Рассмотрение значение цветка и роль плодов и семян в размножении растений
Тип урока
Урок усвоение новых знаний
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные
- объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя
- находить части зародыша семени
- соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
.
Метапредметные: умение осуществлять исследовательскую деятельность; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
3. Оценивать собственный вклад в работу группы.
4. Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока.
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Развивать навыки исследовательской работы.
Познавательные УУД:
1. Работать с демонстрационным материалом
2. Рассмотреть строение семени
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
методы и формы
обучения
объяснительно-иллюстративный; работа в парах , фронтальная
Образовательные
ресурсы
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2014 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2013 г
Оборудование
Для проведения лабораторной работы: набухшие семена фасоли, лупа.
ПК, медиапроектор, документ – камера, карточки с заданиями.
Наглядно-демонстрационный материал
Живые объекты(растения, семена), рисунки.
Основные понятия
и термины
Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Половое размножение цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. У вас на столах лежат бумажные шары трёх цветов. Поднимите шар, который соответствует вашему настроению
Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга улыбкой .
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге
с учителем.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,
понимают его важность.
Коммуникативные: работают
в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
Мотивация
Постановка учебной проблемы
Слайды 1-7
На экран выводятся изображения натурального объекта:цветы,плоды и семена растений. Как вы думаете, что за объект вы видите на экране?
Высказывают свои предположения .
Метапредметные (УУД):
Познавательные: Выдвигая цели, делают умозаключения.
Регулятивные: Контроль за ответами сверстников.
Коммуникативные: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.
Личностные: Воспитание культуры поведения на уроке
Актуализация
Определение темы урока.
Слайды 8-12
Учащимся предлагается самостоятельно определить тему, используя следующую задачу: Это орган растения. Он может быть очень маленьким и лёгким, всего тысячные доли миллиграмма. У других же растений его длина достигает 45- 60 сантиметров, а масса – 20 кг. Посмотрите ещё раз на экран, посмотрите на объекты на вашем рабочем столе, ка вы думаете, что это за объекты?
Совершенно верно – это семена растений. Для какого процесса растениям необходимы семена?
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Целеполагание
Что мы можем узнать сегодня на уроке?
Формулируют цель своей работы
Открытие нового знания (15 мин.)
Слайды 13-16
Что сегодня будет нашим источником информации ( учебник и рабочая тетрадь).
Для начала давайте обратимся к вопросам на стр. 44. Чтобы убедиться в правильности ответов и достигнуть поставленной цели предлагаю выполнить лабораторную работу стр. 45 – учебник и оформит её в ваших печатных тетрадях.
(7 мин)
(После л.р. ) ФИЗМИНУТКА
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
(Дети садятся.)
Так что же спрятано в семени растения? (ЗАРОДЫШ)
Правильно. Но зародыш живой, и ему нужны воздух и питательные вещества. Воздух проникает через кожуру, а питание для зародыша находится в семядолях. Рассмотрите их ещё раз.
Ответим на вопросы, поставленные вначале исследования:
- Что происходит с семенем в глубине грядки до того, как наверху появятся всходы?
- Какой секрет хранит семя, дающее жизнь новому растению? Из чего состоит семя?
На доске Появляются понятия – ЗАРОДЫШ, СЕМЯДОЛИ, КОРЕШОК, СТЕБЕЛЁК, ПОЧЕЧКА.
У цветковых растений процесс размножения происходит в цветке. Из цветка образуется плод, несущий семена с зародышами новых растений.
Так у растений, имеющих цветок, происходит половое размножение.
( закрепление просмотр видео сюжета)
1.Выполняют задания лабораторной работы.
2.Знакомятся с информацией о строении семени в учебнике, используют рис.35.
Делают выводы о строении семени. Оформляют работу в тетради.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
2. Развивать навыки исследовательской работы.
Познавательные УУД:
- знакомятся со строением семени фасоли
- работа с информационными рисунками
- объяснение значения новых слов
- сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
-слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи
Предметные результаты:
- знать строение семени
- объяснять значение семени
Применение нового знания
закрепление
Слайд- 17
Учащимся предлагаются тесты различного уровня сложности
1 уровень сложности (КАРТОЧКА №1)– закрытый тест. Ответы выполняются в виде графического диктанта. Учащимся предлагаются вопросы -утверждения, если они согласны с утверждением ставят значок + не согласны значок -. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.
