Официальный сайт osinform 24/7/365

Петрова О.А. Профильное обучение и Интернет

Выберите действие:

Автор: 
Петрова О.А.
Место работы: 
Учитель информатики МОУ СОШ №1 Г. Ипатово Ставропольский край
Контакты: 

Профильное обучение и Интернет


Как показывает практика, традиционный подход к образованию «учить всех всему», не соответствует потребностям современного, стремительно развивающегося общества. Возникает необходимость ориентации учебного процесса на  развитие жизненно важных навыков учащихся – «ключевых компетентностей», позволяющих им свободно адаптироваться во взрослом мире, быть готовыми к жизни в быстро изменяющихся условиях.

В системе образования должны быть созданы условия для реализации учащимися  своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Большинство старшеклассников придерживаются мнения, что надо «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». То есть профильное обучение на старшей ступени соответствует жизненным установкам  большинства старшекласасников. К 15-16 годам большинство учащихся определяется со сферой будущей профессиональной деятельности.  Таким образом, формируется общественный запрос  на профильную дифференциацию образования.

Профильное образование способствует повышению эффективности образования, поскольку учащийся осваивает те предметы, которые соответствуют его интересам и способностям.
В МОУ СОШ №1 г. Ипатово профильное обучение реализуется следующим образом: в среднем звене осуществляется предпрофильная подготовка - элективные курсы, в старших классах проводится обучение в профильных классах.

Учащимся 9-х классов с целью определения будущего профиля предлагаются курсы: «Учись писать грамотно», «Способы решения нестандартных уравнений», «Экономическая и социальная география», «Образовательная область «Технология»», «Физика на твоей усадьбе», «Опыты без взрывов», «Занимательная графика», «Стиль моей речи. Умею ли я выражать свои мысли», «Подросток и закон», «Исследовательские задачи на стыке наук», «Эта удивительная наука - математика», «Строим школьный сайт». Каждый учащийся выбирает для изучения не менее 5 различных элективных курсов. Каждый курс рассчитан на 8 - 10 ч. (получается дополнительно к урокам » 9 ? 5 = 45 ч.), что позволяет, с одной стороны, не перегружать учащегося, с другой, он может попробовать свои силы в различных областях и определиться со своими предпочтениями.
В старших классах реализуется обучение по профилям: 2006 – 2007 уч. год – информационно – технологический (10 – 11 классы), 2007 – 2008 уч.г. – социально – гуманитарный, физико-химический (10 – е классы), информационно – технологический (11 – е классы), 2008 – 2009 уч. г. – социально – гуманитарный, физико-химический (11 – е классы). Профили классов формируются согласно желанию детей и поданным заявлениям от их родителей. Помимо обучения в основной школе, часть детей 10 – 11 классов участвовали в 2006 – 2008гг. в эксперименте «Образование с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне».

Разнообразие профилей, которые может создавать школа на своей базе не всегда позволяет реализовать образовательные запросы каждого учащегося, в этом случае может стать выходом из ситуации Интернет – образование.

Возможности ДО использовались:

  • как дополнение к обычным урокам (углубление знаний по предметам, изучаемым очно);
  • профильное изучение предметов, не вошедших в учебный план но данному профилю (например, дети, выбравшие социально – гуманитарный или физико – химический профиль, на ДО выбирают информатику, экономику поскольку этот предмет они не изучают при очном обучении).

Меняется форма обучения, что не может не сказываться на облике ученика. Учащийся, имеющий успешный опыт дистанционного обучения,

  • активный, направленный на получение новых знаний и впечатлений;
  • верный цели в доведении начатого дела до конца; беспокоящийся за результат;
  • неравнодушный к вознаграждению в разных формах;
  • эмоционально открытый;
  • ценящий нестандартность и уникальность открытых заданий;
  • уважающий проявление неординарности учебного результата; демократичный в процессе обучения;
  • пытающийся рефлексировать;
  • работоспособный и созидающий новое в себе и своих знаниях.

