Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Он был, о море, твой певец!»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Маркова Маргарита Петровна
Место работы, должность: 
Методист Спасского отдела образования РТ Преподаватель музыки и мировой художественной культуры
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
•расширить представление ребят о творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова через восприятие образов моря в музыке, литературе, живописи.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. А.М. Гуревич. Романтизм в русской литературе.—М.: Просвещение, 1980.
  2. Музыка и поэзия.—М.: Музыка, 1986.
  3. Слово о музыке.—М.: Просвещение, 1990.
  4. Сказка о творчестве Н.А. Римского-Корсакова.—М.: Музыка, 1987.
Используемая методическая литература: 
  1. П.К. Суздаль. Врубель. Музыка. Театр.—М.: Изобразительное искусство, 1983.
  2. «Ритмы, несущие здоровье!».—Методические рекомендации по предмету «Музыка», Казань--2001.
Используемое оборудование: 
  1. Портреты Н.А. Римского-Корсакова, М.Врубеля.
  2. Наглядные пособия: 1. «Музыкальные термины»; 2. «Средства музыкальной выразительности».
  3. Репродукции картин Врубеля и Айвазовского.
  4. Информационный материал: стихи о море русских поэтов.
  5. Хрестоматии песен из кинофильмов «Свистать всех наверх», «Берегите женщин», песни Ю.Чичкова «Увези меня к морю»  и оркестрового вступления к опере «Садко».
  6. Аудиозаписи музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова.
  7. Компьютерные технологии, компакт-диски «Шедевры русской живописи».
  8. Музыкальный центр.
  9. Фортепиано.
  10. Проектор. 
Краткое описание: 
Задачи урока: 1.Познавательные: ◦факты из жизни и творчества композитора, знакомство с его «окружением»—деятелями искусства; ◦формирование навыков восприятия и исполнения произведений музыки, литературы, живописи; ◦активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе слушания и исполнения музыки; 2.Воспитательные: ◦воспитание доброты, отзывчивости, любви к родной природе на примере образов моря в разных видах искусства; ◦развитие творческого воображения; ◦воспитание «исполнителя», «зрителя», «слушателя»; 3.Эстетическое воспитание в детях чувства прекрасного.

Организация хода: музыка Н.А. Римского-Корсакова, слова А.К. Толстого, романс «Не плещет, не бьется, не брызжет волна» из цикла «У моря».

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы завершаем разговор о творчестве великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Многое вы узнали интересного об эпохе жизни и творчества  композитора. Охарактеризуйте кратко особенности творчества композитора.

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Н.А. Римский-Корсаков был не только гениальным композитором, но и выдающимся педагогом-профессором Петербургской консерватории;
  • Он в совершенстве изучил звучание каждого музыкального инструмента. Его по праву называют «поэтом оркестра»;
  • Музыкальный писатель, автор книги «Летопись моей музыкальной жизни»;
  • Члены кружка «Могучая кучка», затем Беляевского кружка;
  • Его называют «музыкальным сказочником».

Учитель: Назовем произведения на сказочные сюжеты.
Ученик: Опера «Снегурочка» по пьесе драматурга Островского, опера-былина «Садко», оперы на пушкинские сюжеты: «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», симфоническая сюита «Шехиразада» по мотивам сказок «Тысяча и одна ночь».
Учитель: Итак, музыкальный сказочник. Какие еще особенности творчества композитора вы запомнили?
Учащиеся: В основе творчества композитора – народное искусство.
Учитель: Н.А. Римский-Корсаков создает образ России, опираясь на старинную традицию. Наибольшую известность получил за рубежом, во время концертных поездок в Париж, Брюссель. Оттуда писали: «Русская музыка на трех китах держится—Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков.
Одинаково самобытен и как художник, и  как человек. Казался замкнутым, «застегнутым» на все пуговицы, но от него исходило мощное излучение  добра и света. Вспомним, как завершается «Снегурочка»?
Учащиеся: Снегурочка растаяла, но в финале звучит хор, прославляя «Ярило-солнце».
Учитель: Верно. Отсюда вера в добро, справедливость, поклонение солнцу. Оптимистическое мировоззрение музыкального  сказочника. Прочтем тему урока (зачитывают).
Учитель: Ребята, не помните, чьи это слова и кому адресованы.
Учащиеся: Слова А.С. Пушкина, адресованные Жуковскому.
Учитель: Имеет ли Римский-Корсаков какое-нибудь отношение к морю и как это связать с темой урока?
Учащиеся: Композитор—представитель старинного дворянского рода. Прадед и брат его были моряками. Сам композитор закончил морской кадетский корпус и совершил трехлетнее кругосветное морское путешествие.
Учитель обращается к литературному эпиграфу, ребята его зачитывают:

Море гораздо разнообразнее суши
Интереснее, чем что-либо...
Еще одно торжество воды...
И.Бродский.

Учитель: (На фоне музыки). Море! Может ли не полюбить море тот, кто хоть раз его видел? То ласковое, то гневное, изменчивое, как живое существо, сколько вдохновенных образов рождало оно в искусстве. Кто из русских поэтов обращался к образу моря? Приведем примеры.

А.С. Пушкин:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной.
Ты катишь волны голубые.
И блещешь гордою красой.

Учитель: Можно назвать такие стихотворения южной лирики А.С. Пушкина: «К морю», «Море», где море—образ не пейзажный, а символический, море—символ жизни.
Учащиеся.

М.Ю. Лермонтов «Парус»
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он мятежный, просит бури, к
Как будто в бури есть покой!

Учитель: За кажущейся простотой этого стихотворения скрывается сложный образ моря—выбора жизненного пути.
То грозное, то спокойное, оно олицетворяет свободное и непреходящее чувство.
Ученик:

А.К. Толстой:
Почуяло сердце, что жизнь хороша,
Вы, волны, размыкали горе—
От грома и плеска проснулась душа
Сродни ей шумящее море.

Учитель: Какую музыку напоминают эти стихи?
Ученица: Романс Римского-Корсакова «Не плещет, не бьется, не брызжет волна», прозвучавший на вход.
Учитель: Вспомним, в каких музыкальных произведениях встречается образы моря?
Учащиеся: Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Симфоническая сюита», «Шехеразада» Римского-Корсакова.
Учитель: Прозвучит музыкальное произведение. Обратите внимание на восприятие музыки. Дать ответы на вопросы:

  1. Определить название музыки.
  2. Какие картины жизни, природы можно представить, слушая музыку.
  3. Какие средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрывают содержание музыки?

     (Римский-Корсаков. Оркестровое вступление к опере «Садко». «Океан—море синее».)

Ответы учащихся:

  1. Оркестровое вступление «Океан—море синее» к опере-былине «Садко» Римского-Корсакого.
  2. Величественная картина моря в спокойном течении моря океана чувствуется огромная внутренняя мощь.
  3. Мелодия—сосредоточенные раздумья о жизни, переданные при помощи минорного лада, сумрачного тембра, медленного темпа и т.д.

Учитель: Образ моря как бы символизирует вековую мечту России о выходе на морские просторы (исполняет начало оркестрового вступление фортепиано). Обратим внимания на трехзвучный короткий мотив, создающий ощущение бескрайней грозной и могучей стихии. В чем особенность этого мотива, будет ли он еще встречаться в музыке?
Учащиеся: в опере, когда описывается море, каждый раз повторяется этот мотив.

Стих Жуковского. «Море»
Безмолвное море, лазурное море,
Стою, очарован над бездной твоей,
Ты живо, ты дышишь смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

Учитель: Я рассказывал о том, что Римский-Корсаков встречался с интересными людьми. Один из них (показывает портрет)—русский художник Михаил Врубель. Они встречались, переписывались. Вам было дано поисковое задание: определить сказочное название картины, познакомиться с содержанием.

Эпипроектор. Картина М.Врубеля «Морская царевна Волхова», портрет жены художника—и Н.И.Забелы — Врубель в роли морской царевны. На фоне звучания «Колыбельной Волховы» из оперы «Садко» Римского-Корсакого.

Учащиеся:

  • Это сказочно—фантастический образ царевны Волховы;
  • Она красива, на ней парик с распущенными волосами медно-красного цвета, ниспадающими до земли по спине и плечам, сверкающий убор драгоценных камней и жемчугов на фоне вечернего пейзажа.
  • Заболоченный, поросший камышами и лесом берег реки придает картине романтическое звучания.

