Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интеллектуальный тир (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

Submitted by Наталья Владимировна Зарипова on Wed, 17/01/2018 - 11:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зарипова Н.В.
Место работы, должность: 

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №34 с углбуленным изучением отдельных предметов"

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Образовательные:

  • мотивировать  учащихся на знание текста, на  изучение истории создания романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”;
  • вырабатывать умение давать полный  достоверный ответ, характеристику главному герою реалистической литературы; умение различать образ автора .
  • продолжить формирование навыка работы с учебником и дополнительными источниками; помочь ребятам глубже осмыслить содержание романа.

Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; способствовать развитию грамотной, красивой литературной речи  и устных высказываний.

Воспитывающие:

  • прививать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемая методическая литература: 

Использованная литература:

 Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Изучение творчества А.С. Пушкина» Н.А. Демин, М., « Просвещение», 1985г.

« Литература в 9 классе»,  Б.И.Турьянская, М., « Русское слово»,2002г.

« Открой мне глубокую тайну свою», В.В. Шапошникова, М., « Московский лицей», 1999г.

Сборник сценариев « В начале жизни школу помню я», Горбунова Г.Н., М.,

 « Издат-школа»,  1997 г.

Используемое оборудование: 

интерактивное оборудование

Используемые ЦОР: 

не используется

Краткое описание: 
<p>Оформление: на сцене карандашный портрет писателя, на переднем плане, справа &ndash; стол, накрытый старинной скатертью, горят свечи, на столе - книги, перо и чернильница&hellip;</p> <p>Перед сценой - площадка для проведения игры.&nbsp; 3 стола для команд,&nbsp; стол для жюри; на портале условная мишень .</p> <p>&nbsp;На экране в течение игры демонстрируются слайды&nbsp; по роману &laquo; Евгений Онегин&raquo;, портреты&nbsp; А.С. Пушкина, памятники&nbsp; А.С. Пушкина.</p> <p><strong>Игра состоит из&nbsp; разминки&nbsp; и 4 туров.</strong></p> <p>1) Вопросы по внутренней хронологии романа (по 5 баллов за верный ответ) <strong>16 вопросов.</strong></p> <p>2) Вопросы по содержанию романа (по 4 балла) <strong>15 вопросов. </strong></p> <p>3) Вопросы на знание текста романа (по 3 балла) <strong>17 вопросов.</strong></p> <p>4) Тестовые задания даются на экране ( по 2 балла<strong>) 33 вопроса.</strong></p> <p><strong>Ведущий перед каждым вопросом называет, какое количество баллов получает команда за верный ответ.</strong></p> <p>Ведущий: Сегодня мы подводим итог изучения романа в стихах &laquo; Евгений Онегин&raquo;. Команды готовы, жюри на месте &ndash; открываем&nbsp; наш интеллектуальный тир!</p> <p>Вступление: звучит музыка П. Чайковского к опере &laquo; Евгений Онегин&raquo;</p> <p>На фоне музыки</p> <p>Чтец.&nbsp;&nbsp; Сообщая П. А. Вяземскому о начале работы над &laquo; Евгением Онегиным&raquo; в письме 4 ноября 1823 года&nbsp; Пушкин писал:</p> <p>&nbsp;&laquo; Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница.&raquo;</p> <p>&nbsp;Через несколько дней&nbsp; он писал А. Дельвигу:</p> <p>&laquo; Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя&raquo;</p> <p>В письме А. Бестужеву утверждал:</p> <p>&laquo; Где у меня сатира? О ней и помину нет в &laquo;Евгении Онегине&raquo;</p> <p>Ведущий<strong>: Разминка</strong></p> <p><strong>&nbsp; (вопрос на 3 б.)</strong> Из приведенных цитат видно, что Пушкин колебался&nbsp; в определении жанра. Что же&nbsp; стояло на титульном листе, когда в 1825 г. появилась в печати первая глава&nbsp; &laquo; Онегина&raquo;?&nbsp;</p> <p>( Отвечает команда, на столе которой&nbsp; загорается лампа)</p> <p>Ведущий<strong>: (вопрос на 3 б.)</strong>&nbsp; Роман Пушкина&nbsp;&nbsp; не просто написан стихами - он разделен на равные строфы. Пушкин изобрел для своего романа особую строфу. Её&nbsp; название?</p> <p>Ведущий: <strong>1 тур&nbsp; </strong>&nbsp;<strong>(вопросы на 5 б.)</strong>&nbsp;</p> <p>Внутренняя хронология романа.</p>

Оформление: на сцене карандашный портрет писателя, на переднем плане, справа – стол, накрытый старинной скатертью, горят свечи, на столе - книги, перо и чернильница…

Перед сценой - площадка для проведения игры.  3 стола для команд,  стол для жюри; на портале условная мишень .

