Просим высказать мнение о проблемах преподавания мировой художественной культуры, поделиться опытом, рассказать о формах уроков, которые наиболее эффективны для МХК, исследовательской и проектной деятельности, методических приемах и находках.
Антонина Александровна, меня заинтересовало восприятие архитектуры (статья в "Первое сентября"). Может быть, я заблуждаюсь, но архитектура как-то очень поверхностно, в малом объеме изучается. Информацией о правилах, законах сооружения дворцов, храмов, башен, ротонд..и т.д., думаю, немногие обладают... В архитектурных сооружениях масса символики, у каждой постройки своя история... , связанная зачастую с жизнью архитектора. В храмах и цекрквях большую роль играют иконы и витражи...
Вот, например, памятник погибшему кораблю "Памир" (и всем другим затонувшим кораблям). Обломки корабля находятся в церкви святого Якоба (покровителя моряков) в Любеке.
Комментарий был изменен с момента создания (nelke, Tue, 25/08/2009 - 17:30).
Все действующие программы по МХК включают темы по архитектуре, это вид искусства, который объединяет все другие и является ведущим и основополагающим на протяжении всей истории мировой культуры. Другое дело, что часов отводится очень мало, поэтому темы по архитектуре на уроках иногда дают обзорно.
Начнем с проблем? Вопрос с учебной литературой всегда стоял остро перед учителем МХК. В этом году положение не изменилось. В 10-11 классах по федеральному списку среди допущенных программ главенствует Емохонова, на всех курсах она широко рекламируется и предлагается как руководство к действию. Сама программа хорошая, но вот учебники по ней стоят 400 рублей+ рабочая тетрадь за 180 р. Готовы ли родители заплатить такую сумму для 1 урока в неделю и при расхожем мнении о второстепенности предметов эстетического цикла?Думаю, что вопрос риторический, но о каком качественном образовании может тогда идти речь?
Насколько мне известно, ЕГЭ по МХК нет...Хоть бы его ввели, может, тогда отношение к предмету изменилось бы...:) С учебниками дела, конечно, туго обстоят...Материально не все потянут - факт, да еще при таком количестве часов...А другими учебниками, пособиями, литературой пользоваться можно...?
Пользоваться можно любыми пособиями, но Наталия Владимировна очень правильно поднимает вопрос с авторами учебников. Учебники уже есть многих авторов, но утверждены МО РФ и рекомендованы в основном учебники Л.Г. Емохоновой. Такие авторы как В.Г. Маранцман, О.Б. Лисичкина, Г.И. Данилова тоже написали интересные учебники и внесли свой вклад, я уже не говорю об учебниках и методических пособиях Ю.А. Солодовникова, у которого есть комплект учебников и пособий с 6 класса, этот автор сотрудничал с Л.М. Предтеченской, благодаря которой мы имеем в школе такой предмет "Мировая художественная культура". Учебники Ю.А. Солодовникова, конечно, сложны, но очень глубоки в мировоззренческом и культурологическом плане, а их нет в списке рекомендованных. Надо менять это положение, учитель вправе выбирать, но и проблема доступности тоже имеет место: учебники очень дорогие!
И еще одно положение меня давно мучает...Дифференцированный подход, который у нас создать непросто...Ведь искусство, ощущения, тонкие моменты далеко не каждый понять может...Может быть, программы разных уровней подготовить...? Или хотя бы уроки...?
ЕГЭ по МХК - это интересно... Но думаю, что не в этой жизни. Учитель, конечно, купит себе эти учебники, да у него и масса других разных источников, а вот ученику учебник необходим больше, чем учителю.В нем вся основная информация, а заинтересованные и неравнодушные могут воспользоваться и дополнительными материалами. Думаю, что будем работать как всегда (в разрез с концепцией "Новой школы"): учитель говорит - дети записывают и готовятся к урокам по конспектам.
Учебники Даниловой, Солодовникова стоят чуть дешевле, но мне, например, не очень близки их программы. Я несколько раз была на курсах Солодовникова, он , конечно, потрясающий знаток мировой культуры, слушать его одно удовольствие, но его программы несколько академичны и по моему мнению сложноваты для детского восприятия. Он все-таки больше ученый-искусствовед, чем педагог. Коллеги, а вы знакомы с его программами? Хотелось бы узнать ваше мнение.
Наталия Владимировна, на мой взгляд, программы Ю.А. Солодовникова и Л.М. Предтеченской, по которым следует давать уроки, можно вносить свои авторские видения, составляя учебные планы, но за основу надо брать именно эти программы. Учебники Солодовникова сложны, методические пособия для учителя тоже, но прочитав внимательно один раз (стоит время потратить), дальше становится понятна идея и глубина замысла автора. А вот учебники Г.И. Даниловой мне совсем не нравятся из-за примитивного изложения материала (но это мое мнение), хотя очень многие ими пользуются.
Уважаемые коллеги!
Просим высказать мнение о проблемах преподавания мировой художественной культуры, поделиться опытом, рассказать о формах уроков, которые наиболее эффективны для МХК, исследовательской и проектной деятельности, методических приемах и находках.
Ваше мнение будет интересно коллегам!!!
С уважением, Антонина Александровна