Учащиеся МОУ СОШ №1 г. Ипатово Ставропольского края участвовали в эксперименте «Образование с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» два года.
Первоначально была сформирована группа учащихся, выразивших желание участвовать в эксперименте (15 учащихся выбрали изучение 1 предмета, 26 учащихся – 2 предмета, 1 человек – 3 предмета), и создано нормативно – правовое обеспечение:

  • Дополнение к уставу МОУ СОШ №1 г. Ипатово
  • Положение об Интернет-обучении школьников
  • Договор о совместной деятельности (МОУ СОШ №1 г.Ипатово и Ставропольского государственного университета
  • Приказ МО СК №364-пр от 19.06.2006 "О реализации проекта «Образование с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне»
  • Приказ МО СК №413-пр от 17.07.2006 "Об организации эксперимента по разработке и апробации компонентов системы профильного обучения школьников с использованием Интернет-образовательных технологий"
  • Приказ отдела образования администрации Ипатовского муниципального района №381 от 01.11.2006г.
  • Должностные инструкции педагога-куратора, сетевого преподавателя
  • Расписание занятий

Анализируя опыт участия в эксперименте, необходимо сказать, что дистанционная форма обучения имеет свои несомненные положительные стороны:

  • происходит углубление, расширение знаний;
  • повышение качества обученности при изучении школьных предметов;
  • профессиональное самоопределение;
  • самореализация, саморефлексия личности.

Ученики отмечают насыщенность, занимательность уроков, привлекательность новой формы обучения, считают, что учиться интересно. Немаловажен тот факт, что учиться можно в любое, удобное для себя время (особенно об этом говорят дети, имеющие дома компьютер с выходом в Интернет), в подходящем режиме, особенно нравится система тестов, когда получают быструю, справедливую оценку и есть возможность ознакомиться с правильностью ответов.

В то же время мы столкнулись и с рядом проблем, требующих решения.
В частности, происходит увеличение нагрузки на ученика, по этой причине в этом учебном году произошло сокращение числа выбранных предметов среди учащихся, участвовавших второй год в эксперименте (11 класс): 35 человек – оставили 1 предмет, 2 человека – 2 предмета, 5 - отказались от ДО. Основная причина – загруженность в основной школе, факультативы, олимпиады, подготовка к ЕГЭ, экзаменам. Да и сами дистанционные курсы довольно объемные – рассчитаны на 100 – 200учебных часов (т.е около 4 - 5 часов в неделю) – а если ребенок выбрал 2 курса и более?

Я думаю, на первоначальном этапе необходимо привлекать психологов, чтобы помочь ребенку правильно определиться с выбором дисциплины. Ведь нередко факторами, оказывающими влияние на выбор профиля обучения, являются следующие: «за компанию» с товарищами, совет родителей, предмет мог быть интересен, пока не приступал к его углубленному изучению и др. Со временем обучаемый понимает, что ошибся с выбором или переоценил свои силы, выбрав не один предмет, а более. Кроме этого, можно предложить такой выход, как «пробный курс», который будет доступен в гостевом режиме. Прежде, чем окончательно определиться с дисциплиной, пусть ученик пройдет 3 – 5 уроков, чтобы понять, что его ожидает.
Другим минусом является дублирование изучаемого материала – содержание многих курсов повторяет школьные учебники, что влечет за собой снижение мотивации.

Важным фактором успешного обучения является наличие связей между педагогами – кураторами и сетевыми преподавателями, поскольку в первый год эксперимента имело место отсутствие своевременной обратной связи. Были ситуации, когда ученик отослал задания в октябре – ноябре, а оценку так и не получал к концу учебного года, что естественно снижало интерес к обучению. И, напротив, получив оценку, да еще с комментарием к своей работе, желание заниматься у него намного возрастало. Таким образом, необходимо наличие связей:


 

 

и использовать для этого все возможные средства (не только электронную почту, но и форум, чат).
Нельзя обойти вниманием и технические трудности, являвшиеся следствием того, что курсы еще не являлись законченным продуктом. И вновь возникает вопрос о наличии связей. Необходимо, чтобы любой сетевой преподаватель или педагог – куратор могли контактировать с разработчиками каждого из курсов, а не только с местным, региональным ВУЗом, отвечающим за разработку отдельных курсов.

Таким образом, взвесив все «за» и «против», можно сделать вывод, что дистанционная форма профильного обучения старшеклассников при соответствующей доработке может быть рекомендована к внедрению на уровне субъектов Российской Федерации.

Литература
Ястребов Л.И., Якушина Е.В., Шевцов С.В. Проблемы профильного обучения: взаимодействие учреждений общего, дополнительного, профессионального образования и работодателей/Вопросы Интернет образования №53(октябрь, 2007) / http://vio.fio.ru/vio_53/cd_site/Articles/art_3_6.htm#_Toc180637374

 

 


»  Тэги к этому документу:

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн