Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Малыши с рождения видят компьютеры дома, у врача, в детском саду. Дети с удовольствием используют компьютер для игр. Без ИКТ невозможно представить учебно-воспитательный процесс в школе.
В этом учебном году в школу поступили ребята с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), вариант 8.4. Синдром аутизма представляет собой тяжелое нарушение психического развития, при котором имеются изменения во всех сферах: перцептивной, когнитивной, речевой, поведенческой.
Приступы гнева, стереотипы в поведении и речи, стремление к сохранению стабильности окружающей среды и распорядка свойственны всем детям с аутизмом.
Во внешнем облике часто обращает на себя внимание особый взгляд, взгляд, обращенный в пустоту или сквозь собеседника. Моторика угловатая, движения неритмичные, а в случаях дискомфорта, неопределенности могут возникать различного рода стереотипные движения: хаотичные взмахи руками, постукивание пальцами; удары рукой по своей голове, удары головой о твёрдую поверхность, ходьба на цыпочках, однообразный бег, укусы пальцев и рук, рисование, перелистывание книги.
Понимание особенностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных организационных и содержательных условий обучения и воспитания.
Для того, чтобы ребёнок с РАС постепенно мог приспособиться или адаптироваться к ситуации обучения, она должна быть максимально структурирована.
Самый главный внешний маркер изменений последовательности уроков – расписание. Оно должно быть видно ребенку. На доске висит полное расписание уроков, состоящее из понятных ему обозначений — картинок с подписями. Под расписанием уроков размещены в виде картинок с подписями этапы урока, которые по мере выполнения убираются. Картинки беру из Интернета.
Возможность использовать компьютер на уроках появилась, когда дети стали смотреть на учителя, реагировать на голос учителя. Применение ИКТ позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Для проведения артикуляционной гимнастики подбираю занимательный материал: "Веселый язычок", "Приключения веселого язычка", "Сказка о веселом язычке".
Знакомить ребёнка с новым материалом нужно в тот момент, когда ему это нужно. В своей работе я использую пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена последовательность событий. Например, "Моем руки", "Одеваемся на прогулку", " Посещаем туалет".
На каждом уроке проводятся оздоровительные физминутки, названия которых говорят о развитии двигательных качеств обучающихся: "Хлопай - топай", "Головами покиваем", "Мы в ладоши хлопаем", "Играем на рояле". Электронные физминутки предотвращают перегрузки учащихся и сохраняют их здоровье. Чтобы сохранить зрение, провожу зарядку для глаз. На доске прикреплены разноцветные магниты. Дети закрывают и открывают глаза, смотрят вверх-вниз, влево-вправо, по кругу, далеко-близко; следят за полётом листочка, птички, снежинки. Зрительную гимнастику "Шум моря", "Колобок", "Маша и медведь" провожу с помощью ИКТ.
Нарушения эмоционально-волевой сферы, неустойчивое внимание приводят к тому, что ученики нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя. Корригировать эмоционально-волевую сферу учащихся помогают психологические разминки с применением музыки. Дети с удовольствием слушают музыку П. Чайковского, Ф. Листа, Ф. Шопена; современные песни, песни из мультфильмов.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые будят мышление. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем лучше ребенок выражает мысли».
Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьезно заняться подготовкой руки к письму. ИКТ помогают разнообразить коррекционную гимнастику для пальцев. В Интернете огромное количество упражнений, стихотворений с названием каждого пальчика, методики применения массажного шарика и массажной палочки, приёмов работы с досками Сегена.
Развивающие мультфильмы "Tiny Love", "Аркадий Паровозов спешит на помощь", "Мойдодыр", "Как правильно чистить зубы" способствуют повышению эффективности обучения, развитию практических навыков. Просмотр мультфильма может длиться от одной до трёх минут.
Презентация помогает показать демонстрационный материал, освобождая от большого количества бумажных пособий, репродукций.
Интернет помогает найти практически любой материал по вопросам обучения, коррекции и развития: стихотворения, музыку, песни, картинки, фотографии, презентации. Общение с компьютером вызывает у детей с РАС живой интерес.
Литература
- Никольская О.С. Специальный Федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушением развития аутистического спектра (рабочие материалы) [Электронный ресурс] : Альманах института коррекционной педагогики [2014]. URL: http://almanah.ikprao.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К., 1988
Уникальность текста: 88.5%
|
На: Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистич
ИКТ в школе необходимы, особенно при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) вариант 8.4. Хорошо, что в Интернете можно найти ответ практически на любой вопрос. К сожалению, очень мало материала о работе с обучающимися с РАС вариант 8.4.
На: Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистич
Материал на тему "Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)" очень актуален. Спасибо Вам, что поделились своим опытом. Обязательно порекомендую его учителям начальных классов нашей школы.
На: Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистич
Работа с обучающимися с РАС (вариант 8.4) требует особенной подготовки к урокам. При подготовке к каждому этапу урока очень помогают ИКТ. Стихотворения, музыка, песни, картинки, картинки для создания презентаций... - все это беру из Интернета. Рада, что мой опыт работы будет полезен коллегам.
На: Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистич
Статья информационная, полезная. Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра сложная. Но каждвый должен понимать, что это - дети! И им надо познавать мир! Спасибо за статью.
сомишна
На: Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистич
Действительно, обучающиеся с РАС - особенные дети. Они склонны все предметы, картинки бросать, мять, рвать. Привлечь их взгляд, их внимание, научить реагировать на собственное имя очень сложно. Нужно быть готовой на любом этапе урока предложить другое задание, помочь ребенку, поддержать его, вселить уверенность в свои силы. А когда эти детки обнимают, целуют, называют "мама" (пришли в школу неговорящими) - это учительское счастье.
В нашу жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность».
(Р.Шнайдер – педагог и философ)
На: Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистич
Статья даёт много полезной информации. Работа в коррекционной школе сложная и нелёгкая. Приходится постоянно искать новые пути реализации поставленых целей и задач. Поэтому мы находимся в постоянном поиске.
На: Применение ИКТ при обучении детей с расстройствами аутистич
При работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра постоянно нужно придумывать что-то новое. Например, весь бумажный раздаточный материал должен быть заламинирован. С кубиками работаем сначала с мягкими, потом - с пластмассовыми, затем - с деревянными...