1. Семядоли являются частью зародыша (+)
2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке семени фасоли(-)
3. Семенная кожура выполняет защитную роль(+)
4. Семенная кожура – это часть зародыша (-)
5. Запас питательных веществ находится в семядолях(+)
КЛЮЧ ( + - + - + )
Если вы справились с первым задание, можете перейти к заданию второго уровня (КАРТОЧКА №2), если нет у вас есть время пересмотреть главные моменты урока)
2 уровень сложности – открытый тест (закончить предложение).
1. В семядолях семени фасоли находится _____________________
2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________
3. Семенная кожура выполняет _____________________________ роль.
4. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________
Учащиеся оценивают свои возможности, выполняют тесты разного уровня.
Предметные: Обосновывают роль размножения для растений в природе.
Метапредметные: (УУД)
Регулятивные: Осуществляют итоговый контроль
Познавательные: Анализируют, фиксируют результаты. Коммуникативные: Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Ребята, можете ли вы теперь сказать, что за объект вы видите на экране? Покажите части зародыша.
1.Что на уроке было интересным?
2.Что узнали нового сегодня?
3.А что на уроке было главным?
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Делают вывод
1. Семя растения состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш состоит из семядолей, корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находится в семядолях.
Семя образуется в плодах, плоды из цветка.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу
VIII
Рефлексия деятельности
Как вы думаете ребята, почему на ваших столах, бумажные новогодние шары. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, с помощью этих же бумажных шаров. Если вы считаете, что урок для вас прошёл плодотворно и вам всё удалось – Поднимите ЗЕЛЁНЫЙ ШАРИК.
Если вы работали не в полную силу – поднимите ЖЁЛТЫЙ ШАРИК. Ну а если у вас сегодня не было настроения для работы и поэтому урок прошёл бесполезно – поднимите КРАСНЫЙ ШАРИК.
Если вам что – то непонятно из сегодняшней темы, вы можете задать вопрос, написав его на шаре, предварительно подписав его.
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате
Познавательные: ориентируются
в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные: проявляют интерес
к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
IX. Домашнее задание
Слайд 18-19
П. 14 Стр. 43-45, прочитать, заложить опыт и пронаблюдать, выполнить задание в рабочей тетради для П.14
По желанию - Найти интересные факты о семенах, значении, применении,
Рассмотрение значение цветка и роль плодов и семян в размножении растений
Тип урока
Урок усвоение новых знаний
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные
- объяснять, для чего нужны растению цветок, плод, семя
- находить части зародыша семени
- соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
.
Метапредметные: умение осуществлять исследовательскую деятельность; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
3. Оценивать собственный вклад в работу группы.
4. Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке.
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока.
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Развивать навыки исследовательской работы.
Познавательные УУД:
1. Работать с демонстрационным материалом
2. Рассмотреть строение семени
Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
методы и формы
обучения
объяснительно-иллюстративный; работа в парах , фронтальная
Образовательные
ресурсы
Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2014 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2013 г
Оборудование
Для проведения лабораторной работы: набухшие семена фасоли, лупа.
ПК, медиапроектор, документ – камера, карточки с заданиями.
Наглядно-демонстрационный материал
Живые объекты(растения, семена), рисунки.
Основные понятия
и термины
Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Половое размножение цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. У вас на столах лежат бумажные шары трёх цветов. Поднимите шар, который соответствует вашему настроению
Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга улыбкой .
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок Познавательная: слушают учителя. Коммуникативная: принимают участие в диалоге
с учителем.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,
понимают его важность.
Коммуникативные: работают
в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
Мотивация
Постановка учебной проблемы
Слайды 1-7
На экран выводятся изображения натурального объекта:цветы,плоды и семена растений. Как вы думаете, что за объект вы видите на экране?
Высказывают свои предположения .
Метапредметные (УУД):
Познавательные: Выдвигая цели, делают умозаключения.
Регулятивные: Контроль за ответами сверстников.
Коммуникативные: Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение.
Личностные: Воспитание культуры поведения на уроке
Актуализация
Определение темы урока.
Слайды 8-12
Учащимся предлагается самостоятельно определить тему, используя следующую задачу: Это орган растения. Он может быть очень маленьким и лёгким, всего тысячные доли миллиграмма. У других же растений его длина достигает 45- 60 сантиметров, а масса – 20 кг. Посмотрите ещё раз на экран, посмотрите на объекты на вашем рабочем столе, ка вы думаете, что это за объекты?
Совершенно верно – это семена растений. Для какого процесса растениям необходимы семена?
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Целеполагание
Что мы можем узнать сегодня на уроке?
Формулируют цель своей работы
Открытие нового знания (15 мин.)
