Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении вопроса о включении в перечень оценки показателей профессиональной деятельности педагогических работников показателя ИКТ - компетентности.
В настоящее время всё больше шансов появляется познакомиться в новыми возможностями использования ИКТ в образовательном процессе, применение которых позволяет повысить уровень ИКТ - компетентности педагогов и руководителей, формировать представление об электронных образовательных ресурсах, приобретать новые навыки работы с федеральными и региональными цифровыми образовательными ресурсами, а также современными социальными сервисами Интернет и сетевыми педаогическими сообществами.
Не секрет, что ИКТкомпетентность открывает большие возможности педагогическим работникам и школьникам в использовании и применении ресурсов социальных сервисов Интернет в их совместной деятельности. Многие ли педагоги знают и готовы применить опыт лучших учителей или поделиться своими наработками через сетевые педагогические сообщества. Актуальным становится вопрос, с целью поощрения и стимулирования педагогов и руководителей, активно использующих в своей работе средства ИКТ и возможности социальных сервисов Интернет, о включении в перечень оценки показателей профессиональной деятельности педагогических работников показателя ИКТкомпетентности.
Предлагаю вам познакомится с вариантами самооценки ИКТ компетентности педагогов ОУ, которую я использую с 2008г.
Компетенции педагога (базовый уровень)
Компетенции педагога (продвинутый уровень) дополнительно к базовому уровню
Компетенции педагога (высокий уровень)дополнительно к базовому и продвинутому уровню
Компетенции педагога полная версия 153 вопроса
Система ответов во всех опросах одинакова. Возможно этот вариант окажется полезным и интересным. При обработке результатов опроса (ов), ответы группируются на блоки с определенным уровнем сложности, который можно устанавливать самостоятельно.
Удачи. А.Баданов :-)
Руководитель ЦИТО ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Поддерживаю идею Александра Геннадьевича об использовании тестирования для определения уровня ИКТ-компетенции. Но...с содержанием предложенных тестов полностью не согласна. Мне посчастливилось прослушать лекцию Воскресенской Ольги Леонидовны, к.б.н, доцента Марийского государственного университета, тезисы которой предлагаю к ознакомлению и теперь я с большой осторожностью выношу разработанные тесты на всеобщее обсуждение.
Комментарий был изменен с момента создания (komelina, Wed, 26/08/2009 - 15:05).
Елена Витальевна! Вот и пусть умные люди создадут такой тест, знание вопросов в которм, могли бы и стремились освоить наши педагоги, а гланое применять эти знания на практике. Так ли нужны нам "Заморочки с усложнением Заданий"? Не лучше ли двигаться от простого к сложному!?
Елена Витальевна! Если нас, аттестующих учителей - словесников, будут проверять по ИКТ- компетентности, то ни один из нас из базового уровня не выберется. Действительно, при проверке ИКТ- компетентности нужно разделить учителей на уровни - предметности.
Уважаемый Александр Геннадьевич! Согласна, что предложенная Вами система тестов может оказаться полезной и интересной, но, я считаю, что вопрсы для тестирования ИКТ-компетентности должны быть более понятными и реальными, не вдававаясь в подробности устройств той или иной оргтехники, и др. Для учителя и руководителя важно умение применять и использовать социальные сервисы Интернет и иметь возможность общения с коллегами, распространения собственного опыта через сетевые педагогические сообщества.
Уважаемая Галина Павловна. Ссылки, на материалы, которые я предложил просмотреть предполагают инструменты самооценки учителя собственной ИКТ компетенции, причем они разбиты на блоки и им нет необходимости знать устройство компьютера, достаточно только отличать системный блок от клавиатуры. Опросы создавались для того, чтобы самостоятельно педагоги оценили свою компетентность в том или ином вопросе. Кто захотел честно ответить, а их я думаю все таки было большинство, опрос проводился анонимно, те и честно ответили. Тематика взята из материалов о ИКТ компетенции педагогов Минобразования РФ. На основе этих опросников достаточно легко создать тесты. ВЕдь весомость тех или иных компетенций различна. Например можно только иметь представление о создании текстового документа и иметь представление о сетевых технологиях социальных сервисов. Блочная структура и позволяет в определенном смысле получить более правильный результат, который, при сравнении материалов из других источников абсолютно правдоподобен. А выводы можно сделать по результатам проведенных опросов. :-)
Руководитель ЦИТО ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я прочитала варианты предложенные Галиной Павловной и Александром Геннадьевичем. Я, учитель английского языка, испугалась кучи незнакомых терминов. Мне кажется испугаются и другие. Понятно, что тесты должны быть и должны разрабатывать их специалисты, но они должны быть попроще. Многие проходили свои первые и последущие курсы в Интернет Центре и в цетре разработаны программы. Может быть имеет смысл строить тесты на базе этих программ.
Уважаемый Алесандр Геннадьевич! Спасибо за разъяснение формулировки некооторых вопросов, но Вы видите, что не только меня некоторые вопросы отпугнили и оттолкнули от мысли, что придётся сдавать некий экзамен по ИКТ, хотя я прекрасно понимаю, что стоять на месте нельзя, надо совершенствоваться. Я ЗА! Хотелось бы ещё узнать Ваше мнение о системе оценивания активности педагога в сетевых сообществах. По каким критериям можно оценить, за что ставить баллы?
Комментарий был изменен с момента создания (Галина Панкова, чт, 27/08/2009 - 15:01).
Я полностью с Вами согласна, что ИКТ - компетентность педагога необходимо оценивать, особенно в нашем современном обществе.
Я ознокомилась с предложенными Вами тестами для каждого уровня. Очень хорошо, что вопросы разнообразные и охватывают ряд направлений.
Но при создании таких тестов необходимо учитывать ряд разработанных правил. Любой тест можно проверить на правильность его создания и эффективность. Когда я писла свою дипломную работу я столкнулась с этим моментом. Все составленные мной вопросы для теста подверглись такой проверке. И мне очень интересно узнать, по каким правилам Вы их составляли? Это не просто так из любопытства, я в данном направлении собираюсь вести свою деятельность, учитывая то, что опыт уже есть.
Это конечно не совсем тесты, но в некоей мере инструментарий для самооценки ИКТ компетентности. Корректность полученных материалов, по результатам различных опросов проверил по ряду видов отчетности, которую готовят школы. Это отчетность о использовании интернет (ежеквартально), отчетность о внедрении ИКТ технологий в практику управления образовательным учреждением (с кучей цифр), информация о использовании ИКТ в учебной деятельности и др. Помимо этого учитывалась сетевая активность в городской локальной сети, сети Интернет по ОУ. Элементы опросов ранее использовались во входном анкетировании (эту анкету вы также используете) на курсах повышения квалификации - в первый день занятий (это казусы с понятием рабочий стол и пр.) И первоначальная цель опросов была -проверить остаточные знания педагогов, для оценки эффективности проводимых курсов и возможной организации дополнительных семинаров, так как первые опросы проводили только для педагогов, которые прошли полноценные курсы (72часа) программы ИСО. Соответственно выделили только информацию которая касается ИКТ компетенций, которая прозвучала для них на курсах. Получилось 6 основных блоков:
знание основ пакета программ Office (Word, Excel, PowerPoint);
основные сервисы Интернет (почта, форумы, поиск и т.д.);
Интернет (сетевые сообщества, Web-сайт);
дополнительные программы (архивация, проверка на вирусы и т.д.)
ВНутри блоков расшифровали некоторые понятия и обрабатывали так же по блокам., тем более вся обработка в электронном виде, без бумажек.
Т.е. это не означало, что мы бросили учителей и выплывайте как можете. Со всем этим педагоги познакомились на курсах.
Кстати по программе ИСО как раз и предусматривалось оценивание остаточных знаний педагогов. На основе исследований были подготовлены рекомендации и аналитические справки и по наиболее провальным темам организованы и проведены практические семинары. :-)
Комментарий был изменен с момента создания (badanov, чт, 27/08/2009 - 12:43).
Руководитель ЦИТО ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в обсуждении вопроса о включении в перечень оценки показателей профессиональной деятельности педагогических работников показателя ИКТ - компетентности.
В настоящее время всё больше шансов появляется познакомиться в новыми возможностями использования ИКТ в образовательном процессе, применение которых позволяет повысить уровень ИКТ - компетентности педагогов и руководителей, формировать представление об электронных образовательных ресурсах, приобретать новые навыки работы с федеральными и региональными цифровыми образовательными ресурсами, а также современными социальными сервисами Интернет и сетевыми педаогическими сообществами.
Не секрет, что ИКТкомпетентность открывает большие возможности педагогическим работникам и школьникам в использовании и применении ресурсов социальных сервисов Интернет в их совместной деятельности. Многие ли педагоги знают и готовы применить опыт лучших учителей или поделиться своими наработками через сетевые педагогические сообщества. Актуальным становится вопрос, с целью поощрения и стимулирования педагогов и руководителей, активно использующих в своей работе средства ИКТ и возможности социальных сервисов Интернет, о включении в перечень оценки показателей профессиональной деятельности педагогических работников показателя ИКТкомпетентности.
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам для обсуждения критерии показателя ИКТ - компетентности педагогических работников.
Какие, на Ваш взгляд, критерии можно было бы добавить или дополнить?
Какие трудности могут возникнуть при введении показателей ИКТкомпетентности в ходе аттестации педагогических работников?