Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Кодирование информации» (урок информатики в начальной школе, 2 класс)

Фото пользователя Мария Альбертовна Мусинская
Submitted by Мария Альбертовна Мусинская on Fri, 25/09/2009 - 22:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мусинская Мария Альбертовна
Место работы, должность: 
ГОУ РМЭ "Гуманитарная гимназия "Синяя птица" им. Иштриковой Т.В.", учитель информатики
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
1. Формирование представления о кодировании и декодировании. 2. Ознакомление с различными вариантами кодирования.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

«Школа 2100»: учебник-тетрадь "Информатика в играх и задачах, 2 класс", автор А.В. Горячев.

Используемая методическая литература: 

"Информатика в играх и задачах", методические рекомендации для учителя.

Используемое оборудование: 

компьютер, интерактивная доска, проектор

Используемые ЦОР: 

Используются ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

«Цветной рисунок древнего человека, вырубающего на скале письмена (N 38136)»,

«Декодирование сообщения, записанного флажками (вариант ученика) (N 38081)»,

«Декодирование сообщения, записанного азбукой Морзе (вариант учителя) (N 184039)»,

«Декодирование сообщения, записанного индейской азбукой (вариант ученика) (N 38104)»

Также используется программное обеспечение интерактивной доски SmartBoard (затенение экрана (шторка) для временного прикрытия заданий) и интерактивная презентация созданная в программе Smart notebook.

Краткое описание: 
Урок посвящён ознакомлению с различными способами кодирования информации и тренировке в кодировании и декодировании. Кроме того, на нём повторяются пройденные темы: координатная сетка, отображение множеств. На уроке представлены различные формы работы с детьми: самостоятельная работа, работа в парах, работа по цепочке. Приведены дополнительные упражнения для классов, которые быстро справляются с предложенными заданиями. Разнообразные минутки отдыха и виды заданий на уроке способствуют повышению интереса к нему и предмету в целом. Данный урок был представлен на конкурс "Новые педагогические практики с использованием нового оборудования".

Ход урока:

 

1.             Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы поиграем в ДЕТЕКТИВОВ. Тема урока нам пока неизвестна, вы видите, что на доске нарисованы человечки (в программе SmartNotebook  1стр.), каждый человечек – это какая-то буква, и ваша задача – детективов, узнать тему урока. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать карточку, где  есть расшифровка. В конце урока вы узнаете, какова его тема.

2.             Новая тема.

-Итак, Детективу (имя ученика) попалась следующая записка, которая находится на стр.18 учебника под № 41. Он сразу понял о чем идет речь в этом послании и каким способом оно было зашифровано.

Ученик выполняет задание устно и называет способ (слова заменяются соответствующими картинками).

-В древности, первые люди, когда еще не умели писать, использовали именно такой способ передачи информации, т.е. все сообщения рисовали. Используем для наглядности ресурс «Цветной рисунок древнего человека, вырубающего на скале письмена (N 38136)»

Ученику выдается одна карточка с пляшущим человечком. Ставится оценка.

 

-На предыдущем уроке мы познакомились с отображение множеств. В задании № 42 есть множество букв и множество цифр. И это еще один способ, чтобы зашифровать слова. Детективы, конечно, легко справятся с этим заданием. Кто первый выполнит задание и поднимет руку, получит карточку с пляшущим человечком.

Ученики выполняют задание в учебнике.

-Но это еще не все, посмотрите, на доске написано слово баритон, а у вас в учебниках задание под буквой б. Нужно наоборот, зашифровать это слово цифрами из задания 42.

Ученик выполняет у доски, подписывая или перемещая нужные цифры (см. файл 1.jpg), остальные ученики выполняют задание в учебнике.

Ученику ставится оценка. Выдается карточка. Используем затенение экрана.

 

-Для того чтобы выполнить следующее задание, нужно вспомнить о координатах и координатной сетке.

Ученики отвечают.

-Правильно координаты нужны, чтобы определить место положения объекта. Выполняем задание №44.

Ученик работает у доски, остальные в учебниках, после выполнения задания нужно назвать способ – координатная запись. Еще одна карточка с пляшущим человечком. Используем затенение экрана.

А теперь снова обратное задание, под буквой б. Зашифруйте любое слово из букв в координатной сетке, поменяйтесь учебниками с соседом по парте, а теперь расшифруйте запись друга.

 

Физкультминутка. Для того чтобы не было опасных ситуаций на дорогах стоят регулировщики, которые специальными сигналами регулируют движение. Что же зашифровано в их движениях?

Руки вытянуты в стороны или опущены: со стороны левого и правого бока разрешено движение прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

Правая рука вытянута вперед: со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено

Рука поднята наверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях.

Выполняем движения под диктовку учителя

 

-Мы перечислили уже три способа шифровки: картинки, множества, координаты, попробовали себя в роли регулировщика движения. Давайте посмотрим, какие сигналы используют моряки, чтобы обмениваться информацией, и расшифруем сообщение.

Используем ресурс «Декодирование сообщения, записанного флажками (вариант ученика) (N 38081)»

Ученик выполняет у доски, ему выдается  карточка с пляшущим человечком. Используем затенение экрана.

 

-У вас уже есть некоторые буквы, но их мало, чтобы расшифровать тему урока. Идем дальше.

-Самый сложный способ для того, чтобы зашифровать и самый простой для расшифровки в задании № 46. Расшифруйте и укажите способ.

Оценка ставится тому ученику, кто расшифровал и верно назвал способ (первые буквы нарисованных предметов). Еще одна карточка с пляшущим человечком.

 

-К нам пришло письмо (в программе SmartNotebook (см. файл 2.jpg)), вот только непонятно, что же там написано. И нет никакой подсказки, каким способом зашифровано послание. Итак, детективы, какие у вас есть предположения?

Ученики выдвигают версии.

-Правильно, все буквы алфавита можно пронумеровать по порядку. У каждой буквы будет свой порядковый номер, и именно такой способ, порядковый номер буквы, использован в этом послании.

21.18.16.12         10.15.22.16.18.14.1.20.10.12.10 (урок информатики)

 

Задание выполняется на интерактивной доске и в тетрадях в клетку Ученик, первый справившийся с заданием,  расшифровывает сообщение на интерактивной доске. Ему выдается карточка с пляшущим человечком. Тем ученикам, кто справился вторым и третьим, также выдаются карточки.

- Итак, все карточки у вас, вы все замечательно поработали и теперь пора узнать тему нашего урока.

Ученики, которым выдавались карточки с пляшущими человечками, подходят к доске и пишут на доске буквы, которые записаны с обратной стороны карточек, под соответствующим человечком.

Молодцы, вы очень хорошие детективы, так как справились с таким трудным заданием.

Итак, тема нашего урока – КОДИРОВАНИЕ.

 

- Что же такое КОДИРОВАНИЕ? Любую информацию можно КОДИРОВАТЬ. То есть представить так, что смысл сообщения становится понятен только в случае, если у вас есть код (шифр). Повторим способы, которые использовались для кодирования:

·      Целые рисунки;

·      Первые буквы рисунков;

·      Координаты;

·      Порядковый номер буквы и др.

Кроме этого для кодирования можно использовать ребусы (№45), анаграммы, загадки, цвета, фигуры, знаки и т.д., например, для кодирования мелодий используют ноты, специальные знаки; долгое время азбуку Морзе использовали для передачи информации на расстояния. В компьютере  всю информацию кодируют при помощи нулей и единиц.

Во все времена люди пользовались кодом для того, чтобы упростить или сократить запись, чтобы не дать прочитать послание, чтобы понимать друг друга и т.д. Когда же код известен или найден, то говорят, что сообщение декодировано.

 

Дополнительные задания.

Если достаточно времени, то можно выполнить следующие задания.

- Я назвала еще один способ кодирования, которого нет в учебнике – азбука Морзе. Декодируем сообщение, записанное азбукой Морзе. Выполняем задание по цепочке. Используем ресурс «Декодирование сообщения, записанного азбукой Морзе (вариант учителя) (N 184039)»

- А вам интересно как зашифровывали послания индейцы? Давайте посмотрим и расшифруем. Используем ресурс            «Декодирование сообщения, записанного индейской азбукой (вариант ученика) (N 38104)»

 

3.                  Подведение итогов урока:

- Чему вы учились и научились на уроке?

- Какие  задания показались вам особенно интересными?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Что вы расскажете родителям об этом уроке?

 

4.                  Домашнее задание.

Стр:21 №49 в учебнике. В тетрадях в клетку закодировать свое имя и фамилию любым понравившимся способом.

 

5.             Проверка домашнего задания

Собрать тетради в клетку с домашней работой.

 

Прикрепленный файл Size
урок.notebook 180.35 KB
карточки.doc 30.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Борисовна Иванова

На: «Кодирование информации» (урок информатики в начальной школе


Очень интересный урок, познавательный, много дополнительной информации, интересные задания, спасибо.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн