Прогамма Родительского клуба воспитатель Налимова Наталья Александровна
Submitted by Наталья Александровна Налимова on пн, 30/01/2017 - 22:41
Пояснительная записка
Программа родительского клуба - результат изучения семьи, создавшим новую модель психолого-педагогического информирования и практической помощи родителям детей дошкольного возраста. Представленная программа имеет практическое значение, так как вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одними из важнейших аспектов организации взаимодействия детского сада и семьи.
Программа родительского клуба направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, педагоги создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей: «Информационный экран» «Будь здоров, малыш!», консультации медсестры, рубрика «Советы психолога», «Советы логопеда», памятки и буклеты «Родителям о детях», планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано всеми педагогами ДОУ в практической деятельности.
Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи:
• повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;
• привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Реализация программы родительского клуба рассчитана на 1 год, место реализации МБДОУ «Детский сад № 61, младшая общеразвивающая группа «Зайчик», п. Новый Свет.
Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Программа включает в себя пять заседаний. Остальные встречи проводятся в форме совместного проведения игрового развлечения, консультаций, дня открытых дверей. Родительские встречи проходят 1 раз в 1-2 месяца.
Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность.
Длительность заседания не превышает 30-40 минут (1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.
Ожидаемые результаты программы
1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.
2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о педагогическом процессе в ДОУ, предупреждение и преодоления возможных трудностей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья детей дошкольного возраста.
4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.
План работы родительского клуба группы «Зайчик» на 2016-2017 учебный год.
Октябрь
Мероприятия клуба
Содержание
Участники
1
Подготовительный этап
Реклама
Распространение наглядно-информационной агитации (буклеты, афиши, брошюры, визитные карточки)
Подбор и изучение психолого-педагогической литературы; анализ опыта работы других родительских клубов
Воспитатели
2
Анкета-предложение
Выявление запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания.
Воспитатели
3
Первое заседание клуба. Совместное чаепитие «Сладкий стол своими руками»
Экскурсия по ДОУ (Музыкальный, физкультурный залы, медицинский и процедурный кабинеты, кабинеты специалистов, кухня
Ознакомление с планом работы на уч. год
Вопросы. Пожелания
Воспитатели Родители
4
Внесение почтового ящика «Спрашивали? -Отвечаем!»
Анализ актуальных проблем
Оказание квалифицированной помощи
Воспитатели
Ноябрь
1
Фотовыставка «Как мы в садике своём очень весело живём!»
Налаживание взаимоотношения с родителями
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Установление психологического контакта с родителями
Информирование родителей по вопросам оздоровления детей
Медсестра МБДОУ № 61
3
Мастер-класс «Песочная терапия для детей»
Психолого-педагогическое просвещение участников клуба о интересном методе развития ребенка, развитие мелкой моторики рук
Воспитатели
Родители
4
Оформление проекта «Сказочное Новогодье для всей семьи»
Придумать и воплотить праздник для ребёнка, семьи или взрослой компании
Воспитатели Родители
Декабрь
1
Презентация «Условия в детском саду»
Ознакомление родителей с предметно-развивающей средой группы
Воспитатели
Родители
2
Второе заседание клуба «Давайте помечтаем!»
Демонстрация проекта «Сказочное Новогодье для всей семьи»
Воспитатели
Родители
3
Домашнее задание на каникулы «Поиграй со мною дома»
Родители выполняют домашнее задание, играя с малышом. Повышение педагогических знаний и умений. Накопление обучающего материала
Воспитатели
Родители
Январь
1
Оформление педагогической библиотеки (методическая литература, журналы)
Психолого-педагогическое просвещение участников клуба
Воспитатели
2
Третье заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста»
Встреча с психологом
Рубрика «Советы психолога» «Психологические особенности детей дошкольного возраста»
Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей дошкольного возраста
-дошкольный возраст-период…
-особенности умственного развития
-особенности развития речи
-двигательная активность детей дошкольного возраста
Дать родителям представление о психологических особенностях детей дошкольного возраста. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей.
Воспитатели
Психолог
Родители
3
Семейный конкурс на лучшую снежную постройку «Снеговичок»
Вовлечение участников родительского клуба в деятельность МБДОУ № 61. Налаживание положительного взаимоотношения
Воспитатели
Родители
4
Консультация «Чем занять ребёнка, когда мама хочет отдохнуть»
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Повышение педагогической компетентности родителей
Информирование родителей по вопросам оздоровления детей
Медсестра МБДОУ № 61
Февраль
1
День открытых дверей «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
Консультация «Расти здоровым, малыш!»
Присутствие родителей на просмотре режимных моментов
Информирование родителей в вопросах здоровья детей
Родители
Воспитатели
Дети группы
Медсестра ДОУ
2
Рубрика «Советы психолога» «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления»
Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие. Познакомить о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления. Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами.
Воспитатели
Психолог
4
Фотоколлаж «Мой ребенок в детском саду»
Налаживание взаимоотношения с семьями
Воспитатели
Родители
5
Обновление педагогической библиотеки
Психолого-педагогическое просвещение участников клуба
Воспитатели
Март
1
Праздник, посвященный дню 8 марта
Слайд-шоу «Мамочку мою я очень люблю»
Консультация «Живу по расписанию»
Совместное проведение развлечения с мамами.
Объединить взрослых и детей настроением праздника
Дать квалифицированную консультацию для родителей и формировать у них представление о режиме как о значимом факторе в жизни ребенка
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители
Дети
2
Рубрика «Советы психолога»
«Нервно-психическое развитие детей с 4 до 5 лет»
Воспитатели
3
Занятие –практикум
«Игры детей среднего дошкольного возраста
Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей, дать необходимые рекомендации, обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими.
Воспитатели
Родители
Апрель
1
Четвёртое заседание клуба. Круглый стол «Воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста»
Ознакомление родителей с особенностями воспитания и развития детей младшего возраста
-воспитание самостоятельности;
-общение со взрослыми;
-роль родителей в воспитании детей;
-капризы малышей
Воспитатели
Родители
2
Семейный конкурс «Разноцветные ладошки»
Организация выставки
Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм работы с семьей
Воспитатели
Родители
Дети
3
Анкетирование родителей
Оценка родителями деятельности клуба
Воспитатели
Родители
4
Наглядная информация (папка-передвижка)
«Игры с детьми, в которые играем в летний период»
Воспитатели
5
Информационный экран «Будь здоровым, малыш!»
Формирование у родителей осознанного отношения к организации здорового образа жизни малышей
Медсестра ДОУ
Май
1
День добрых дел
Субботник на территории ДОУ
Вовлечение участников клуба в деятельность МБДОУ № 61
Воспитатели
Родители
2
Консультация «Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи»
Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов. Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка и с видами игрового оборудования.
Воспитатели
Родители
4
Итоговое заседание клуба № 5
«До новых встреч»
Просмотр видеоархива родительского клуба. Подведение итогов.
Все участники родительского клуба
5
Фотовыставка «Мы уже подросли»
Проявление родительского интереса к жизни детей в группе
Воспитатели
Дети
родители
Список литературы:
1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
2. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002.
4. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.
5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009
6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
7. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
9. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007.-179с.