Коллективная статья сообщества учителей искусства.
Методы преподавания.
1. Метод художественно-педагогической драматургии.
Принципы построения урока:
По законам искусства драмы;
Учитель-актер (театр одного актера);
Урок – произведения искусства.
Построение композиции урока:
- завязка;
- постановка проблемы;
- разработка проблемы;
- кульминация;
- обобщение важнейших идей;
- развязка;
- последействие
Главная задачи учителя:
Организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества.
Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься».
Урок МХК должен быть:проблемным; актуальным; межличностным.
Требования к уроку МХК:
- на уроке должно царствовать произведение искусства;
- тщательный отбор фактического материала;
- достоверность фактов;
- работа с искусствоведческими терминами
- задания творческого характера.
2. НИТИ-методики - это методики использования новых информационных технологий в преподавании. (Аббревиатура НИТИ означает "новые информационные технологии и Интернет.) Это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, которые можно использовать по данной теме.
3. Теория моделирования музыки (ТММ).
Желающим познать музыкальный язык без изучения музыкальной теории (нотного письма, ключей, знаков), овладеть фиксацией музыкальной ткани своими (произвольными) символами, предлагаю свободу творчества, фантазии и изобретения своих собственных символов, лишь бы лично ВАМ они были понятны, отвечали лично Вашему представлению и впечатлению от прослушиваемой музыки.... Именно для этого и изобретена "Теория Моделирования Музыки" (ТММ). Некоторые символы необходимо выработать только для того, чтобы Ваши модели могли воспринимать другие люди (хотя в этом нет жесткой необходимости). Музыка - язык суперабстрактный, каждый имеет право трансполировать ее по своему тезаурусу, важно только то, что сам процесс слушания и восприятия музыки во всей ее многообразности, развивает объемное восприятие мироздания - его голографическую картину. Более подробно можно обсудить это позже. Для начала достаточно ознакомиться с первыми тремя параграфами ТММ и начать моделировать отдельные слова, фразы, предложения музыкального высказывания (это интеллектуальная информация) - то, что "высказывает" конкретный музыкальный образ. Аккомпанемент - сопровождение мелодии - фон, на котором звучит данное высказывание, это голографическая картина той атмосферы, в которой находится действующее лицо - музыкальный образ. Но, семантический анализ музыкального текста - это более высокий уровень, давайте вначале попробуем освоить моделирование элементов текста, и уже в дальнейшем будем размышлять о содержании этого текста. Я, вероятно, забегаю далеко вперед, но постараюсь себя сдерживать, чтобы не спугнуть тех, кто входит в познание музыкального мира впервые. На самом деле каждый человек к восприятию и пониманию аудиоинформации от рождения "подготовлен" точно так же, как к восприятию и пониманию видеоинформации, просто процесс обучения и освоения этих видов совершенно неравноценен в нашем социуме. Еще раз отсылаю Вас к своему сайту vladimirsobole.narod.ru на котором Вы можете ознакомиться с основными позициями для дальнейшего плодотворного общения. С наступающим НОВЫМ ГОДОМ! Желаю успехов и плодотворного сотрудничесива, с уважением, Владмимир!
4. Проектный метод на уроках искусства. Этот метод используют многие учителя, поэтому предлагаю конкретный пример, как можно провести проект с учащимися по теме "Художестенные особенности культуры эпохи Возрождения".
Стартовая презентация проводится перед началом проекта и вводит в проблему (смотрите ниже).
Итоговая работа участников семинара-тренинга "ИКТ на уроках искусства".
Работа группы учителей мировой художественной культуры
Несколько слов о предметах, изучающих искусство…
Предмет МХК появляется в старших классах. Он призван быть продолжением уроков рисования и музыки, проводимых в младшем и среднем звене школы.
Для того чтобы он был логическим продолжением этих курсов, необходимо уже на уроках ИЗО и музыки давать детям общую картину развития искусства и знакомить их с терминологией.
Преемственность в методике (использование метода художественно-педагогической драматургии) также способствует преемственности этих курсов ( а она должна быть ).
Своеобразие всех курсов, посвящённых изучению искусства, состоит в том, что они обращены к эмоциям, душе ученика, поэтому на таких уроках нет места скуке, сухой теории, равнодушию. Каждый урок МХК должен строиться по законам искусства, быть произведением искусства, каждый урок должен обобщать важнейшие идеи и давать целостную картину мира. Урок МХК должен «взволновав, заставить задуматься», учить видеть красоту мира и самому быть созидателем этой красоты.
Мы рекомендуем создавать в школах методические объединения учителей гуманитарного направления, на которых они могли бы координировать свои уроки, договариваться об интегрировании.
Авторы: Васильева Н.Ф., Лепковская А.П.
Работа группы учителей музыки
… Искусство учит нас воображать, а не только понимать или использовать вещи. Искусство дает более богатые, живые и многоцветные образы реальности, а также позволяет глубже проникнуть в их формальную структуру.
Э. Кассирер.
Все предметы искусства направлены на воспитание и развитие личности. МХК является органическим продолжение общего художественного и музыкального воспитания (это, прежде всего, – научная дисциплина). Музыка и изобразительное искусство – это предметы, где дети соприкасаются с прекрасным на практике.
Все эти предметы взаимосвязаны.
Как сделать так, чтобы учащиеся на уроках получали не узкие знания по предмету, а картину мира определенной культурной эпохи?
1. Каждый урок музыки - это интегрированный урок.
2. Как следствие этого, учитель должен быть высокообразованным, эрудированным, разносторонне развитым.
3. На уроках музыки нужно применять различные современные технологии.
4. На уроках музыки ребенок должен не только петь и слушать музыку, но и рисовать, читать поэзию, смотреть хорошие фильмы и видеть подлинные шедевры мирового искусства.
5. Ребенок должен быть активным участником образовательного процесса – это необходимо ему для самореализации и самоутверждения.
Советы коллегам (учителям МХК, музыки, ИЗО):
1. Давайте общаться и не стесняться делиться опытом, давать совместные интегрированные уроки!
2. Не бойтесь экспериментировать!
3. Совершенствуйтесь! Совершенствуйтесь! Совершенствуйтесь!
Учителя музыки: Одинцова Т.Г., Дмитриева С.Н., Семенова Н.В., Сотникова С.Н.,
Павленко О.М., Демченко С.Б., Юпатова Т.И.,
Балыш Л.А.
Работа группы учителей изобразительного искусства
1 группа
На наш взгляд, в методике преподавания предметов искусства существенных различий нет, т.к. все они направлены на формирования художественно-эстетического опыта. Это самые интегрируемые предметы. На предметах искусства используется дифференцированная система оценивания.
Что же можно посоветовать...
-идти в ногу со временем, использовать совремнные методы, приемы и технологии: интерактивное обучение, ИКТ ит.д
-обмениваться опытом с коллегами, путем сетевого взаимодействия, повышая свою квалификацию
ИСКУССТВО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, МУЗЫКАЛЬНОЕ
ВДОХНОВЛЯЕТ, РАЗВИВАЕТ, ВОСПИТЫВАЕТ
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ
КУЛЬТУРА
Иванова О.Ю. Булина М.В. Маркова Е.В. Исаченкова И.В. Козловская Н.И.
2 группа
« Методика и методы преподавания предмета (работа группы преподавателей изобразительного искусства)
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и , может быть, я запомню,
Сделай меня соучастником - и я пойму»
Китайская мудрость
Предметы МХК, ИЗО, музыки – это предметы эстетического цикла, которые постоянно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Как правило – это интегрированные уроки. Они развивают не только художественно- творческие способности, но и внимание, наблюдательность, настойчивость, волю, различные виды памяти, образное воображение, фантазию, приобщают к миру прекрасного…С их помощью учитель пробуждает, а затем развивает познавательные интересы детей.
В методике преподавания предметов эстетического цикла есть определенные различия:
- преподавание музыки и ИЗО основаны на практической деятельности, а преподавание МХК - на лекционном материале, написании рефератов, подготовке докладов…
- результаты практической работы на уроках музыки, ИЗО мы можем отследить в конце каждого урока и у каждого ребенка, а на уроках МХК – с помощью тестов и итоговой проверки знаний.
- уроки ИЗО и музыки – это творческие уроки, а уроки МХК менее эмоциональны!!!
Развить интерес к урокам искусства можно с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей, а также интеграции на различных этапах урока.
Советы коллегам
1. Использовать нетрадиционные формы уроков;
2. Эмоциональный настрой учителя;
3. Чтобы дети не были простыми созерцателями, а активными участниками учебного процесса;
4. Не забывать о возрастных особенностях детей;
5. Учитывать индивидуальные особенности ребенка;
6. Использовать различные методы работы (групповой, фронтальный, коллективный…)
7. Шире использовать различные техники, материалы, формы заданий;
Помните, что каждый урок – это встреча с прекрасным!!!
Коллектив учителей изобразительного искусства:
Шталь И.Э.
Васильева И.Э
Гулина М.А.
Анисимова О.А.
Напильникова М.В.
Ильина С.Е.
|
На: Проблемы методики преподавания предметов искусства
Метод художественно-педагогической драматургии можно использовать на всех уроках, а не только на уроках искусства, потому что принципы этого метода близки каждому учителю, а главная формула "Взволновав, заставить задуматься", применима к любому предмету.
На: Проблемы методики преподавания предметов искусства
Очень хорошо, в этой Вики-статье, Вы можете добавить материал по всем методам и приемам, которые Вы считаете эффективными, будем рады познакомиться с Вашим опытом:)
С уважением, Антонина Александровна
На: Методика и методы преподавания предметов искусства
Уважаемый Владимир, тема Вашего сообщения очень актуальна и дает много поводов к размышлению, думаю, учителя искусства с удовольствием познакомятся с Вашим материалом и найдут в нем много полезного для себя.
С уважением, Антонина Александровна
На: Методика и методы преподавания предметов искусства
Если Вы хотите более подробно познакомиться с методикой В.В. Соболева, то можете посмотреть рубрику "Наши ссылки" на главной страничке сообщества, там есть две ссылки на его материалы.
С уважением, Антонина Александровна
На: Методика и методы преподавания предметов искусства
С уважением, Антонина Александровна
На: Методика и методы преподавания предметов искусства
Дорогие коллеги, с большим интересом познакомилась с материалом, подготовленным в творческих группах. Очень много интересных, методически верных суждений и выводов. Советы можно использовать, как руководство к действию. По-моему, очень правильно подмечено, что все предметы искусства хорошо интегрируются (и прибавлю) дополняют друг друга. Так что, чем больше в своих школах ВЫ будете проводить интегрированных уроков, особенно в начальных классах, да и в среднем звене, тем эрудированнее и эмоциональнее будут ВАШИ дети.
Только вот не могу согласиться, что уроки МХК "менее эмоциональны"(???)
Или, может быть, это опечатка :)?
Поверьте моему солидному опыту методиста по МХК, настоящий урок МХК - это единый эмоциональный порыв, он проходит на одном дыхании, захватывает и поражает!!!
А если только тесты, рефераты и прочая проза жизни, то я бы на такой урок не пошла; скука, равнодушие, не способстуют адекватному воспириятию шедевров ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ, с которыми мы работаем на уроках МХК.
Вот так, коллеги... Кто не согласен???
С уважением, Антонина Александровна
На: Методика и методы преподавания предметов искусства
Я тоже впервые узнала об этом методе на курсах . Считаю его эффективным. Мне кажется, что педагоги никогда не посчитают его устаревшим. Это - Классика. А что такое классика? ОБРАЗЕЦ.
На: Методика и методы преподавания предметов искусства
Очень хорошо, думаю на уроках музыки он тоже будет уместен.
С уважением, Антонина Александровна
На: Методика и методы преподавания предметов искусства
Интересным оказался опыт проведения межрегионального интегрированного сетевого учебного проекта "Национальные традиции в народных ремёслах". Команды учеников по результатам своих учебных исследований (МХК, ИЗО, технология, история, краеведение с помощью ИКТ и, в частности, интернет-технологий) под руководством своих педагогов представили богатейший материал по теме проекта. Ребята создали целую "Азбуку ремёсел", создали "Школу ремёсел" с мастер-классами, представили в форме презентаций, видеороликов виртуальные экскурсии в музеи и художественные галереи.
Созданный материал можно использовать на уроках, во внеклассной работе (в том числе на занятиях кружков). Можно и свои материалы добавить. А "визитка проекта" и материалы "виртуального класса проекта" наглядно представляют, как педагоги могут сами организовать и провести аналогичный сетевой проект. (см. прикреплённый файл)
С уважением, Е.Г. Тимохина
На: Методика и методы преподавания предметов искусства
Спасибо, Евгения Георгиевна, замечательный, содержательный, очень интересный проект. Хочу обратить внимание учителей технологии и ИЗО нашего сообщества, коллеги, обязательно познакомьтесь с этим материалом, думаю, у ВАС появятся идеи по участию в подобных проектах, а может быть присоединиться и к этому, пусть там будет "псковская составляющая" :)
С уважением, Антонина Александровна