Урок литературы с элементами интеграции (изобразительное искусство, музыка, кинематограф).
Класс:шестой Учитель русского языка и литературы первой категорииНурмухамедова Г. Т
Тема урока:«Осень в искусстве».
Вид:урок формирования умений и навыков.
Тип:урок-творчество.
Эпиграф к уроку(записан на доске)
Природа вся полна последней теплоты…
А. Толстой.
.
Цели урока:создать целостное представление об осени;
обучающая: умение выразить музыкальные впечатления, впечатления о картине в форме высказывания;
развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение художественными образами, выразительными свойствами языка;
воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание учащихся, формирование глубокого уважения к родной природе.
Оборудование:министенды с высказываниями о природе, выставка работ учащихся «Осень», репродукции картин; магнитофон, аудиокассета «Сборник классической музыки», аудиозапись песни (караоке) группы «ДДД» «Осень», телевизор, видеокассета с кинозарисовками об осени.
План урока
Содержание этапов урока:
Оргмомент
Мотивационное начало урока. Постановка цели
Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
Этап усвоения новых знаний (задания по группам):
осень в лирике
осень в музыке
осень в живописи
осень в кинематографии
Задания творческого характера
Итоги урока
Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Методы и формы работы:
Приветствие
Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся
Работа со справочной литературой (подготовка сообщений)
Индивидуальная форма работы
Дифференцированный подход к работе с учащимися
Творческие задания
Подготовкак уроку
Учащиеся:
Должны рассказать о творчестве одного из художников, композиторов, выучить наизусть стихотворение об осени.
Два ученика оформляют «раскладушку» со стихами и картинками об осени.
Два ученика готовят выставку сборников стихотворений об осени.
Выразительное чтение стихотворения М. Исаковского «Попрощаться с тёплым летом…»
Учитель:
Приготовить записи композиций о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о природе.
Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.
Распределить учащихся заранее по творческим группам:
1-я группа – «лирики» – готовят выразительное чтение стихов об осени.
На столе: таблица «Осень в искусстве», книги о природе, листы бумаги, ручки.
2-я группа – «художники» – знакомят с биографией художников, пишущих о природе.
На столе: таблица «Осень в искусстве», листы бумаги, карандаши.
3-я группа – «композиторы» - знакомят с биографией композиторов, пишущих о природе.
На столе: таблица «Осень в искусстве», портреты композиторов, листы бумаги, ручки.
Оформить класс: полукругом расставить парты для трех групп.
Ход урока
·Оргмомент. Мотивационное начало урока.
Слово учителя:
Осень, осень: «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень застенчива и разнообразна.
Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе.
В начале урока задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке.
В конце урока подведем итоги, какая группа самая внимательная.
Осень в искусстве
Литература
Живопись
Музыка
Осень в литературе.
- Ребята, какие стихи об осени вы знаете?
Работа 1-ой группы.Чтение стихотворений.
А. С. Пушкин «Унылая пора…»
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
Ф. И. Тютчев. «Но птички отпели, цветы отцвели…»
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».
- Кто же «главный герой» в произведениях?
Чем привлекает осень поэтов?
Рекреационное занятие(физкультминутка).
- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).
Осень в живописи.
- Есть ли связь между писателями и художниками?
Можно ли проиллюстрировать природу?
Как мы называем картины, на которых изображена природа?
Работа 2-ой группы.
Краткие сведения о Левитане, Саврасове, Грабаре.
Просмотр репродукций художников.
- Посмотрите на репродукцию с картины Левитана «Золотая осень»
Какие же основные цвета в пейзаже?
Каким чувством наполнена картина?
Какое настроение передает нам автор?
Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.
Наша группа художников также подготовила выставку картин об осени, обратите внимание на них.
Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.
Осень в музыке.
- Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.
Работа 3-ей группы.
Краткие сведения о Чайковском, Вивальди, Шопене, Паганини, Моцарте.
Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.
- Какое настроение вызывает данная музыка ( А. Вивальди «Времена года»,Чайковский «Октябрь»)?
-Подчеркните в тексте наиболее выразительные, на ваш взгляд, эпитеты.
Вывод: Меняет все в природе, хочется тишины, покоя. Герой прощается с осенью без сожаленья и печали. Краски сгущаются, становится темнее, тише, печальнее.
-Попробуйте описать, с чего для вас начинается осень.
С какой картиной (находящейся в кабинете) перекликается данное стихотворение?
(Е.Е. Волков «Октябрь»).
3. Осень в кинематографе.
Скажите, ребята, а какой вид искусства вам еще знаком? Кино, кинематография.
Посмотрите, пожалуйста, как изменилась природа, какими красками пестрит земля!
«Лирики» - какое стихотворение вы бы прочитали за кадром экрана?
«Художники» - какие краски вы бы добавили в зарисовку природы?
«Композиторы»- какая музыка могла бы быть за кадром, как она должна звучать?
Итог урока
Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? ( Проверка таблиц).
Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства, кинематографа в создании образа осени.
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Оценки за работу выставляют, комментируя, руководители групп.
Объяснение домашнего задания.
Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Расскажите о наблюдениях в домашнем сочинении-миниатюре «Осенняя картина» (5-6 предложений).
На: Урок литературы в 6 классе "Осень в искусстве"
Интересный урок; жалко, что не помещён иллюстративный материал.