Место работы:
МОУ СОШ №1 (г. Меленки) Владимирская область
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе ведущих педагогических технологий
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При планировании обучения на год необходимо выделить ведущую тему(раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15 – 20 примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.
Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная, групповая), оценить степень сложности проектировочной деятельности.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать.
При использовании в образовательном процессе «метода проектов» существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление как последствий данного выбора, так и результатов собственной деятельности.
Второй результат – это собственно та видимая часть айсберга, которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации («что изучено»), а применение этого массива в деятельности («как применено») для достижения поставленной цели. Вполне понятно, что обычная пятибалльная оценка для этого не подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, сама процедура защиты проекта и его оформление.
Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта. Причем оценивается каждый из критериев отдельно. При таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования.
Мною создана и апробирована в рамках личностно ориентированного образования система уроков по русскому языку и литературе на основе технологии французских творческих мастерских и уроков комплексного анализа текста. Разработаны авторские мастерские построения знаний по русскому языку и литературе, мастерские творческого письма, мастерские ценностных ориентаций (активного погружения и проживания текста), мастерские обобщающего характера, уроки-диалоги, лекции с элементами современной эвристической беседы, где широко используется поисково-исследовательский метод. Цель и задачи педагогической деятельности определяют содержание образования. Учитывая профильность в старших классах (технический, гуманитарный, общеобразовательный), проводится корректировка тематического планирования, углубление изучения отдельных тем, уроков.
Принципы избирательности и вариативности должны применяться на литературе с учетом начитанности и подготовленности класса, с одной стороны, а с другой, - с точки зрения формирования развивающей речевой среды, несущей в себе нравственность, ценностные ориентиры, проникновение и приобщение к культуре народа.
Надо отметить, что с 5-го класса ребята занимаются по учебному пособию под редакцией А.Г. Кутузова, автор которого утверждает, что «книга – источник знаний и развлечений лишь во вторую очередь. А в первую – инструмент душевной работы».
В 10 и 11 классах преподавание ведется по учебным пособиям под редакцией Г.Н. Ионина и учебнику-практикуму под редакцией Ю.И. Лыссого, которые предполагают выбор учащимися в постижении литературы: метод анализа, интерпретации, поисковый метод.
Комплексная работа с текстами разных стилей обычно проводится на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного. К одному тексту предлагается много разнообразных заданий речеведческого и языкового характера. Комплексная работа – это многоаспектная деятельность, включающая элементы лингвистического, стилистического, филологического анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, задания по орфографии и пунктуации. Выполняя задания, следует придерживаться определенной последовательности, некоего алгоритма действий.
Ведущей формой организации образовательного процесса является использование технологии французских творческих мастерских. Мастерская – новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели. В отличие от урока, на мастерской выстраиваются знания, но не даются, не передаются. Но известно, что приблизительные знания есть ступеньки к истине.
Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Алгоритм варьируется в зависимости от вида мастерской: построения знаний или творческого письма.
Отбор содержания учебного материала для мастерской осуществляется не только в соответствии с темой занятия, но и с учетом основной идеи мастерской, соответствующей авторскому замыслу мастера. Отсюда следует и логика построения заданий, использование текстов различных стилей, разнообразие заданий по формам и видам работы (рисование, лепка, составление текстов и т.д.). Обязательным условием является обращение к личному опыту учащихся.
Основными особенностями организации деятельности детей будет являться поисковая, исследовательская деятельность, тесно связанная с проявлением творческих способностей ребят. Преимущественно работа будет идти в группах, которые могут отличаться по количественному и качественному составу. Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление, но обязательным остается право на собственное мнение, право быть услышанным.
Результат мастерской может быть как внутренним (эмоциональные переживания; формирование ценностных отношений к содержанию темы; новые вопросы, требующие размышления), так и внешним (творческая работа, представленная в разных формах; ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской; тексты и т.д.).
Данная система работы направлена на формирование у учащихся следующих умений при работе с текстом:
• анализировать текст с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя;
• воспринимать и осмысливать знания с целью самостоятельного видения проблемы;
• критически оценивать и корректировать свою деятельность;
• коммуникативные умения (конструировать оригинальные способы решения проблемы, задачи (составление текста));
• исследовательские умения.
|