Слайды 13-16
Что сегодня будет нашим источником информации ( учебник и рабочая тетрадь).
Для начала давайте обратимся к вопросам на стр. 44. Чтобы убедиться в правильности ответов и достигнуть поставленной цели предлагаю выполнить лабораторную работу стр. 45 – учебник и оформит её в ваших печатных тетрадях.
(7 мин)
(После л.р. ) ФИЗМИНУТКА
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
(Дети садятся.)
Так что же спрятано в семени растения? (ЗАРОДЫШ)
Правильно. Но зародыш живой, и ему нужны воздух и питательные вещества. Воздух проникает через кожуру, а питание для зародыша находится в семядолях. Рассмотрите их ещё раз.
Ответим на вопросы, поставленные вначале исследования:
- Что происходит с семенем в глубине грядки до того, как наверху появятся всходы?
- Какой секрет хранит семя, дающее жизнь новому растению? Из чего состоит семя?
На доске Появляются понятия – ЗАРОДЫШ, СЕМЯДОЛИ, КОРЕШОК, СТЕБЕЛЁК, ПОЧЕЧКА.
У цветковых растений процесс размножения происходит в цветке. Из цветка образуется плод, несущий семена с зародышами новых растений.
Так у растений, имеющих цветок, происходит половое размножение.
( закрепление просмотр видео сюжета)
1.Выполняют задания лабораторной работы.
2.Знакомятся с информацией о строении семени в учебнике, используют рис.35.
Делают выводы о строении семени. Оформляют работу в тетради.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
2. Развивать навыки исследовательской работы.
Познавательные УУД:
- знакомятся со строением семени фасоли
- работа с информационными рисунками
- объяснение значения новых слов
- сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
-слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи
Предметные результаты:
- знать строение семени
- объяснять значение семени
Применение нового знания
закрепление
Слайд- 17
Учащимся предлагаются тесты различного уровня сложности
1 уровень сложности (КАРТОЧКА №1)– закрытый тест. Ответы выполняются в виде графического диктанта. Учащимся предлагаются вопросы -утверждения, если они согласны с утверждением ставят значок + не согласны значок -. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.
1. Семядоли являются частью зародыша (+)
2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке семени фасоли(-)
3. Семенная кожура выполняет защитную роль(+)
4. Семенная кожура – это часть зародыша (-)
5. Запас питательных веществ находится в семядолях(+)
КЛЮЧ ( + - + - + )
Если вы справились с первым задание, можете перейти к заданию второго уровня (КАРТОЧКА №2), если нет у вас есть время пересмотреть главные моменты урока)
2 уровень сложности – открытый тест (закончить предложение).
1. В семядолях семени фасоли находится _____________________
2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________
3. Семенная кожура выполняет _____________________________ роль.
4. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________
Учащиеся оценивают свои возможности, выполняют тесты разного уровня.
Предметные: Обосновывают роль размножения для растений в природе.
Метапредметные: (УУД)
Регулятивные: Осуществляют итоговый контроль
Познавательные: Анализируют, фиксируют результаты. Коммуникативные: Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Ребята, можете ли вы теперь сказать, что за объект вы видите на экране? Покажите части зародыша.
1.Что на уроке было интересным?
2.Что узнали нового сегодня?
3.А что на уроке было главным?
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Делают вывод
1. Семя растения состоит из семенной кожуры и зародыша. Зародыш состоит из семядолей, корешка, стебелька и почечки. Запас питательных веществ находится в семядолях.
Семя образуется в плодах, плоды из цветка.
ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу
VIII
Рефлексия деятельности
Как вы думаете ребята, почему на ваших столах, бумажные новогодние шары. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, с помощью этих же бумажных шаров. Если вы считаете, что урок для вас прошёл плодотворно и вам всё удалось – Поднимите ЗЕЛЁНЫЙ ШАРИК.
Если вы работали не в полную силу – поднимите ЖЁЛТЫЙ ШАРИК. Ну а если у вас сегодня не было настроения для работы и поэтому урок прошёл бесполезно – поднимите КРАСНЫЙ ШАРИК.
Если вам что – то непонятно из сегодняшней темы, вы можете задать вопрос, написав его на шаре, предварительно подписав его.
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их.
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате
Познавательные: ориентируются
в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные: проявляют интерес
к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке
IX. Домашнее задание
Слайд 18-19
П. 14 Стр. 43-45, прочитать, заложить опыт и пронаблюдать, выполнить задание в рабочей тетради для П.14
По желанию - Найти интересные факты о семенах, значении, применении,