 На экране в течение игры демонстрируются слайды  по роману « Евгений Онегин», портреты  А.С. Пушкина, памятники  А.С. Пушкина.

Игра состоит из  разминки  и 4 туров.

1) Вопросы по внутренней хронологии романа (по 5 баллов за верный ответ) 16 вопросов.

2) Вопросы по содержанию романа (по 4 балла) 15 вопросов.

3) Вопросы на знание текста романа (по 3 балла) 17 вопросов.

4) Тестовые задания даются на экране ( по 2 балла) 33 вопроса.

Ведущий перед каждым вопросом называет, какое количество баллов получает команда за верный ответ.

Ведущий: Сегодня мы подводим итог изучения романа в стихах « Евгений Онегин». Команды готовы, жюри на месте – открываем  наш интеллектуальный тир!

Вступление: звучит музыка П. Чайковского к опере « Евгений Онегин»

На фоне музыки

Чтец.   Сообщая П. А. Вяземскому о начале работы над « Евгением Онегиным» в письме 4 ноября 1823 года  Пушкин писал:

 « Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница.»

 Через несколько дней  он писал А. Дельвигу:

« Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя»

В письме А. Бестужеву утверждал:

« Где у меня сатира? О ней и помину нет в «Евгении Онегине»

Ведущий: Разминка

  (вопрос на 3 б.) Из приведенных цитат видно, что Пушкин колебался  в определении жанра. Что же  стояло на титульном листе, когда в 1825 г. появилась в печати первая глава  « Онегина»? 

( Отвечает команда, на столе которой  загорается лампа)

Ведущий: (вопрос на 3 б.)  Роман Пушкина   не просто написан стихами - он разделен на равные строфы. Пушкин изобрел для своего романа особую строфу. Её  название?

Ведущий: 1 тур   (вопросы на 5 б.) 

Внутренняя хронология романа.

В предисловии к роману А.С.Пушкин сказал, …что в его романе все рассчитано по календарю.

Сопоставляя даты, указанные автором в предисловии, и ряд указаний в тексте, мы получаем цепь основных дат.   Внимание- вопрос!

  1. Год  рождения Евгения.  (1795)  в 8 гл.  сказано,  когда Онегин оставил, после дуэли, деревню, ему было 26 лет. Деревню он покинул в феврале - марте 1821.
  2. Год окончания учебы и выхода  в свет. 1812г
  3. Год рождения Ленского.(1803г.) в январе 1821 г., когда погиб Ленский, ему было 18 лет.
  4. Время действия главы 1. (зима 1819 весна 1820)
  5. Время действия главы 2 и 3. (лето 1820)
  6. Время действия главы 4 (лето и осень 1820)
  7. Время действия главы 5 (со 2 на 3 января до 12 января 1821)
  8. Святочные праздники и гадания (25 декабря-5 января  1821г.)
  9. Сон Татьяны  ( в ночь с 5 на 6 января 1821 г.)
  10. Именины  (12 января 1821)
  11. Дуэль и гибель В. Ленского.  ( 14 января 1821 г.)
  12. Отъезд Онегина из деревни  (февраль - март 21)
  13. Замужество Ольги, посещение деревенского кабинета   (лето 1821)
  14. Поездка Татьяны с матерью в Москву.  (Январь  - февраль 1822)
  15. Замужество Татьяны  (осень 1822)
  16. Конец романа  (март 1825)

Ведущий: Слово жюри – подсчет баллов. Итоги 1 тура.

Чтец  читает строки из романа - описание природы

Ведущий:  тур 2  

Вопросы на 4 балла- знание содержания романа( о ком  и каком событии говорят эти строки…)

  1. Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь…

  1. С душою прямо геттингенской

Красавец в полном цвете лет

Поклонник Канта и поэт.

  1. Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна,

На этом глупом небосклоне…

  1. Он весел был. Через 2 недели

Назначен был счастливый срок…

 

5.  Она езжала по работам,

     Солила на зиму грибы,

     Вела расходы, брила лбы,

     Ходила в баню по субботам.

     Служанок била осердясь –

     Все это, мужа не спросясь

6. Зевая, за перо взялся.

     Хотел писать – но  труд  упорный

     Ему был тошен.

 

7. Все было просто: пол дубовый,

     Два шкафа, стол, диван пуховый,

     Нигде ни пятнышка чернил…

8.  Ей рано нравились романы,

      Они ей заменяли все.

      Она влюблялася в обманы

      И Ричардсона и Руссо.

9. Он по-французски совершенно

     Мог изъясняться и писал,

     Легко мазурку танцевал.

10.Учитесь властвовать собою

      Не всякий вас, как я, поймет

     К беде неопытность ведет.

11. Ах, он любил, как в наши лета

       Уже не любят.

12. Дика, печальна, молчалива,

       Как лань лесная боязлива.

13. Она была нетороплива,

       Не холодна, не говорлива,

       Без взора наглого для всех,

       Без притязаний на успех.

14. Сейчас отдать я рада

      Всю эту ветошь маскарада,

      Весь этот блеск, и шум, и чад

      За полку книг, за дикий сад…

15. Дожив без цели, без трудов

      До 26 годов,

      Томясь в бездействии досуга

      Без службы, без жены, без дел,

      Ничем заняться не умел.

 

Ведущий:  Выступление болельщиков команды

      ( письмо Татьяны)   инсценирование  эпизода

Слово жюри – итоги 1 и 2  тура

 

Ведущий:  тур 3 вопросы на 3 балла

Вопрос- ответ.

 

Вопросы  задаются по  очереди  каждой  команде.  Если команда не отвечает,  право ответа переходит другой команде.

1.  Что «необычного» было в характере Евгения Онегина?

2.Один день светской жизни Евгения Онегина.

3. Охарактеризуйте Ленского.

4. Онегин и Ленский крайне   различны,  но что же их объединяло?

5.  Характеристика Ольги и Татьяны

6. Каким образом Евгений Онегин знакомится с семьей Лариных?

7.  Что за «холодок» пробегает в отношениях между Онегиным и Ленским?      (после того, как они побывали в гостях).

8. Как вы объясняете любовь Татьяны к Онегину. Как об этом говорил автор?

9. Что можете сказать о взаимоотношениях Татьяны и няни.

10.  Что можете сказать о Татьяне,  прослушав ее письмо.

11. Причина ссоры Онегина и Ленского.

12. Почему Ленский и Онегин не могли помириться?

13. Какие чувства и мысли испытывает Ольга перед дуэлью, во время и

      после  нее?

14.  Почему Татьяна посещает деревенский дом Онегина? Что узнает?

15. Изменилась ли «внутренне» Татьяна, став  законодательницей зал.

16. Как вы оцениваете её решение?

17. Нравится ли вам Татьяна и чем?

Ведущий:  Ответы команд оценивает жюри и подводит итоги.

Ведущий: 

4 тур  - тестовые  задания, смотри на экран ( возможно несколько вариантов ответов)

( ключ находится на столе жюри)

1. « Евгений Онегин» - произведение

А) реалистическое

Б) романтическое

В) соединяет черты обоих методов

2. Евгений Онегин - это герой

А) положительный

Б) отрицательный

В) нельзя сказать однозначно

3. Как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения?

А) «даль свободного романа»

Б) « собранье пестрых глав»

В) и так, и так.

4. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?

А) Александра 1

Б) Наполеона

В) Байрона

5. Почему в конце романа  Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?

А) чтобы наказать его за жестокую холодность

Б) потому что с точки зрения её нравственности узы священного брака нерушимы

В) потому что она не может и не хочет строить своё счастье  на несчастье другого  человека

6. Какая проблема в романе была для Пушкина более важной?

А) проблема социальной свободы

Б) проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика

 

7. С какой целью Пушкин вводит в роман зеркальную композицию

 ( две любви, два письма, две отповеди)?

А) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну

Б) чтобы показать, что все люди подчинены  единым психологическим законам

В) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина

 

8.Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?

А) потому что отражает характерные черты своей эпохи

Б)  потому что допускает различные интерпретации своего смысла

В) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века

9. Кто из русских критиков назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”?
А) И.Гончаров
Б) В.Белинский
В) Д.Писарев
Г) Н.Добролюбов

10. К какому литературному направлению следует отнести роман?
А) классицизм
Б) сентиментализм
В) реализм
Г) романтизм

11. Как долго создавался роман?
А) 3 года
Б) 8 лет
В) 10 лет
Г) всю жизнь

12. Какие этапы биографии отражены в романе?
А) детство
Б) Лицей
В) южная ссылка
Г) женитьба
Д) Михайловское

12. Какие этапы биографии отражены в романе?
А) детство
Б) Лицей
В) южная ссылка
Г) женитьба
Д) Михайловское
14. Сколько дней сидел Онегин у постели умирающего дяди?
А) один
Б) три
В) ни одного
Г) неделю

15. Назовите отчество Татьяны Лариной.
А) Ивановна
Б) Дмитриевна
В) Владимировна
Г) Николаевна

16. Какое чувство, по мнению Онегина, овладеет им у постели больного дяди?
А) скука
Б) злость
В) любовь
Г) забота

17. Чей это портрет:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…
А) Ольга Ларина
Б) Татьяна Ларина
В) Дуняша
Г) няня

