстрации
|
Требование к уровню подготовки учащихся
|
Формы контроля
|
Знать
|
Уметь
|
1. Физические методы изучения природы (2 часа)
|
1/1
|
Материальность и познаваемость мира. Физические величины и их измерение
|
Значение измерений в физике и технике. Понятие о точности измерений. Основные и производные единицы. Правило вывода единиц измерений из формул. Измерительные приборы. Прямые и косвенные измерения.
|
|
Ступени познания. Значение измерений в физике и технике
|
Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме, проводить наблюдения изучаемых объектов, определять цену деления приборов, предел измерений
|
|
2/2
|
Приближенный характер физических теорий
|
Необходимость упрощения реальных явлений. Объяснение конкретных явлений невозможно без опоры на эксперимент
|
|
|
2. Тепловые явления (20 часов)
|
3/1
|
Тепловое движение
|
Примеры тепловых явлений. Измерение температуры. Особенности движения молекул в газах, жидкостях, твердых телах. Связь между температурой и скоростью движения его молекул.
|
Движение шарика, подброшенного вверх. Движение шариков в приборе «Модель броуновского движения»
|
|
|
|
4/2
|
Внутренняя энергия
|
Превращение энергии в механических процессах (на примере падающего тела). Внутренняя энергия тела
|
Колебания нитяного и пружинного маятников. Падение стального и пластилинового шариков на стальную и покрытую пластилинам плиту.
|
|
5/3
|
Способы изменения внутренней энергии тела
|
Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи.
|
Нагревание тела при совершении работы (трении, ударе). Опыты на рис. 4,5 учебника. Нагревание металлического стержня, опущенного в горячую воду.
|
Понятие внутренней энергии, температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления и испарения, относительной влажности воздуха, обозначение величин и единицы их измерения в СИ; формулировать закон сохранения энергии в тепловых процессах, описывать явления теплопроводности, конвекции, излучения, испарения, кипения, плавления.
|
Измерять температуру, массу, объем, представлять результаты измерений зависимости температуры от времени при теплообмене в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности между ними; объяснять процессы испарения и плавления веществ, испарение жидкости при любой температуре и ее охлаждение при испарении; вычислять энергию, поглащаемую при нагревании и выделяемую при охлаждении тел. По графикам определять характер тепловых процессов.
Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений; значение температуры остывающей воды в заданный момент времени. Уметь объяснять примеры проявления в природе и использование в технике конвекции, излучения, теплопроводности. Пользоваться таблицами «Удельная теплоемкость» «Температура плавления», «Температура кипения», «Удельная теплота парообразования»
|
|
6/4
|
Виды теплопередачи. Теплопроводность
|
Теплопроводность как один из видов теплопередачи. Различие теплопроводности разных веществ.
|
Теплопроводность металла (по рис.6 с.11), различие теплопроводностей твердых тел (рис. 9), теплопроводность жидкостей и газов (рис. 7, 8, с. 12)
|
|
7/5
|
Конвекция. Излучение
|
Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции ( с привлечением понятия архимедовой силы). Передача энергии излучением. Особенности этого вида теплопередачи.
|
Конвекция в газах по рис. 10, в жидкостях по рис. 11; опыт с кипятильником, опущенным на дно сосуда (вода нагревается вся). Нагревание воздуха в термоскопе по рис. 13.
|
|
8/6
|
Количество теплоты. Единицы количества теплоты
|
Количество теплоты. Единицы количества теплоты: джоуль, калория. Расчет количества теплоты. Решение экспериментальных задач.
|
Зависимость количества теплоты от массы и рода вещества по рис. 14
|
|
9/7
|
Удельная теплоемкость вещества
|
Удельная теплоемкость. Разбор качественных задач.
|
Опыт с прибором Тиндаля.
|
|
10/8
|
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении
|
Формула Q=cm(t2 – t1). График зависимости температуры от времени при охлаждении и нагревании.
|
|
|
11/9
|
Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
|
Устройство и применение калориметра. Лабораторная работа выполняется по описанию в учебнике.
|
Устройство калориметра.
|
Изменение и преобразования энергии при анализе плавления и испарения вещества. Называть преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, примеры экологических последствии работы тепловых двигателей
|
Л.Р №1
|
12/10
|
Решение задач
|
Решение задач из задачника
|
|
Ф.Д
|
13/11
|
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости вещества»
|
Лабораторная работа выполняется по описанию в учебнике.
|
|
Л.Р.№2
|
14/12
|
Энергия сгорания топлива. Закон сохранения и превращеня энергии в механических и тепловых процессах.
|
Энергия топлива. Теплота сгорания топлива. Расчет количества теплоты по формуле Q=qm . Закон сохранения и превращения энергии в механических итепловых процессах.
|
|
|
15/13
|
Агрегатные состояния вещества. Самостоятельная работа.
|
Агрегатные состояния вещества. Самостоятельная работа.
|
|
С.Р
|
16/14
|
Плавление и отвердение кристаллических тел. Графики плавления и отвердения кристаллических тел
|
Плавление и отвердевании. Точка плавления.
|
Наблюдение за таянием кусочка льда в воде (отмечается постоянство температуры смеси при плавлении).
|
|
17/15
|
Удельная теплота плавления. Решение задач.
|
Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знания о молекулярном строении вещества. Удельная теплота плавления. Решение задач.
|
|
С.Р
|
18/16
|
Испарение и конденсация.
|
Процессы испарения и конденсации. Поглащение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. Насыщенный пар. Решение задач.
|
Зависимость скорости испарения от рода жидкости, движения воздуха.
|
|
|
|
19/17
|
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
|
Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении. Решение задач.
|
|
|
|
Ф.Д
|
20/18
|
Влажность воздуха. Способы определения влажности
|
Относительная влажность воздуха. Точка росы. Гигрометры. Психрометр. Значение влажности.
|
Гигрометры, психрометр.
|
|
|
|
21/19
|
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя.
|
Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. КПД. Превращение тепловой энергии в механическую. Экологические последствия.
|
Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке, модель ДВС. Действующая модель паровой турбины.
|
|
|
|
22/20
|
Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
|
|
|
|
|
К.Р№1
|
3.Электромагнитные явления (28 часов)
|
23/1
|
Электризация тел. Два рода зарядов
|
Электризация тел при соприкосновении. Существование двух видов электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
|
Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; обнаружение заряда на них по притяжению кусочков бумаги, струйки воды, линейки. Опыты по рис. 29-31. Взаимодействие 2-х бумажных заряженных султанов.
|
Определения: силы тока, напряжения, сопротивления. Знать строение атома и атомного ядра, существование двух родов электрического заряда, электрического поля как особого вида материи. Знать закона Ома для участка цепи. Описывать изменения и преобразования энергии при при нагревании проводников электрическим током. Называть: источники электрических и магнитных полей, способы их обнаружения, преобразование энергии в электронагревательных приборах.
|
Собирать электрические цепи по схеме, измерять силу тока, напряжение, вычислять сопротивление, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, выявлять зависимость силы тока в резисторе от напряжения, определять силу тока при заданном напряжении. Вычислять энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока . Определять сопротивление металлического проводника.
|
|
24/2
|
Электроскоп. Проводники и непроводники. Электрическое поле
|
Устройство и действие электроскопа. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи.
|
Устройство электроскопа. Обнаружение поля заряженного шара при помощи заряженной гильзы. Опыт по рис. 36
|
С.Р
|
25/3
|
Делимость электрического заряда. Электрон.
|
Электрический заряд. Единицы электрического заряда. Делимость заряда. Электрон.
|
Опыт по рис. 38
|
|
26/4
|
Строение атома.
|
Строение атомов. Строение ядра атома.
|
Учебная таблица «Строение атома».
|
|
27/5
|
Объяснение электрических явлении.
|
Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передачи части заряда от одного тела к другому.
|
Опыт по рис. 40,41; притяжение к заряженной палочке листочков султана.
|
|
28/6
|
Электрический ток. Электрические цепи.
|
Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы. Различие между гальваническим элементом и аккумулятором. Электрическая цепь и ее основные части. Условные обозначения. Самостоятельная работа
|
Опыт по рис. 43,44. Составление модели аккумуляторов, составление простейшей цепи.
|
С.Р
|
29/7
|
Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока.
|
Повторение сведении о структуре металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металлах. Направление тока.
|
Опыт по рис. 53-57.
|
|
30/8
|
Сила тока. Единицы силы тока.
|
Сила тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током. Единица измерения. Решение задач.
|
Опыт по рис. 59.
|
|
|
|
31/9
|
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
|
Включение амперметра в цепь. Определение цены деления прибора. Лабораторная работа выполняется по описанию в учебнике
|
Опыт по рис. 61.
|
|
|
Л.Р №3
|
32/10
|
Электрическое напряжение. Измерение напряжения. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
|
Напряжение, единица измерение. Вольтметр, определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения. Лабораторная работа по описанию в учебнике.
|
Опыт по рис. 63, 64, 66.
|
|
|
Л.Р.№4
|
33/11
|
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление.
|
Зависимость силы тока от напряжения. Выяснение на опыте, что отношение напряжения к силе тока для каждого проводника есть величина постоянная. Электрическое сопротивление проводника. Единица измерение сопротивление. Решение задач типа: вычислите сопротивление проводника по графику рис. 69
|
Опыт по рис. 68. Опыт по рис. 70. Определение сопротивления катушек и лампочек по показаниям амперметра и вольтметра.
|
|
|
|
34/12
|
Закон Ома для участка цепи.
|
Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и сопротивления. Закон Ома. Решение задач. Упр. 21 (4-7)
|
Опыт по рис. 71.
|
|
|
|
35/13
|
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
|
Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление. Формула для расчета сопротивление проводника. Решение задач. Упр. 20 (3,4)
|
Опыт по рис. 74.
|
|
|
|
36/14
|
Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»
|
Принцип действия и назначение реостата. Вычерчивание схемы электрической цепи с реостатом. Лабораторная работа по описанию в учебнике.
|
Опыт по рис. 75, 76.
|
|
|
Л.Р.№5
|
37/15
|
Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
|
По описанию в учебнике.
|
|
|
|
Л.Р№6
|
38/16
|
Последовательное соединение проводников
|
Законы последовательного соединения проводников.
|
Демонстрация опыта электрической цепи при выключении одной из последовательно соединенных ламп.
|
|
|
|
39/17
|
Параллельное соединение проводников.
|
Сопротивление двух одинаковых параллельно соединенных проводников, сила тока и напряжение при параллельном соединении. Законы параллельного соединения проводников.
|
Опыт по рис. 79
|
|
|
С.Р
|
40/18
|
Работа и мощность электрического тока.
|
Работа тока. Формула для её расчета. Анализ табл. 9. Мощность тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Решение задач.
|
Измерение мощности тока в лабораторной электроплитке.
|
|
|
|
41/19
|
Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
|
Проводится по описанию в учебнике.
|
|
|
|
Л.Р№7
|
42/20
|
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Короткое замыкание.
|
Расчет количества теплоты, выделяющейся в проводнике при рабате электрического тока. Электрические нагревательные приборы. Предохранители.
|
Нагревание током составленного из кусочков спирали и медной проволоки проводника, натянутого между штативами.
|
|
|
|
43/21
|
Решение задач. Самостоятельная работа.
|
Решение задач по теме «Электромагнитные явления».
|
|
|
|
С.Р
|
44/22
|
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.
|
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
|
Опыт по рис. 90-92.
|
|
|
|
45/23
|
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
|
Усиление действия магнитного поля катушки с током железным сердечником. Лабораторная работа по описанию в учебнике.
|
Опыт по рис. 96,97. Действие модели подъемного крана.
|
|
|
Л.Р№8
|
46/24
|
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
|
Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле.
|
Опыт по рис. 104-110.
|
|
|
|
47/25
|
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)
|
Действие силы на проводник с током, находящимся в магнитном поле. Измерение направлении силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Устройства и работа электродвигателя. Лабораторная работа по описанию в учебнике.
|
Опыт по рис. 113-115. Электродвигатель постоянного тока.
|
|
|
Л.Р №9
|
48/26
|
Применение электродвигателей постоянного тока. Устройства электроизмерительных приборов.
|
Обсуждение сообщений учащихся. Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов магнитно-электрической системы.
|
Амперметр, вольтметр.
|
|
|
|
49/27
|
Повторение темы.
|
Составление обобщающего конспекта, таблицы сопоставления электростатического и магнитного полей.
|
|
|
|
|
50/28
|
Контрольная работа №2 «Электромагнитные явления»
|
|
|
|
|
К.Р №2
|
4.Световые явления (12 часов)
|
51/1
|
Источники света. Распространение света.
|
Оптические явления. Свет – важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Световой луч. Прямолинейное распространение свете. Тень. Полутень.
|
Излучение света различными источниками, получение тени и полутени.
|
Знать физические явления и понятия: прямолинейность распространения света, луч, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, законы отражения и преломления света
|
Применять основные понятия и законы; получить изображение предмета с помощью линзы; строить изображение предмета в плоском зеркале и тонкой линзе; решать качественные и расчетные задачи на изученные законы
|
|
52/2
|
Отражение света. Законы отражения.
|
Явления, наблюдаемые при падении луча света на границе двух сред. Отражение света.Законы отражения света.
|
Опыты по рис.129
|
|
53/3
|
Плоское зеркало
|
Построение изображения в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета.
|
Опыты по рис.133
|
|
54/4
|
Преломление света
|
Явление преломления света. Угол падения и преломления. Законы преломления.
|
Опыты по рис.137
|
Ф.Д
|
55/5
|
Линзы. Оптическая сила линзы.
|
Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Формула оптической силы, единица измерения
|
Демонстрация линз.
|
|
56/6
|
Изображения, даваемые линзой
|
Построение изображений, даваемых линзой.
|
Опыт по рис.149
|
|
57/7
|
Решение задач на построение изображения предметов, давемых линзой.
|
Построениение изображения предмета в линзе
|
|
С.Р
|
58/8
|
Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»
|
Лабораторная работа проводится по описанию в учебнике
|
|
|
|
Л.Р №10
|
59/9
|
Фотоаппарат
|
Устройство фотоаппарата. Получение негатива и позитива. Прменение фотографии
|
Фотоаппарат. Негатив и позитив.
|
|
60/10
|
Глаз и зрение. Очки.
|
Строение глаза. Функция отдельных его частей. Изображение, получаемое на сетчатке. Недостатки зрения. Очки.
|
Модель глаза
|
|
61/11
|
Повторение и обобщение
|
Повторение. Составление таблицы.
|
|
|
62/12
|
Контрольная работа №3 «световые явления»
|
|
|
К.Р №3
|
63-68
|
Резервное время. Повторение материала.
|
|
|
|
|
|