Учитель: Какие чувства объединяют музыку и живопись?
Учащиеся: Душевное состояние, боль, тревога, задумчивость.
Учитель: Верно, а в чем особенность этой картины?
Учащиеся:
-В образе Морской царевны угадываются портретные черты жены художника, певицы Н.И. Забелы—Врубель, исполнительницы партии Морской царевны.
Учитель: Художник присутствовал на всех спектаклях своей жены. Певица вспоминает: «Я как-то спросила его: Неужели тебе не надоело?--Нет,-- отвечает он.—Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».
Учитель: Какова судьба Волховы?
Учащиеся: Она превратилась в реку, слилась с морем, чтобы корабли Садко быстрее добрались до Новгорода.
Учитель: Прекрасно пела Волхова, покажем и мы свои таланты.
                 Ю.Чичков «Увези меня к морю» (вокальная группа) .
(Учитель отмечает выразительное исполнение песни учащимися).
Учитель: Море действительно разнообразнее суши, послушаем еще одно торжество воды.
                  Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане, «Три чуда», «Тридцать три богатыря».
Ребята определяют музыку и зачитывают строки А.С. Пушкина:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые.
Великаны молодые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Учитель: Молодцы, ребята. Есть ли в музыке Римского-Корсакого море, как грозная стихия, сквозная тема в первой и четвертой частях произведения?.
Учащиеся: «Симфоническая сюита», «Шехеразада».
Учитель: Ребята, а кто из русских художников обращаться к образам моря?
Учащиеся: Художник Иван Константинович Айвазовский.
Учитель обращается к репродукциям художника «Черное море», «Шторм в ночи», «Девятый вал», «Кораблекрушение» не называя их.
(Ребята рассматривают картины, называют их, и раскрывают содержание).
Прозвучит музыкальный фрагмент. Внимательно послушать, передать в виде связного рассказа целостную картину восприятия услышанного, опираясь на содержание сказки.
            Римский-Корсаков четвертая часть из сюиты «Шехеразада» (фрагмент).
Во время звучания грозной стихии музыки включаются компьютерные технологии «Шедевры русской живописи» репродукции художника Айвазовского «Черное море», «Шторм в ночи», «Девятый вал», «Кораблекрушение».
Учащиеся:
--В начале музыка изображает картину народного веселья. Здесь мелькают темы Царевны, Царевича, измененный мотив грозного Шахриара. Пляска наполняется демонической силой, становится огненным вихрем.
--Вдруг на самой вершине все обрывается и исчезает неожиданно, как и должно быть в сказке.
--Снова расстилается безбрежная морская гладь. Музыка возвращает нас к 1 части сюиты. Но на этот раз Синдбада подстерегают суровые испытания.
--Море опять неспокойно, вновь разрастается буря. С ревом несутся гигантские вздыбленные водяные громады, ветер рвет парус, трещат и ломаются мачты. Музыка бурлит и клокочет, как сама стихия. Не спастись на этот раз  Синдбадову кораблю.
--Ветер и волны неудержимо мчат его прямо к роковой скале с медным всадником. Тревожный, грозный возглас фанфар, труб, мощный аккорд всего оркестра и звучание тамтама извещают о гибели корабля.
Учитель: Удалось ли художнику Айвазовскому раскрыть образ грозной морской стихии?
Учащиеся: Да, удалось.
Учитель: Разные виды искусства рассказывали нам о море. Домашнее задание—выразить отношение к морю через свои рисунки.
Исполнение песен классом:

  1. Ю.Антонов "Море" из телефильма «Берегите женщин»,
  2. О.Газманов «Морячка» (под фонограмму),
  3. Музыка Лебедева, слова Ряшенцева «Гардемарины»,
  4. Муз. Зацепина, сл. Дербенева «Ты слышишь, море?».

 Оценка деятельности учащихся, обобщение по уроку.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: «Он был, о море, твой певец!»


Маргарита Петровна, спасибо за содержательный урок!!! А ссылки на музыкальные произведения ВЫ не хотите сделать?

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: «Он был, о море, твой певец!»


А вот и ссылки...

С уважением РРР


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн