Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Главная
Творческая мастерская
Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины II.
1780. Саратовский государственный художественный музей.
Мебель
Мебель – исторический источник, рассказывающий не только о стране и исторической эпохе, к которой она принадлежит, но и о жизни и быте людей, владевших ей. Активно используемая в быту, мебель быстро изнашивалась и приобретала невзрачный вид – ее с легкостью выбрасывали и заменяли новой. Когда старая мебель становилась ненужной, ее ставили в чулан или сжигали. Многие красивые и дорогие вещи, когда-то украшавшие дворцы или монастыри, выходя из моды или изнашиваясь, попадали в крестьянские дома: например, свадебные сундуки, в которых хранилось приданое невесты, прежде чем занять почетное место в музее, стояли в конюшне или служили для хранения овса. Во время правления Екатерины II влияние западноевропейских мебельщиков на развитие стиля мебельного искусства в России становится всеобъемлющим - так мебель Давида Рентгена, мастера и фабриканта из Германии, дает начало мебели русского классицизма.
Материал подготовлен Ивановой Ольгой
Одежда
В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I.
При Екатерине II, в 70—90-х годах XVIII века, костюм столичного дворянства достиг необычайной пышности. Одного из вельмож; XVIII столетия, князя Куракина (русского посла во Франции), даже называли «бриллиантовым князем» за обилие драгоценностей, украшавших его костюм. Пример расточительства подавали многочисленные фавориты царицы — Потемкин, Орловы и др.
Мелкопоместное дворянство тянулось за столичным, но, конечно, одевалось с некоторым отставанием от моды. В Москве также менее строго, чем в Петербурге, следовали за модой.
Некоторые упрощения силуэта и формы одежд происходят в последние годы XVIII века. Кафтан суживается и приобретает стоячий воротник и скошенные полы, а иногда заменяется фраком. Правда, фраки этого времени шьют не только из сукна, но и из бархата и тяжелого шелка.
материал подготовлен Ковалевой Светланой
Светские балы
В эпоху руководителей-дам - Елизаветы Петровны и Екатерины II - балы в России превзошли по организации и великолепию лучшие танцевальные застолья прародительницы Европы. Женщины все же знают толк в шике, а точнее умеют шиковать. Балы в то время стали таким же обязательным атрибутом высшего общества, как и паломничество в Мекку для мусульманина. На балу ценили три умения: умение одеваться, танцевать и общаться.
На балах екатерининского времени также стали танцевать кадриль — танец, в котором стали допускаться вольности и комбинация разнообразных фигур.Кадриль постепенно стала символом хорошего общества, обоюдной предупредительности дам и кавалеров, серьезным, этикетным танцем без романтических разговоров.
Менуэт - это был один из наиболее изящных и торжественных танцев. Он исполнялся одной или несколькими парами, построенными в колонну. Скользящие шаги перемежались поклонами и реверансами (см.), что позволяло показать красоту и изысканность манер. Как подчеркивалось в старинном руководстве, "сей танец есть самый благородный и важный, а следовательно, и труднейший, и которому, дабы с потребной приятностью и со всей точностью танцевать, надобно довольное время обучаться".
Бальный танец-шествие. В переводе с французского -польский танец. Исполнялся на балах с начала XVIII в., но особенную популярность приобрел в России со второй половины XVIII в. - в царствование Екатерины II. С этого времени им традиционно начинали бал.
Балы и праздники.
Ссылки:
Одежда http://www.moda-history.ru/view_post.php?id=171
Одежда http://gastelloschool.narod.ru/historiplat0101.htm
Мебель и коллекционирование http://prospect.zp.ua/history/83/719/
Отечество нам Царское Село http://www.pushkin-history.ru/Foto/Raznoe/Ubileyn_vist_008.htm
|
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Действительно очень интересный материал, который помогает лучше узнать и ощутить саму эпоху. Я думаю, что знакомство с культурой эпохи очень полезно, так как развивает образное мышление и способствует лучшему запоминанию событий исторической эпохи, объясняет некоторые закономерности, которые как раз проявляются в настоящем и будущем.
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Маскарады и карусели
По старой русской традиции на Масленой и Пасхальной неделе в столицах стали возводить ледяные горы. В Петербурге они возводились на льду Невы в разных местах. Обычно катальных гор было две: они располагались параллельно скатами навстречу друг другу. Горы сооружались из больших бревен, имели лестницу и крутой дощатый скат до 18 метров. По обеим сторонам гор ставили елки, флажки и деревянные скульптуры. Катались все сословия. Использовали санки и лодки, обитые сукном с изображением льва или лебедя. Санки пролетали с большой скоростью, поэтому для безопасности наверху горы устанавливали перила. Для светских людей подобные развлечения являлись не столько пристрастием к острым ощущениям, сколько непременным представительством: посещение дворянами народных праздников было обязательным и считалось хорошим тоном. Они были настолько популярны, что даже когда не было снега, на Пасхальной неделе, в последней трети XVIII в. стали возводить «летние» катальные горы: по деревянным спускам ездили по желобам на маленьких колясках с медными колесами. Вместе с горами сооружали маховые, круглые и подвесные качели.
Летом катались в каретах, зимой в санях. Любимым видом зимних развлечений высшего сословия стало катание на коньках. Коньки с закругленными металлическими лезвиями привез в Россию Петр I и научился кататься. Впоследствии многие дворяне приобщились к этой забаве и катались на специально залитых катках.
Праздники при Елизавете Петровне шли беспрерывной чередой, при этом она использовала, как и ее отец, государственные поводы и даже праздники религиозного календаря. Специально из Европы ей привозили описание церемоний и праздников, программы, рисунки и объявления. Детищем царицы были маскарады, заимствованные из Венеции. Карнавальная маска - баута и плащ-домино стали маскарадными принадлежностями. Венецианские костюмы использовались для маскарадов даже в эпоху Екатерины II. Маскарады устраивались в праздники два раза в неделю в будни. Мужчины обязаны были приходить в женских юбках с фижмами, в узких корсетах и высоких прическах — в таком виде с непривычки они просто опрокидывали рядом стоящих людей. Женщины должны были бороться с тучностью, так как на маскарадах обязаны были быть в элегантных мужских костюмах. Маскарады были большим испытанием для людей, ибо они должны были разучить, согласно своему костюму, мужские и женские партии в танцах. Кроме того, маскарады просвещали: каждый должен был знать символику маскарадных костюмов разных времен и народов. При входе проверяли, нет ли оружия, и снимали маску. Маскарад всегда заканчивался ужином и иллюминацией. Постепенно маскарады стали проводить и в частных домах. В Петербурге их устраивали в домах князя Голицына на Невском и Морсаньи в Каменном театре. Все же венецианская традиция не имела такого большого резонанса в России, хотя при Екатерине II в маскарадах участвовали представители всех сословий, которые приобретали билеты в придворной конторе. Маски уже были необязательны, но костюмы сохраняли свое значение.
Екатерина II превзошла всех своих предшественников в организации праздников. Она со свойственной ей мудростью вернула народу их исконные, самые важные календарные религиозные праздники, но придала им государственный официальный статус столичных торжеств. Праздники были призваны обличать пороки, восхвалять добродетель и славить наступивший «золотой век» России. К этим праздникам она приобщила все сословия, включая высшее — дворянство. Царица придавала праздникам театрально-интеллектуальный характер. В то время праздничная жизнь напоминала театральные подмостки с четким исполнением ролей и разыгрыванием сюжетов.
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Маскарады и карусели
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Причёски эпохи Екатерины Великой
Стиль рококо царствовал в 18-м веке. В России это эпоха императрицы Екатерины Великой. Образы той эпохи предстают перед нами на полотнах Ватто, Буше, Фрагонара. В эпоху рококо идеалом была изнеженная, манерная внешность. Выразительная деталь облика как мужчин и женщин - большой напудренный парик. Идеал женщины той поры - кукольная, миниатюрная красавица, имеющая изящную, невысокую фигуру с тонкой, затянутой в корсет талией и узенькими плечами. Ее грудь высоко поднята корсетом, что придает ей весьма соблазнительную форму. Идеальная женщина эпохи рококо одета в платье с узким, сильно декольтированным лифом и чрезвычайно пышной юбкой на кринолине. Юбка, кроме того, украшена фижмами (пышными драпировками по бокам). Узкие рукава платья имеют длину до локтя, низки рукавов украшены пышным многослойным кружевом. Платье сшито из тафты (батиста, хлопка, тонкого шелка) и украшено многочисленными бантами и кружевными оборками. Цвет платья - нежный, пастельный: голубой, розовый, бледно-желтый, нежно-зеленый. Любимый орнамент - гирлянды цветов. Волосы красавицы скрыты под высоким напудренным париком. Женщина эпохи рококо довольно сильно нагримирована. У нее набеленное лицо, нарумяненные щеки, тонкие "удивленные" брови и крохотный рот.
Интересный факт.
В эпоху рококо высота женских париков доходила до 35 см! Это были целые сооружения, украшенные натюрмортами, цветами, чучелами птичек и даже корабликами. Парикмахеры трудились над созданием таких произведений понескольку часов. Для того, чтобы во время создания прически пудра, которой обильно посыпался парик, не облепляла лицо, красавица эпохи рококо закрывала его картонным щитком.
Маленькую прическу с распущенными локонами Елизаветы Петровны, украшенную диадемой, сменил скромный стиль причесок императрицы Екатерины Великой. На гравюре 1762 года она изображена с прической из тщательно зачесанных назад волос, убранных в локоны и скромно украшенных цветами. Позднее прически императрицы были несколько пышнее (а Европе в это время царствовало Рококо).
http://lokon.org.ua/article/facty/istoriya_pricheski.html
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Очень интересный материал. Из него следует, что женщина всегда выглядела женщиной. Я не пуританин но придерживаюсь такого мнения, что в любую зпоху женщина должна оставаться красивой, женственной. И никакая эмансипация не должна быть этому помехой
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
В блоге представлен быт высшего дворянского сословия в России эпохи Екатерины Великой. Весьма неплохой материал. Молодец, Ольга! Предполагается ли представление быта крестьянского, купеческого сословий, быта казаков?
Елена
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Здравствуйте, специально для Вас Елена Васильевна мы внесем такой материал
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Я обратила внимание на то как коллеги, распростанили свою информацию, страничка растиражирована в 9 сообществах, это очень хороший ход, наглядность представлена в выгодном видеоряде, страничка не перегружена текстом. Работа удалась!
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Я обратила внимание на то как коллеги, распростанили свою информацию, страничка растиражирована в 9 сообществах, это очень хороший ход, наглядность представлена в выгодном видеоряде, страничка не перегружена текстом. Работа удалась!
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Я обратила внимание на то как коллеги, распростанили свою информацию, страничка растиражирована в 9 сообществах, это очень хороший ход, наглядность предствалена в выгодном видеоряде, страничка не перегружена текстом. Работа удалась!
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Спасибо большое за оценку блога!
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Я внимательно ознакомился с содержанием вашего блога. Он доволно информативен, да и реклама неплохая. Тема вашего блога предполагает в будущем представление большого объёма информации. Что именно вы планируете разместить в своём блоге в будущем?
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
Светские балы
В эпоху руководителей-дам - Елизаветы Петровны и Екатерины II - балы в России превзошли по организации и великолепию лучшие танцевальные застолья прародительницы Европы. Женщины все же знают толк в шике, а точнее умеют шиковать. Балы в то время стали таким же обязательным атрибутом высшего общества, как и паломничество в Мекку для мусульманина. На балу ценили три умения: умение одеваться, танцевать и общаться.
На балах екатерининского времени также стали танцевать кадриль — танец, в котором стали допускаться вольности и комбинация разнообразных фигур.Кадриль постепенно стала символом хорошего общества, обоюдной предупредительности дам и кавалеров, серьезным, этикетным танцем без романтических разговоров.
Менуэт - это был один из наиболее изящных и торжественных танцев. Он исполнялся одной или несколькими парами, построенными в колонну. Скользящие шаги перемежались поклонами и реверансами (см.), что позволяло показать красоту и изысканность манер. Как подчеркивалось в старинном руководстве, "сей танец есть самый благородный и важный, а следовательно, и труднейший, и которому, дабы с потребной приятностью и со всей точностью танцевать, надобно довольное время обучаться".
Бальный танец-шествие. В переводе с французского -польский танец. Исполнялся на балах с начала XVIII в., но особенную популярность приобрел в России со второй половины XVIII в. - в царствование Екатерины II. С этого времени им традиционно начинали бал.
Балы и праздники.
На: Повседневность в эпоху Екатерины Великой
вот такой получился материал