Совершенствование навыков письменной речи на уроках английского языка- залог успешной сдачи экзамена
Submitted by Елена Валерьевна Поддубная on чт, 02/02/2017 - 06:22
The mere process of writing is one of the most powerful tools we have for clarifying our thinking. I am never as clear about any matter as when I have just finished writing about it. JamesVanAllen.
Я нашла известные слова Джеймса Ван Алена и мне кажется они идеально подходят для моей статьи. В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в соответствии с этим заказом. Вместе с ним менялись цели и задачи обучения. На настоящий момент обучающиеся готовятся к ОГЭ после 9 класса и к ЕГЭ после 11, которые состоят из нескольких частей, одна из них письменная часть.
Письмо тесно связано с чтением. В их основе лежит одна и та же графическая система языка.Таким образом, как мне кажется, письмо идеально подходит для систематизации знаний и умений учащихся, их самоконтроля и самокоррекции. Так же стоит учитывать, что овладение устной речью упрощает часть письма, ведь если обучающийся хорошо подкован в ораторском умении, ему не составит труда изложить это всё на бумаге.
Следует иметь ввиду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном случае научить учащихся писать те же тексты, которые любой образованный человек может писать на своем родном языке. Это может быть:
заполнение анкет
написание различного рода писем и ответов на них, включая как официальные, так и личные
составление резюме, биографий, автобиографий
написание различных заявлений
написание рецензий
написание аннотаций
написание докладов
написание сочинений, эссе
написание поздравительных открыток
написание записок и т. д.
На уроках английского начиная с 4 класса мы начинаем писать поздравительные открытки, заполняем анкеты, пишем записки, в 7-8 классе учимся писать сочинения, рецензии, доклады, в 9-11 классах это уже эссе.
Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост, но если работа над ее развитием начата на раннем этапе обучения иностранному языку и соблюдаются такие принципы как последовательность и систематичность, то результат не заставит себя долго ждать.
Если говорить об этапах обучения, то следует рассмотреть следующие:
1. Обучение графики;
2. Обучение орфографии;
3. Обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов);
4. Обучение написанию различных письменных текстов (написание резюме, писем различного характера и назначения, заполнение бланков, написание статей, рецензий на книги, фильмы или выставки, написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни, написание инструкций, репортажей и др.)
- упражнения на написание отдельных букв, полностью или частично совпадающих в английском и русском языках (например:Aa, Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы (Dd, Pp, Tt); несовпадающих по написанию (Ss, Ff, Ch, ch, Rr и др.)
- упражнения на списывание, копирование отдельных слов, фраз, предложений текста
- упражнения на звуко - буквенный анализ отдельных буквосочетаний
- составление тематических словарей
К специальным упражнениям, развивающим навыки орфографии, относятся:
- копирование слова, текста, т. е. списывание с целью усвоения основных правил орфографии и пунктуации
- списывание, осложненное дополнительными заданиями. Например: подчеркиванием указанных букв или буквосочетаний, заполнением пропусков недостающими буквами или словами с трудным написанием и др.
- группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений; омографов; лексем, относящихся к одной теме; производных слов с указанным суффиксом и т.д.)
- орфографические игры (кроссворды, чайнворды, загадки, лото и т.д.)
- диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, самодиктант
- упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками, слова-монографы).
Можно воспользоваться следующими идеями для 10-минутного письма, в котором учащиеся учатся кратко излагать свои мысли и в то же время развивать их. Вотони:
-Softly falling snow is like…
-Sometimes I feel…
-When I see…I remember…
-When I hear…I think of…
-I wonder…
-Tomorrow…
-I cannot… but I can…
-Once I…but now…
A little…is…
As for me….
I think that…..
As far as I know….
На лето или на каникулы старшеклассникам можно предложить завести дневник, где бы они коротко описывали происходящие с ними события. Интересной формой письменных творческих заданий может быть написание стихотворений, где учащиеся могут сочинять как свои собственные стихи, так и лимерики по образцу. Например, управляемым поэтическим упражнением является стихотворение, которое сочиняется в ответ на специально подготовленные вопросы или по шаблону.
Письменные задания могут быть в форме психологических опытов. Например, учащимся предлагается ответить на вопросы.
Важной частью письменных заданий является планирование письменной речи. Оно может принимать различные формы:
mind-map (в центре главное понятие, от него расходятся идеи для написания работы)
brainstorming (секрет этого способа - думать быстро и воздерживаться от критики. Слова «это не подходит, это уже было и т.п.» снижают энтузиазм и перекрывают источник идей.
freewriting- это уровень предложений, можно позволить детям допускать ошибки.
list-makingandscratchoutlining (используются для организации идей, мыслей. Особенно это необходимо, когда вы имеете много информации. Чтобы написать список надо написать тему, а потом ее детализировать).
questioning (традиционноэто 5-«W» и «H», т.е. why? what? who? when? where? how?)
