Официальный сайт aksakal 24/7/365

Бурцева Е.П. Роль проектно-иследовательской деятельности старшеклассников в осуществлении процесса профилизации

Выберите действие:

Автор: 
Бурцева Е.П.
Место работы: 
МОУ СОШ № 14 (г. Александров) Владимирская область

 

 

РОЛЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЦЕССА ПРОФИЛИЗАЦИИ
 

Проектная методика применительно к дисциплинам гуманитарного цикла имеет свою специфику. Это связано прежде всего с тем, что содержание предметов  данного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием предметов естественнонаучного цикла. Что же может стать содержанием исследования по литературе, мировой художественной культуре, риторике и другим профильным дисциплинам в гуманитарных классах? Учителя словесности пришли к общему решению данной проблемы. Это может быть сопоставление творчества различных писателей, художников, анализ развития определённой тематики в  разных видах искусства, изучение новаторства и традиций в художественных произведениях, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы и прочее. Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно, и, как правило, у учащихся складывается представление о нём как о явлении нормированном, закреплённом в словарях и справочниках. Трудность подобных исследований объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.

 

На сегодняшний день в школе отрабатывается практика применения ИКТ в ходе проектной деятельности учащихся в гуманитарных классах.  Достигнуты первые результаты по внедрению апробируемых технологий в учебно-воспитательный процесс. Статистические данные констатируют: у учащихся повысился интерес к изучению профильных дисциплин, развивается их самостоятельность и критичность мышления. Учителями русского языка и литературы отрабатываются опорные точки грамотного, более эффективного внедрения в практику преподавания названных технологий: педагог в данном случае выступает в роли консультанта, между преподавателем и учащимися устанавливаются субъект-субъектные отношения и др.

 

Несомненно, создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от педагога творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями. При разработке проекта создаваемые в компьютерном варианте дидактические и наглядные материалы позволяют решить следующие задачи:     
1)    повышается производительность труда учителя и учащихся в ходе подготовки;
2)    увеличивается объём использования наглядности;
3)    «оживляется» презентация проекта.
Педагоги отмечают, что старшеклассникам необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
1)    обогащается презентация проекта эмоциональной окрашенностью;
2)    возбуждается живой интерес учащихся к предмету познания;
3)    расширяется общий кругозор школьников.

 

Аналитические материалы заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы, педагога-психолога, творческой группы учителей-словесников содержат ряд выводов по работе в данном инновационном направлении. К примеру, такие: работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить старшеклассникам реальный продукт своей деятельности. Она используется  для оформления результатов групповой работы. Много дополнительного материала в ходе предварительной работы школьники находят в сети Интернет. Также выручает и чтение художественной литературы в электронном варианте в том случае, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеке. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их в своей проектной деятельности.

 

На сегодняшний день следствием применения ИКТ  в ходе проектной деятельности учащихся явился целый ряд положительных результатов:

 

1)    создание школьной медиатеки;
2)    увеличение количества учащихся, желающих участвовать в создании проектов;
3)    стабильное качество обучения (с 75 % до 100 %);
4)    повышение интереса к изучению предметов гуманитарного профиля (до 95 %).

 

Активное внедрение в обучение метода проектов позволило сформировать исследовательские навыки старшеклассников гуманитарных классов, активизировать их деятельность, использовать полученные знания на практике. Примером этого явились презентации (на заседании школьного научного общества, уроках, экзаменах и др.) следующих проектов по ряду профильных дисциплин и элективных курсов учебного плана.

 

Русский язык:
    «Изучение морфологии на синтаксической основе» (10-11 классы).
Литература:
    «Любовь по нисходящей – угроза для самой жизни на земле». (По повести – современной пасторали -  В.П. Астафьева «Пастух и пастушка»).
    «Состояние души главного персонажа повести В. Маканина «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».
    «Проблема хозяина земли по роману Д. Абрамова «Дом».
    «Путь утрат на дорогах войны в стихотворениях поэта Б. Окуджавы».
Мировая художественная культура:
    «Айседора Дункан – секрет очарования».
    «Клод Моне как художник-импрессионист».
    «Утверждение красоты  и радости бытия в творчестве Анри Матисса».
    «Становление и развитие русской драматургии».
    «Русский джаз: история и современность».
    «Пабло Пикассо как художник-мыслитель».
    «Кино как синтетический продукт искусства».
    «Фантастика Рея Брэдбери как предостережение человечеству».
    «Александр Бенуа как вдохновитель «Мира искусства», живописец, график, театральный художник, учёный».
    «Казимир Малевич как представитель русского авангарда в живописи начала ХХ века».
    «Творчество передвижников как расцвет реалистического искусства».
Риторика:
    «Коммуникативные качества речи как составляющие успешного публичного выступления».
    «Взаимодействие оратора и слушателя. Пути достижения контакта».
    «Умение владеть своим голосом как залог успешного выступления оратора».

 

Из вышеизложенного следует вывод: применение метода проектов с использованием ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы имеет большие преимущества. Однако практика преподавания свидетельствует о необходимости  использования его наряду с другими методиками поскольку учебный процесс невозможно построить только на проектировании. Создание проекта – это протяжённая во времени деятельность, не укладывающаяся в урочную систему и предполагающая большую дополнительную работу учащихся. Педагогу важно помнить, что только умелое сочетание различных технологий даёт наибольший эффект и положительную динамику в решении актуальных вопросов методики преподавания.

 

В заключение следует отметить следующий немаловажный факт: владение самим педагогом на профессиональном уровне прикладным видом деятельности – работой с компьютерной техникой – позволило поставить в школе  на более высокий уровень контрольно-коррекционную деятельность. Чёткий и последовательный алгоритм её, а также эффективная и умелая организация  имеет выход на реальные результаты – профессиональное отслеживание уровня и качества предметной подготовки школьников гуманитарных классов. Мониторинг результативности (индивидуальный, групповой и др.) чётко прослеживается через созданный завучем школы электронный информационный банк данных о работе каждого учителя – словесника, включающий графики, таблицы, диаграммы, циклограммы, справки, диагностические, технологические, рейтинговые карты и др.


»  Тэги к этому документу:

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн