Submitted by Светлана Борисовна Руденко on пн, 22/10/2018 - 20:48
Ход урока
Iблок – целевой.
1. Организационный этап (1 мин).
Приветствие учителя и учащихся; отчет дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.
2. Актуализация знаний по теме (4 мин).
Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и вопросы, которые представлены на нем.
Слышали ли вы о дискриминации личности?(это негативное отношение к правам людейопределенной социальной группы, ущемление их прав или даже лишение)
Должны ли люди быть равны в своих правах?(да, иначе начнутся противоречия в обществе, социальное неравенство, конфликты)
Какой документ называют «законом высшей юридической силы»?
Мы видим с вами на экране выдержку из Конституции РФ (ст. 2), которая провозглашает...
у вас есть паспорт РФ? Да. Значит, вы все являетесь гражданами Росс. Федерации, обязаны знать свои права и свободы, и помнить об ответственности за свои поступки.
Подводим мини-итог: Любое государство должно обеспечивать единство законов, гарантировать и защищать права своих граждан. Конституция – это закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.
Следовательно, темой нашей беседы сегодня будет ... "Права и свободы человека и гражданина" Запишем ее в тетради.
Посмотрите, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (кто-то зачитывает).
Для начала давайте проведем небольшую разминку в форме тестирования: недавно мы изучили тему о Конституции РФ. И вот вопрос:
«Какой факт свидетельствует о том, что Конституция РФ – документ высшей юридической силы?
Конституцию РФ приняли всенародным голосованием(в этом выражается ее законность, поскольку народ обладает властью – демократия);
в РФ был создан Конституционный Суд;
Конституция РФ действует на всей территории России;
законы РФ не могут противоречить Конституции(и это есть верхОвенство Конституции, ст. 15)»
II. блок – процессуальный.
1. Введение новой информации.
Работа в тетради. Рассказ с элементами беседы
ВСПОМНИТЕ: О каких важных правах человека и гражданина вы уже знаете, какие права у вас есть?(Право на имя, на жизнь).
Понятие "право" многозначно. С одной стороны, право - это система правовых норм, т.е. правил поведения, которые установлены государством в законахи обязательны для всех граждан. Это есть объективное или позитивное право.
Но люди чаще понимают под правом свои собственные права и свободы, принадлежащие им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права.
Записывают понятие права, свободы.
Права – это неотъемлемые и гарантированные государством возможности(мера возможного поведения)индивида обладать и пользоваться конкретными блАгами (личными (гражданскими), политическими, социальными, экономическими и культурными).(На слайде офиц. логотип прав).
Т.е.субъективное право есть возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни.И эта возможность обеспечивается государством.
А теперь давайте определим меру "свободы человека". Свобода- это закрепленная возможность определенного поведения человека (например,свобода слова, совести, передвижения, вероисповедания). То есть это возможность выбрать вариант события и реализации его исхода. Чтобы было понятнее, приведу пример из Французской «Декларации прав и свобод человека и гражданина» (1789) (первый документ, закрепивший понятие прав человека), где свобода человека трактуется как «возможность делать всё, что не наносит вреда другому».
И раскрытие темы "Права и свободы человека и гражданина было бы неполным без определения юридич. обязанностей– это определенная законом мера должного поведения человека, участника правоотношения. Подробнее о них мы поговорим на след.уроке.
Совокупность данных понятий (прав, свобод, обязанностей) образует правовой статус личности. Он закреплен в Конституции РФ и международных документах о правах и свободах.
Принципы (главные положения) правового статуса личности: - равноправие (равный объем прав для каждого человека); - неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод (никто не может посягать на права человека, и государство гарантирует нам защиту наших прав).
Работа с учебником, след.слайд «Каталог прав человека»
Давайте откроем с. 121 уч., 3-ий абзац «Всю совокупность норм…» (кто-то зачитывает 3 абзаца). Вся совокупность норм о правах, свободах человека составляет каталог прав человека. Он закреплен в международно-правовых документов и конституциях правовых государств.
Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на все то, что служит ее сохранению и развитию – ...(см слайд). Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые.
Общечеловеческие правовые документы. К данным междунар. универсальным документам относится, прежде всего, Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).
Центральное место здесь занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Подумайте: почему такая организация появилась именно в 1948г.? (ОкончаниеIIмировой войны, ответ на преступления против человечества).
Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к ее выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее.
Помимо Всеобщей Декларации прав человека в Международный Билль о правах человека входят 2 пакта(пакт - это межд. договор, имеющий большое политическое значение) 1966г.:
1) «Международный пакт о гражданских и политических правах» и 2) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», и 2 Факультативных протокола к ним.
Большое значение имеет и Конвенция о правах ребенка 1989г.(особенно для вас, ведь вы еще не достигли 18 лет) - международный документ, провозгласивший ребенка полноценной личностью.Главная идея Конвенции заключается в наилучшемобеспечении прав ребенка и со стороны родителей, и со стороны государства.
Работа с документом (Всеобщая Декларация прав человека)
Посмотрите внимательно на слайд с выдержками из Всеобщей Декларации прав человека.
Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.
Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Статья 7 Все люди равны перед законом...
Статья 10 Каждый... имеет право... чтобы его дело было рассмотрено... независимым и беспристрастным судом.
Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь...
Статья 15 Каждый человек имеет право на гражданство.
Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии...
Статья 23 Каждый человек имеет право на труд...
Статья 26 Каждый человек имеет право на образование...
Статья 29 Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
Совершенно верно, каждый человек имеет не только права, но и обязанности.
А теперь перейдем к вопросу о правах и свободах граждан в РФ.
Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государствазакреплены в главе 2 Конституции РФ и соответствуют нормамуказанных выше международных документов. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2 (слайд).Расположены 48 статей Конституции не хаотично, а в зависимости от тех сфер жизнедеятельности человека, которых они касаются.
Мы видим задачи гл. 2 Конституции. И вопрос вам: в чем состоит отличие прав человека от прав гражданина? (Права человека принадлежат ему от рождения, и признаются за всеми людьми, а права гражданина связаны с его гражданством: мы, как граждане РФ, имеем права и обязанности перед гос-вом, также, как и оно перед нами). Это важно запомнить! Показать ответ на слайде.
Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную). Слайд.
Исходя из этого, права и свободы человека и гражд. делятся на 5 групп (условное деление!):
гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54;
политические права и свободы – в статьях 29-33;
экономические – в статьях 34-37;
социальные– в статьях 38-43;
культурные – в статьях 43-44 (см. схему).
2 этап: исследование (10-13 мин).
Работа с документом (Конституция РФ (слайд))
Ну и сейчас мы перейдем от теории к практике.
Разделить класс на 5 групп (по 2 парты), обозначить эти группы (личные, поли., соц., эконом., культ.).
Отдельно назначить и отсадить 2-х экспертов.
Далее раздать всем материал о правах с вопросами (по 1 экз. на парту).
Итак, вы получили раздаточный материал с примерами конкретных прав из главы 2 Конституции РФ. Ваша задача – внимательно исследовать их, записать в тетрадях права, которые относятся к вашей группе. И путем дискуссии попробовать добавить дополнительное, необозначенное в Констит.право к своей группе прав граждан. От каждой группы – 1 отвечающий.
Задача экспертов – распределить права по видам, выслушать ответы 5-ти групп, проанализировать их и выявить ошибки, если они будут.
В этом будет заключаться суть нашего мини-проекта «Права гражданина РФ».
В помощь вам эта памятка (вернуться к коричневому слайду о видах прав). Время выполнения задания – 5 мин.
3 этап: представление результатов исследования, отчет.
Итак, время подошло. И я прошу отвечающих представить результаты. Начнем с I-ой группы.
…. (после ответаV группы) Эксперты, подведите итоги по каждой группе (правильность ответа, дано ли дополнительное право).
После всего: т.о., наш мини-проект выглядит так: (слайд).
Мини-проект: "Права гражданина РФ".
Личные (гражданские) права
Политические права
Экономические права
Социальные права
Культурные права
Право на жизнь
Право на участие в управлении делами государства
Право на частную собственность
Право на охрану здоровья и мед.помощь
Право на свободу творчества
Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на участие в выборах
Право на свободу предпринима-тельской деятельности
Право на социальное обеспечение
Право на участие в культ.жизни
Право на свободу передвижения и выбор места жительства
Право на мирные собрания, митинги,
демонстрации, шествия
Право наследования
Право на защиту от безработицы
Право пользоваться музеями, театрами, библиотеками
Место для внесения дополнительных прав
Беседа Обсуждение проекта:
Вопрос: Итак, какие права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в
первую очередь? Личные (самые важные, неотъемлемые, неразделимые, от рождения).
Наш проект выполнен, подведем итоги.
4. Осознание и осмысление полученной информации
Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:
С какими документами мы с вами познакомились на уроке?
Что является основой этих документов?
Может ли человек защищать свои права?
Есть ли у человека обязанности и какие?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
5. Закрепление знаний и умений.
Класс делиться на группы по 2-3 человека.
Учащиеся выполняют задание модуля ЭОР (П-типа)
Учитель проверяет выполнение задания.
Ш блок – аналитический (2 мин).
6. Подведение итогов урока.
Итак, мы с вами выполнили задание и теперь знаем о своих правах чуточку больше. (Некоторые ошибки говорят о том, что есть еще, над чем работать).
Слайд
Сегодня мы узнали (зачитать). Цель урока достигнута. На след.занятии мы поговорим о 8-ми конст. Обязанностях граждан РФ, о системе гарантий прав и свобод, а также о правах ребенка.
Для этого нам пригодятся Памятки юному гражданину РФ и Правила защиты своих прав (раздать по 1 экз. на парту).
В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2-ая глава.
На первое место выдвинуты личные права и свободы – это права, принадлежащие человеку как биосоциодуховному существу. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства.
Вывод по уроку:познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребенка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.
Учащиеся фиксируютвывод в тетради.
Оценки за урок: «5» - эксперты и активно работавшие, «4» - кто с ошибкой сделал проект или ответил.
7. Этап информированности учащихся о домашнем задании.
И напоследок домашнее задание.
8. Заключительный этап. Учитель благодарит за работу, прощается.