На последних уроках по каждой теме учащимся можно предложить подготовить творческий проект. При его подготовке у учащихся непременно формируются навыки письма, так как проект предполагает наличие наглядного материала, описание различной информации, интервью, выписывание различных фактов и их оформление. Здесь очень эффективна работа в парах или группах.
Исполнение письменного замысла зависит от того, как учащиеся владеют варьированием стиля и объема письменного произведения речи. Формированию этого умения способствует сравнение и анализ разных текстов. Подобный опыт позволяет учащимся подражать в письменной речи как официальному, так и разговорному стилю. При обучении важна тренировка воображения. Возможны задания, начинающиеся со слов « Imaginethatyouare…».
Также к заданиям на развитие письменной речи относятся такие, как составление рассказов по картинкам, составление кроссвордов по теме, написание собственно сочинений. В школе дети в основном пишут, чтобы показать, что они знают ту или иную сумму слов по определенной теме, умеют создавать тезисы и организовывать параграфы, чтобы показать как они умеют пользоваться знаками препинания и уровень владения грамматикой.
Сейчас, в век информатизации, люди стали писать настоящие письма реже, но зато на первый план выходит смс-общение и общение в интернете. Сотни слов имеют SMS-эквивалент, SMS-язык стал вторым для миллионов людей, особенно для англоязычных пользователей. К сегодняшнему дню этот способ общения является одним из самых распространенных. Подобное явление наблюдается почти во всех странах, национальных языках, но особенно SMS-сокращения распространены в США. Все это тоже требует определенных знаний и умений, связанных с письменной речью. Современным школьникам будет интересно познакомиться со списком смс - сокращений слов и предложений. Это внесет некоторое разнообразие и повысит интерес учащихся к изучаемому языку, а также сблизит их со сверстниками из англоязычных стран. Задания на «зашифровку» письма в стиле смс им очень нравятся. В качестве примеров можно привести такие сокращения:
1. Одна буква или цифра заменяет целое слово: be – b (быть); ate – 8 (ел); see– c (смотреть); for – 4 (четыре); are – r; to/too – 2 (два);you– u (ты); why – y (почему).
2. Одна буква или цифра заменяет слог: activate – activ8 (активизировать); great – gr8 (отлично); mate – m8 (товарищ); later – l8r (позже); before – b4 (вперед, перед); therefore – there4 (поэтому); today – 2day (сегодня); wait - w8 (подожди).
3. Изменение значения символов: ss – $; oo – %; -orr- – oz; sorry – soz (огорченный), tonight - 2NITE (сегодня вечером); thanks - TX (спасибо); today - 2dA (сегодня).
4. Сокращение букв и пунктуационных знаков, когда:
исключаются гласные: between – btw (между); because - bcs (потому что); your - YR (твой); speak - SPK (говорить); people – PPL (люди).
использование транскрипций, сленга или диалектных вариантов: because – cos (потому что).
Примеры SMS - предложений с отсутствием пунктуации
1. hi m8 u k? i soz i 4gt 2 cal u lstnyt-y dnt we go c film 2moz (60 символов)
Hi, mate. Are you okay? I am sorry that I forgot to call you last night. Why don’t we go and see a film tomorrow? (120 символов).
Мы такого рода упражнения выполняем в 9 классе по учебнику Биболетовой, но я уверена что детям и более ранней категории будет очень интересно научиться писать такие смс сообщения.
Таким образом, подводя итог, хочется еще раз сказать о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, которые могут быть предложены детям.
В конце своей статьи хотела предложить типичное задание для обучающихся 11 класса, написать письмо-ответ на предложенную тему.
You have received a letter from your English -speaking pen-friend Mary who writes:
…At the lessons of biology we are studying different plants native to a certain area. Could you tell me which trees are the most wide spread in Russia? As for our news, we are in Scotland. What a relaxing place it is! I wish I could describe how beautiful the local lochs are…
Write a letter to Mary.
In your letter:
• answer her questions
• ask 3 questions about her holiday in Scotland
Write 100—140 words.
Remembertherulesofletterwriting.
Идея с смс- сообщениями не плохая,но мы столько времени тратим на правописание английских слов на уроках , что мне кажется это не очень удачный вариант для подготовки к письменной части итоговой аттестации учащихся.Ведь наша цель заключается именно в этом. Это имеет место быть на кружках, элективах и т.д.
Комментарий был изменен с момента создания (serdyukowa.natasha, чт, 02/02/2017 - 21:15).
Размещено чт, 02/02/2017 - 17:37 пользователем Ирина Васильевна Пичугина.
Кристина Игоревна, благодарю Вас за представленные упражнения и приёмы. Данные задания имеют практическую направленность и направлены на формирование и развитие навыка письменной речи учащихся. Ваши формы работы интересны, можно некоторые взять на заметку. Очень интересно участвовать в таких семинарах, которые проводит Елена Валерьевна. Всегда нахожу много полезного для себя. На дополнительных занятиях можно использовать различные варианты упражнений, которые вы предлагаете – это интересно нашим ученикам. Желаю удачи в достижении целей!
Кристина Игоревна, спасибо за представленные идеи. Вы привели в пример много интересных методов обучения письму. Мне по душе MIND-maping, поскольку данное упражнение замечательно систематизирует материал, делает его наглядным и доступным, даёт возможность творчеству. Минус-ограниченная возможность создания карт. Что касается смс на английском языке- неплохая идея (писали с ученицей исследовательскую работу на эту тему), но как-то обидно за язык становится.
Кристина Игоревна, спасибо за статью! Статья интересная.Видно что работа над совершенствованием навыков письменной речи у учащихся ведется Вами в системе. Некоторые задания хочу использовать в своей работе.
Благодарю педагога за очень полезную статью.Действительно, обучение письму- очень трудоемкий процесс, требующий систематической, кропотливой работы. В условиях общеобразовательной школы с двумя часами в начальной школе и тремя в средней и старшей очень трудно выделять достаточно времени на обучение этому самому сложному виду речевой деятельности, к тому же учитывая общий уровень обученности учащихся. Ведь иногда сталкиваешься с тем, что у учашихся отсутстуют элементарные учебные навыки. Учитель иностранного языка все-таки должен приходить на подготовленное поле, чтобы получить какие-то результаты.
Размещено Sat, 04/02/2017 - 14:58 пользователем Татьяна Васильевна Кочегарова.
Кристина Игоревна, спасибо за представленный опыт. СМС, конечно, актуальны, однако их язык усложняет нам (и без того сложный) процесс обучения школьников письму. Заданий на использование языка СМС в экзаменах нет. Учащиеся должны писать культурно и грамотно все виды сообщений, будь -то СМС, поздравление, анкета, письмо... Так что вопрос остается открытым: стоит ли обучать этому? - Разве только ради интереса.
На: Совершенствование навыков письменной речи на уроках английск
Очень интересная статья. Особенно мне понравилась идея с смсками. Обязательно проведу такую работу со своими ребятами.
На: Совершенствование навыков письменной речи на уроках английск
Идея с смс- сообщениями не плохая,но мы столько времени тратим на правописание английских слов на уроках , что мне кажется это не очень удачный вариант для подготовки к письменной части итоговой аттестации учащихся.Ведь наша цель заключается именно в этом. Это имеет место быть на кружках, элективах и т.д.
На: Совершенствование навыков письменной речи на уроках английск
Кристина Игоревна, благодарю Вас за представленные упражнения и приёмы. Данные задания имеют практическую направленность и направлены на формирование и развитие навыка письменной речи учащихся. Ваши формы работы интересны, можно некоторые взять на заметку. Очень интересно участвовать в таких семинарах, которые проводит Елена Валерьевна. Всегда нахожу много полезного для себя. На дополнительных занятиях можно использовать различные варианты упражнений, которые вы предлагаете – это интересно нашим ученикам. Желаю удачи в достижении целей!
irene
На: Совершенствование навыков письменной речи на уроках английск
Кристина Игоревна, спасибо за представленные идеи. Вы привели в пример много интересных методов обучения письму. Мне по душе MIND-maping, поскольку данное упражнение замечательно систематизирует материал, делает его наглядным и доступным, даёт возможность творчеству. Минус-ограниченная возможность создания карт. Что касается смс на английском языке- неплохая идея (писали с ученицей исследовательскую работу на эту тему), но как-то обидно за язык становится.
На: Совершенствование навыков письменной речи на уроках английск
Кристина Игоревна, спасибо за статью! Статья интересная.Видно что работа над совершенствованием навыков письменной речи у учащихся ведется Вами в системе. Некоторые задания хочу использовать в своей работе.
Филатова Наталия
На: Совершенствование навыков письменной речи на уроках английск
Благодарю педагога за очень полезную статью.Действительно, обучение письму- очень трудоемкий процесс, требующий систематической, кропотливой работы. В условиях общеобразовательной школы с двумя часами в начальной школе и тремя в средней и старшей очень трудно выделять достаточно времени на обучение этому самому сложному виду речевой деятельности, к тому же учитывая общий уровень обученности учащихся. Ведь иногда сталкиваешься с тем, что у учашихся отсутстуют элементарные учебные навыки. Учитель иностранного языка все-таки должен приходить на подготовленное поле, чтобы получить какие-то результаты.
На: Совершенствование навыков письменной речи на уроках английск
Кристина Игоревна, спасибо за представленный опыт. СМС, конечно, актуальны, однако их язык усложняет нам (и без того сложный) процесс обучения школьников письму. Заданий на использование языка СМС в экзаменах нет. Учащиеся должны писать культурно и грамотно все виды сообщений, будь -то СМС, поздравление, анкета, письмо... Так что вопрос остается открытым: стоит ли обучать этому? - Разве только ради интереса.