Социально-психологическая готовность детей-сирот к самостоятельной жизни
1 ответ
вс, 26/11/2017 - 15:54
Мария Искакова
На сайте с: 26/11/2017
Баллы: 11
Длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, воспитание в «закрытом» учреждении интернатного типа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствуют, по мнению психолога И.В. Дубровиной, адекватному психосоциальному развитию, способствуя фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее. В процессе наблюдения за детьми-сиротами, обучающимися в колледже, я, как педагог-психолог, наблюдаю наличие проблем, вызывающих беспокойство, в частности, широкий спектр трудностей, с которыми они сталкиваются в самостоятельной жизни, недостаточная подготовленность к выбору своего жизненного пути, наличие иждивенческой позиции, нежелание прилагать усилия для успешного освоения учебного материла, установление конструктивных взаимоотношений с окружающими, самообеспечение, планирование бюджета, решение жилищных вопросов, создание семьи, трудоустройство и т.д. Как Вы считаете, уважаемые коллеги, присуща ли данная проблема большинству детей-сирот? Поделитесь Вашим мнением из опыта работы.
Эмоциональная депривация безусловно присуща воспитанникам детских домов. Работая в «системе» (в детском доме) с воспитанниками дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья уже наблюдаются многочисленные проблемы, которые, не смотря на работу команды специалистов воспитателей, учителей – дефектологов, учителей-логопедов, педагога-психолога с возрастом, увы, только увеличиваются и усложняются. Приоритетом в работе с детьми, оставшихся без попечения родителей, является право наших воспитанников жить и воспитываться в семье. В нашем детском доме реализуется программа подготовки воспитанников к переходу в замещающую семью (опекунскую, приемную, семью усыновителей). Но, попадая в замещающую семью, из детского дома дети выдают такой спектр проблем, что родители, даже прошедшие специальное обучение, часто «опускают руки». Школа подготовки замещающих родителей функционирует так же на базе нашего детского дома. Благодаря этому есть возможность подготовить конкретную семью для конкретного ребенка. В процессе сопровождения замещающих семей можно наблюдать, что с помощью глубочайшей эмпатии, терпения, адекватных компетенций замещающих родителей к этапу профессионального становления ребенка возможно нивелирование, описанных Вами проблем. Только в семье, даже замещающей через наблюдение, подражание и совместную деятельность с членами семьи сформируется и готовность к самостоятельной жизни, и определение своего жизненного пути, и активная жизненная позиция, успешность в обучении, сформируются конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, воспитание в «закрытом» учреждении интернатного типа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствуют, по мнению психолога И.В. Дубровиной, адекватному психосоциальному развитию, способствуя фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее. В процессе наблюдения за детьми-сиротами, обучающимися в колледже, я, как педагог-психолог, наблюдаю наличие проблем, вызывающих беспокойство, в частности, широкий спектр трудностей, с которыми они сталкиваются в самостоятельной жизни, недостаточная подготовленность к выбору своего жизненного пути, наличие иждивенческой позиции, нежелание прилагать усилия для успешного освоения учебного материла, установление конструктивных взаимоотношений с окружающими, самообеспечение, планирование бюджета, решение жилищных вопросов, создание семьи, трудоустройство и т.д. Как Вы считаете, уважаемые коллеги, присуща ли данная проблема большинству детей-сирот? Поделитесь Вашим мнением из опыта работы.