Плюсы и минусы виртуального эксперимента на уроках физики.
Ответов - 14
Wed, 10/12/2008 - 16:26
Татьяна Александровна Рабцевич
На сайте с: 21/10/2008
Баллы: 87
Представьте себе, что перед Вами находятся амперметр, вольтметр, резисторы, соединительные провода и т.д. Вы (согласно описанию лабораторной работы) проводите необходимые действия, и учащиеся уходят с урока с убеждением, что проделали опыты по данной теме. И, наверное, можно утверждать, что они получили представление об отдельном аспекте естественнонаучной картины мира.
Примерно такую же картину можно представить себе при использовании «виртуального физического практикума», но можно ли при этом сказать, что учащиеся проделали опыты и уходят с урока с приобретенными знаниями???
Вопрос, интересующий многих... Я как-то на эту тему выступал на конференции (http://www.kozlenkoa.narod.ru/do02.htm). Но в рамках стратегического похода "1:1" (один ученик - один компьютер) у виртуальных практикумов больше будущего, чем у реальных...
К сожалению в результате виртуальных экспериментов появятся виртуальные специалисты, знающие что так можно сделать. Однако от знания до реального проведения эксперимента идти и идти.
Мне кажется что руками в школе надо всё же работать - смотрю по своему сыну.
Большое спасибо за статью, все тезисно и все по полочкам.
Очень часто, читая конспект урока, задаю себе вопрос о целесообразности использования виртуального эксперимента и прихожу к выводу, что «живой» и «виртуальный» эксперимент должны существовать параллельно, не зависимо друг от друга, т.е. нельзя заменить одно другим.
Виртуальный эксперемент может дополнить нашу лабораторию... При изучении свойств радиоактивных веществ. Провести опыт Резерфорда. Это и интересно и не опасно для здоровья... ну в какой то мере.... если у вас ЖК мониторы
Но ведь можно использовать одновременно и работу с реальными приборами, и виртуальными. Разбив класс на группы, которые затем обмениваются опытом работы и самостоятельно выясняют, что дает им больше в приобретении знаний: виртуальный или реальный опыт. Согласна я и с тем, что не все экспериментальные задания, можно провести реально. Тогда в этом случае необходим виртуальный эксперимент.
Я считаю, что виртуальная лаборатория - дело хорошее, когда нет реальных приборов. Если можно провести реальный эксперимент, то это будет лучше всего.
Используя виртуальную лабораторию, есть опасность для учителя. Может развиться Лень! Зачем вытаскивать приборы, готовить и проводить эксперименты и т.п.? Включил комп, вывел все на экран или посадил детишек за компы и ...
Самый главный вопрос, на мой взгляд – это ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ методов., отвечая на этот вопрос (о целесообразности) каждый педагог придет к ответам на вопросы где применять вирнуальный эксперимент?, в каком объему и в какой теме???, и т.д.
Согласна стеми коллегами, которые считают, что виртуальный эксперимент нужен при изучении физики атома. И очень понравилась идея сравнеия методики виртуального и реального экспериментов. Но подменять реальный виртуальным не надо. Как природу изучать? Архимеды из виртуального эксперимента не вырастут!
Представьте себе, что перед Вами находятся амперметр, вольтметр, резисторы, соединительные провода и т.д. Вы (согласно описанию лабораторной работы) проводите необходимые действия, и учащиеся уходят с урока с убеждением, что проделали опыты по данной теме. И, наверное, можно утверждать, что они получили представление об отдельном аспекте естественнонаучной картины мира.
Примерно такую же картину можно представить себе при использовании «виртуального физического практикума», но можно ли при этом сказать, что учащиеся проделали опыты и уходят с урока с приобретенными знаниями???
Татьяна Рабцевич