18. Какой стихотворный жанр предпочитал Ленский, когда писал Ольге?
А) ода
Б) баллада
В) элегия
Г) мадригал

19. Кому посвящена следующая эпитафия:
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник…
Господний раб и бригадир
Под камнем сим вкушает мир.
А) дядя Онегина
Б) В.Ленский
В) Дмитрий Ларин
Г) Онегин

20. В чем был “истинный гений” Евгений Онегин?
А) “был глубокий эконом”
Б) в лицемерии
В) в науке “страсти нежной”
Г) “знал довольно по латыне”

21. Почему Ленского называли “полурусским соседом”?
А) стремление подражать иностранному
Б) один из родителей был нерусским
В) в родне были иностранцы
Г) имел иностранное образование

22. О Ленском сказано, что он “красавец, в полном цвете лет”. Сколько ему лет?
А) 17 лет
Б) 18 лет
В) 19 лет
Г) 20 лет


23. Кто был секундантом Ленского?
А) Петушков
Б) Зарецкий
В) Трике
Г) Гильо


24. Как сложилась судьба Ольги после дуэли Онегина и Ленского?
А) вышла замуж за улана
Б) ушла в монастырь
В) посвятила жизнь памяти Ленского
Г) вышла замуж за богатого помещика

25. Ларины устроили бал по поводу:
А) помолвки Ольги
Б) Нового года
В) Рождества
Г) именин Татьяны

26. Чьи традиции использует А.Пушкин, описывая святочные гадания?
А) Батюшкова
Б) Жуковского
В) Баратынского
Г) Державина

27. На каком языке написала свое признание Татьяна?
А) английский
Б) немецкий
В) французский
Г) русский


28. Где родился Евгений Онегин, О котором подробно рассказано в 1 главе?

А) Москва
Б) Петербург
В) Михайловское
Г) Болдино

29. Ленский является в романе олицетворением:
А) высокого героизма
Б) торжественного классицизма
В) мечтательного романтизма
Г) сурового реализма

30. В ком из героев воплощен авторский идеал?
А) Онегин
Б) Ленский
В) Татьяна
Г) Ольга

31. Где встречается Татьяна с Онегиным после трехлетней разлуки?
А) Москва
Б) Париж
В) поместье Лариных
Г) Петербург

32. Сколько писем написал Онегин Татьяне?
А) одно
Б) три
В) пять
Г) ни одного


33. Какие фрагменты романа не соответствуют “онегинской” строфе?
А) сон Татьяны
Б) письмо Татьяны к Онегину
В) авторские отступления
Г) письмо Онегина к Татьяне
Д) сцена дуэли
Е) песня девушек

 

 

 

 

 

 

Ключ:

1-а, 2-в, 3-в, 4-в, 5-б,в, 6-б, 7-б,в, 8-в

9-б,  10-в, 11-б, 12-д, 13-г, 14-а, 15-б,16-а, 17-а, 18-б
19-б, 20-в, 21-г, 22-а, 23-б, 24-г, 25-г, 26-б, 27-г, 28-б
29-в ,30-в, 31-а, 32-а, 33-б,г,е.

Ведущий: Пока члены жюри  подсчитывают очки и  подводят итоги 

 звучит стихотворение И. Кобзева

« Я не люблю хохочущих девчонок…»

Я не люблю хохочущих девчонок,

Что чересчур довольные собой,

По танцплощадкам и по стадионам

Слоняются шумливою толпой.

 Наверно, начитавшись слишком много,

Я полюбил душою навсегда

Задумчивых, застенчивых и строгих,

Обидчивых и грустных иногда.

 Такая  маму не заставит гладить,

Над утюгом больную спину гнуть,

Чтоб вечером в особенном наряде

 С веселою беспечностью блеснуть.

Такая пустозвона не полюбит ,

А уж когда судьбу свою найдет,

Все узелки, все петельки разрубит,

Сквозь боль и страх, и суд людской пройдет.

И ей в отличье от других не странно,

Что и любовь бывает тяжела,

И ей понятно, почему Татьяна

К  Онегину от мужа не ушла.

 

 Слово жюри.     Итоги игры. Награждение команд. На фоне вальса Свиридова к повести А. Пушкина « Метель» команды покидают зал.

 

 

Использованная литература:

 Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Изучение творчества А.С. Пушкина» Н.А. Демин, М., « Просвещение», 1985г.

« Литература в 9 классе»,  Б.И.Турьянская, М., « Русское слово»,2002г.

« Открой мне глубокую тайну свою», В.В. Шапошникова, М., « Московский лицей», 1999г.

Сборник сценариев « В начале жизни школу помню я», Горбунова Г.Н., М.,

 « Издат-школа»,  1997 г.

 

 

Прикрепленный файл Size
Интеллект. тир (2).doc 61.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн